Международно-правовые основы защиты детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.

Оглавление

Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5

Международная защита прав ребенка ……………………………...7

Права ребенка …………………………………………………………8

Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13

Всемирное движение за права детей ………………………………...14

Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18

Международные документы о правах ребенка………………………18

Белорусское законодательство о правах детей……………………….21

Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека (Автосохраненный).doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Со времени принятия Всеобщей декларации развитие концепции прав человека шло по следующим направлениям:

     - толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека;

     - детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их регламентация в отношении отдельных социальных групп;

     - создание института международной защиты прав человека. [4]

     Именно конкретизация прав специфической социальной группы, т.е. детей, и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом. Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, заметим, что даже правам второго поколения, т.е. экономическим и социокультурным, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими. Такое же, если не большее, противодействие вызывала поначалу тенденция к регламентации прав тех или иных групп людей, в том числе детей.

     Чрезвычайным событием, побудившим энтузиастов, в частности, женщин, на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в планетарных масштабах, британский Союз спасения детей и ее шведский аналог "Радда Барнен" совместно с Лигой женщин в 1923 г, разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. [2, с.169 - 170]

     Декларация включала 5 пунктов, определяющих условия обеспечения благосостояния ребенка:

     - право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;

     -первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;

     -дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

     В дополнение ко Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых — стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. [2, с.172]

     Документ состоит из 10 положений (принципов), признание и соблюдение которых должны «обеспечить детям счастливое детство». [5, с.3]

     20 ноября 1989 г. в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. [2, с.174] 

     
    1. Права ребёнка
 

     Определение прав ребёнка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все блага и свободы, закреплённые в Декларации, международное сообщество признаёт необходимым оказание им дополнительной помощи. Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребёнку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества; создать ему условия для нормального физического и интеллектуального развития. [5, с.3]

     Определение термина «ребёнок» даётся в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее». [6, ст. 1]

     Согласно ст. 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, лицо с момента рождения и до достижения им восемнадцати лет считается не совершеннолетним, причем до четырнадцати лет — это малолетний, а от четырнадцати до восемнадцати лет – подросток. [7, ст.179]

     Следует отметить, что применяемые в КоБС термины «ребёнок», «малолетний», «подросток», «несовершеннолетний» взаимозаменяемы, так как из вышеприведённого определения следует, что, независимо от того, достигнет человек совершеннолетия в 18 лет или ранее, он является ребёнком до момента достижения совершеннолетия. [5, с.4]

     В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

     В случае, когда законодательством  допускается эмансипация  или  вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. [8, ст.20]

     Став полностью дееспособным, он остаётся несовершеннолетним до достижения восемнадцати лет. И только после этого теряет и статус ребёнка, и статус несовершеннолетнего и становится взрослым человеком.

     Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства. [5, с.4]

     После ратификации в 1990 году Конвенции ООН «О правах ребёнка» Республика Беларусь приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате 19 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка». [9]

     Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1661 был утверждён Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы. Как определено в общих положениях плана, за последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учётом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказание им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшее улучшение их положения. [10.]

     Кодекс о браке и семье содержит специальные главы, в которых содержатся права ребёнка. Права детей делятся на 2 группы:

  1. Социальные права (глава 16);
  2. Материальные права (глава 17).

     В ст.181 говорится о том, что ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу, как со стороны родителей, так и со стороны государства. [7, гл.16, ст.181] В соответствии со ст.182 все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. [7, гл.16, ст.182]

     Кодекс  о браке и семье провозглашает  право детей жить в мирных, безопасных и достойных условиях, все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание. [7, гл.16, ст.184, 185]

     Рассмотрим  важнейшие права детей в Республике Беларусь.

  1. Право на жизнь.

     В соответствии со ст.24 Конституции РБ каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

     Смертная  казнь до ее отмены может применяться  в соответствии с законом как  исключительная мера наказания за особо  тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

     Согласно  ст.4 Закона «о правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

  1. Право на жизнь в семье.

     В соответствии со ст.185 КоБС все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание.

     Право детей на заботу и внимание со стороны  матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

  1. Право на охрану здоровья.

     Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Забота о здоровье детей - обязанность государственных органов. В Беларуси создаётся система доступного для всех граждан медицинского обслуживания: функционируют детские спортивные лагеря, санатории, профилактории, лечебные учреждения.

     Ст.5 Закона «о правах ребенка» говорит о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

  1. Право на образование

     В соответствии со ст.49 Конституции РБ каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

     Среднее специальное и высшее образование  доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

     Ст. 23 Закона закрепляет право на получение  ребенком на образования.

  1. Право на жилище

     Граждане  Республики Беларусь имеют право на жилище [1, ст.48].

     Ст. 18 Закона предоставляет ребенку  право на жилище, реализация которого осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

     КоБС  закрепляет, что каждый ребенок имеет  право на жилище, соответствующее  по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. [7, ст.192]

  1. Право на имущество

     Каждый  ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться  своим имуществом, в том числе  совершать сделки, на условиях и  в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. [9, ст. 19]

     В соответствии с п.2 ст.27 ГК несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

     1) мелкие бытовые сделки;

     2) сделки, направленные на безвозмездное  получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;

     3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем  или с согласия последнего  третьим лицом для определенной  цели или свободного распоряжения.

     На  основании п.2 ст.25 ГК несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей:

     1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными  доходами;

     2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;

     3) вносить вклады в кредитные  учреждения и распоряжаться ими  в соответствии с законодательством;

     4) совершать мелкие бытовые сделки  и иные сделки, предусмотренные  пунктом 2 статьи 27 Гражданского Кодекса.

     По  достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с актами законодательства о кооперативах.

Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей