Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.
Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5
Международная защита прав ребенка ……………………………...7
Права ребенка …………………………………………………………8
Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13
Всемирное движение за права детей ………………………………...14
Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18
Международные документы о правах ребенка………………………18
Белорусское законодательство о правах детей……………………….21
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………
Введение ………………………………………
1 Права ребенка
как самостоятельная сфера
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст.32 Конституции РБ брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Родители
или лица, их заменяющие, имеют право
и обязаны воспитывать детей,
заботиться об их здоровье, развитии и
обучении. Ребенок не должен подвергаться
жестокому обращению или
Основным приоритетом развития государственной политики в Беларуси на протяжении долгих лет была защита прав и интересов детей. Ведь дети – будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.
Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.
После Второй мировой войны международное общество приняло несколько правовых документов, определяющих статус детей и обязательства государства и общества перед детьми.
В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала значительное влияние на политику в области защиты прав детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.
В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в законодательных актах РБ.
Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную.
Во всем мире проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономические кризисы отрицательно влияют, прежде всего, на несовершеннолетних. Свидетельством чему являются: увеличившееся число бедных семей; увеличение правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.
Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии ребенка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей.
Тема данной курсовой является актуальной, т.к. защита прав детей – это обязанность каждого, просто человека или должностного лица. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, необходимо принимать все «законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации…».
Объектом исследования курсовой работы являются международно-правовые документы о защите прав ребенка, деятельность органов по правам ребенка, принципы защиты прав ребенка.
Предметом курсовой работы являются проблемы, связанные с международной защитой прав ребенка, нормы права, касающиеся международной защиты прав ребенка.
При написании настоящей курсовой работы использовался исторический метод, аналитический и метод сравнительного исследования.
Цель
исследования данной темы состоит в
том, чтобы показать и изучить
особенности международной
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.
В
курсовой работе используется большой
перечень литературных источников. Для
раскрытия темы приводятся положения
из законодательных и нормативных актов.
Для понимания сущности международной
защиты прав детей особый интерес представляет
Конвенция о правах ребенка, Закон Республики
Беларусь «О правах ребенка» и различные
учебные пособия.
Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство — уникальный, важнейший период в развитии человеческой личности. Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от уровня духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли и значения прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия.
В то же время можно сказать, что уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития. [2, с.167]
Современная система международной защиты прав ребенка (как составная часть международной защиты прав человека) сформировалась в рамках Организации Объединенных Наций во второй половине XX в. Путь к осознанию необходимости создания института международной защиты прав ребенка как совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, был достаточно долгим.
Следует отметить, что и до второй мировой войны, отдельные нормы, относящиеся к защите прав ребенка, получили международно-правовую регламентацию. В период с начала XX в. до 1945 г. международное сотрудничество государств, имеющих отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям:
Механизмами предупреждения торговли детьми, использования их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ регулировались рядом принятых международных соглашений:
(№60).[3, c.97]
С созданием Организации Объединенных Наций начинается развитие системы международной защиты человека, которая, несомненно, оказала влияние и на создание института международной защиты ребенка. Начиная с 1945 г. эволюция международной защиты прав человека прошла ряд этапов.
В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Эти права нашли свое юридическое закрепление в Международных пактах по правам человека 1966 г., которые вместе с Всеобщей декларацией сформировали Билль о правах человека. Положения указанных международных документов в дальнейшем конкретизировались и к концу 1980-х гг. было разработано свыше 80 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека.
Под международными контрольными механизмами понимается совокупность конвенционных и внедоговорных контрольных органов и международных процедур, которые подразделяются на различные категории:
-исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека,
-рассмотрение докладов государств о выполнении своих обязательств согласно ратифицированным ими международным соглашениям,
-разрешение претензий государств друг к другу и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов.
Таким
образом, в 1945 г. Устав ООН создал правовую
основу для формирования международной
защиты прав человека, которая в дальнейшем
развивалась в следующих направлениях:
разработка международно-правовых принципов
и норм в области защиты прав человека
и создание международных контрольных
органов за их соблюдением. [3, с.98]
Под международной защитой прав ребенка понимается система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств. [3, с.99]
Процесс выделения прав ребенка в особую сферу человеческой познавательной и общественной деятельности начался спустя несколько столетий со времени введения понятия "права человека". Анализируя место прав ребенка в общей структуре прав человека, выявляя первоначальные причины выделения в особую категорию прав и соотнося права детей с другими группами в классификации прав человека, можно с определенной степенью уверенности утверждать следующее.
Во-первых, в правах ребенка соединены как права первого поколения (негативные), так и права второго поколения (позитивные). Во-вторых, хотя начался процесс выделения прав ребенка на 2-м этапе развития концепции прав человека, но само осознание специфичности и значимости прав детей произошло уже на 3-м этапе, т.е. в конце XX в. Побудительными причинами послужили несколько обстоятельств.[2, с.169]
Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей