Международно-правовые основы защиты детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.

Оглавление

Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5

Международная защита прав ребенка ……………………………...7

Права ребенка …………………………………………………………8

Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13

Всемирное движение за права детей ………………………………...14

Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18

Международные документы о правах ребенка………………………18

Белорусское законодательство о правах детей……………………….21

Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека (Автосохраненный).doc

— 191.00 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………                                               3                

1 Права ребенка  как самостоятельная сфера прав  человека …………….. 5 

    1. Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5
 
    1. Международная защита прав ребенка ……………………………...7
 
    1. Права ребенка  …………………………………………………………8
 
  1. Международное сотрудничество по защите прав детей  и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13
 
    1. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13
 
    1. Всемирное движение за права детей ………………………………...14
 
  1. Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18
 
    1. Международные документы о правах ребенка………………………18
 
    1. Белорусское законодательство о правах детей……………………….21
 

Заключение……………………………………………………………………27 

Список  использованных источников………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               ВВЕДЕНИЕ 

     Согласно  ст.32 Конституции РБ брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

     Родители  или лица, их заменяющие, имеют право  и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и  обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые  могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. [1, ст.32]

     Основным  приоритетом развития государственной  политики в Беларуси на протяжении долгих лет была защита прав и интересов  детей. Ведь дети – будущее нашей  страны, и каждый ребенок является ценностью.

     Личность  человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется  должного внимания. По данным Организации  Объединенных Наций (ООН) в настоящее  время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

     После Второй мировой войны международное  общество приняло несколько правовых документов, определяющих статус детей и обязательства государства и общества перед детьми.

     В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала значительное влияние на политику в области  защиты прав детей.

     20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея  ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

     В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в  законодательных актах РБ.

     Человечество  постепенно осознает проблему обеспечения  достойного существования детей  как проблему глобальную.

     Во  всем мире проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономические кризисы отрицательно  влияют, прежде всего, на несовершеннолетних. Свидетельством чему являются: увеличившееся  число бедных семей; увеличение правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

     Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии ребенка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей.

     Тема  данной курсовой  является актуальной, т.к. защита прав детей – это обязанность каждого, просто человека или должностного лица. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, необходимо принимать все «законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации…».

     Объектом  исследования курсовой работы являются международно-правовые документы о защите прав ребенка, деятельность органов по правам ребенка, принципы защиты прав ребенка.

     Предметом курсовой работы являются проблемы, связанные с международной защитой прав ребенка,  нормы права, касающиеся международной защиты прав ребенка.

     При написании настоящей курсовой работы использовался исторический метод, аналитический и  метод сравнительного исследования.

     Цель  исследования данной темы состоит в  том, чтобы показать и изучить  особенности международной защиты прав детей.

     Задачи  исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.

     В курсовой работе используется большой  перечень литературных источников. Для  раскрытия темы приводятся положения из законодательных и нормативных актов. Для понимания сущности международной защиты прав детей особый интерес представляет Конвенция о правах ребенка, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» и различные учебные пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Права ребенка как самостоятельная  сфера прав человека
    1. Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка
 

     Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство — уникальный, важнейший период в развитии человеческой личности. Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от уровня духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли и значения прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия.

     В то же время можно сказать, что уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития. [2, с.167]

     Современная система международной защиты прав ребенка (как составная часть международной защиты прав человека) сформировалась в рамках Организации Объединенных Наций во второй половине XX в. Путь к осознанию необходимости создания института международной защиты прав ребенка как совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, был достаточно долгим.

     Следует отметить, что и до второй мировой войны, отдельные нормы, относящиеся к защите прав ребенка, получили международно-правовую регламентацию. В период с начала XX в. до 1945 г. международное сотрудничество государств, имеющих отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям:

  • борьба с рабством;
  • вопросы торговли женщинами и детьми;
  • международное регулирование труда детей и подростков.

     Механизмами предупреждения торговли детьми, использования их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ регулировались рядом принятых международных соглашений:

  • Конвенция о рабстве 1926 г.,
  • Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.,
  • Конвенция МОТ № 3 об охране материнства,
  • Конвенции МОТ о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№ 10), на море (№ 8), в качестве рыбаков (№ 112), в промышленности (№ 59) и на непромышленные работы

     (№60).[3, c.97]

     С созданием Организации Объединенных Наций начинается развитие системы международной защиты человека, которая, несомненно, оказала влияние и на создание института международной защиты ребенка. Начиная с 1945 г. эволюция международной защиты прав человека прошла ряд этапов.

  • С 1945 г. до начала 1980-х гг. Характерной особенностью этого этапа было накопление международных стандартов по правам человека. Принятый в 1945 г. Устав ООН, в общем виде, закрепил принцип уважения прав человека.[3, c.97] В соответствии с Уставом одной из целей ООН являлось осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (Устав ООН, ст. 1, п. 3).

     В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Эти права нашли свое юридическое закрепление в Международных пактах по правам человека 1966 г., которые вместе с Всеобщей декларацией сформировали Билль о правах человека. Положения указанных международных документов в дальнейшем конкретизировались и к концу 1980-х гг. было разработано свыше 80 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека.

  • С 1980-х гг. начинается второй этап развития системы международной защиты человека. Для этого этапа характерным становится рост международных контрольных механизмов и процедур, которые существенно повысили эффективность уже накопленных стандартов в области прав человека.

     Под международными контрольными механизмами понимается совокупность конвенционных и внедоговорных контрольных органов и международных процедур, которые подразделяются на различные категории:

     -исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека,

     -рассмотрение докладов государств о выполнении своих обязательств согласно ратифицированным ими международным соглашениям,

     -разрешение претензий государств друг к другу и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов.

     Таким образом, в 1945 г. Устав ООН создал правовую основу для формирования международной защиты прав человека, которая в дальнейшем развивалась в следующих направлениях: разработка международно-правовых принципов и норм в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. [3, с.98] 
 

     
    1.   Международная защита прав ребенка

     Под международной защитой прав ребенка понимается система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств. [3, с.99]

     Процесс выделения прав ребенка в особую сферу человеческой познавательной и общественной деятельности начался спустя несколько столетий со времени введения понятия "права человека". Анализируя место прав ребенка в общей структуре прав человека, выявляя первоначальные причины выделения в особую категорию прав и соотнося права детей с другими группами в классификации прав человека, можно с определенной степенью уверенности утверждать следующее.

     Во-первых, в правах ребенка соединены как права первого поколения (негативные), так и права второго поколения (позитивные). Во-вторых, хотя начался процесс выделения прав ребенка на 2-м этапе развития концепции прав человека, но само осознание специфичности и значимости прав детей произошло уже на 3-м этапе, т.е. в конце XX в. Побудительными причинами послужили несколько обстоятельств.[2, с.169]

Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей