Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.
Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5
Международная защита прав ребенка ……………………………...7
Права ребенка …………………………………………………………8
Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13
Всемирное движение за права детей ………………………………...14
Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18
Международные документы о правах ребенка………………………18
Белорусское законодательство о правах детей……………………….21
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………
Со времени принятия Всеобщей декларации развитие концепции прав человека шло по следующим направлениям:
- толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека;
- детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их регламентация в отношении отдельных социальных групп;
- создание института международной защиты прав человека. [4]
Именно конкретизация прав специфической социальной группы, т.е. детей, и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом. Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, заметим, что даже правам второго поколения, т.е. экономическим и социокультурным, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими. Такое же, если не большее, противодействие вызывала поначалу тенденция к регламентации прав тех или иных групп людей, в том числе детей.
Чрезвычайным событием, побудившим энтузиастов, в частности, женщин, на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в планетарных масштабах, британский Союз спасения детей и ее шведский аналог "Радда Барнен" совместно с Лигой женщин в 1923 г, разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. [2, с.169 - 170]
Декларация включала 5 пунктов, определяющих условия обеспечения благосостояния ребенка:
- право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование;
-первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
-дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.
В дополнение ко Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых — стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. [2, с.172]
Документ состоит из 10 положений (принципов), признание и соблюдение которых должны «обеспечить детям счастливое детство». [5, с.3]
20
ноября 1989 г. в тридцатилетие со дня утверждения
Декларации о правах ребенка 1959 г. Генеральная
Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию
о правах ребенка. Начиная с этого времени,
все государства, присоединившиеся к Конвенции,
брали на себя обязательство перейти от
простой моральной поддержки детства
в виде обязательных лозунгов к конкретным
мерам, способным серьезно улучшить положение
маленьких граждан. В настоящее время
именно Конвенция о правах ребенка считается
основным документом, в котором в соответствии
с международными стандартами изложены
основные права детей. [2, с.174]
Определение прав ребёнка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все блага и свободы, закреплённые в Декларации, международное сообщество признаёт необходимым оказание им дополнительной помощи. Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребёнку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества; создать ему условия для нормального физического и интеллектуального развития. [5, с.3]
Определение термина «ребёнок» даётся в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее». [6, ст. 1]
Согласно ст. 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, лицо с момента рождения и до достижения им восемнадцати лет считается не совершеннолетним, причем до четырнадцати лет — это малолетний, а от четырнадцати до восемнадцати лет – подросток. [7, ст.179]
Следует отметить, что применяемые в КоБС термины «ребёнок», «малолетний», «подросток», «несовершеннолетний» взаимозаменяемы, так как из вышеприведённого определения следует, что, независимо от того, достигнет человек совершеннолетия в 18 лет или ранее, он является ребёнком до момента достижения совершеннолетия. [5, с.4]
В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. [8, ст.20]
Став полностью дееспособным, он остаётся несовершеннолетним до достижения восемнадцати лет. И только после этого теряет и статус ребёнка, и статус несовершеннолетнего и становится взрослым человеком.
Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства. [5, с.4]
После ратификации в 1990 году Конвенции ООН «О правах ребёнка» Республика Беларусь приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате 19 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка». [9]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1661 был утверждён Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы. Как определено в общих положениях плана, за последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учётом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказание им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшее улучшение их положения. [10.]
Кодекс о браке и семье содержит специальные главы, в которых содержатся права ребёнка. Права детей делятся на 2 группы:
В ст.181 говорится о том, что ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу, как со стороны родителей, так и со стороны государства. [7, гл.16, ст.181] В соответствии со ст.182 все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. [7, гл.16, ст.182]
Кодекс о браке и семье провозглашает право детей жить в мирных, безопасных и достойных условиях, все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание. [7, гл.16, ст.184, 185]
Рассмотрим
важнейшие права детей в
В соответствии со ст.24 Конституции РБ каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Согласно ст.4 Закона «о правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
В соответствии со ст.185 КоБС все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание.
Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Забота о здоровье детей - обязанность государственных органов. В Беларуси создаётся система доступного для всех граждан медицинского обслуживания: функционируют детские спортивные лагеря, санатории, профилактории, лечебные учреждения.
Ст.5 Закона «о правах ребенка» говорит о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.
В соответствии со ст.49 Конституции РБ каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Ст. 23 Закона закрепляет право на получение ребенком на образования.
Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище [1, ст.48].
Ст. 18 Закона предоставляет ребенку право на жилище, реализация которого осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
КоБС закрепляет, что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. [7, ст.192]
Каждый
ребенок имеет право
В соответствии с п.2 ст.27 ГК несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;
3)
сделки по распоряжению
На основании п.2 ст.25 ГК несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей:
1)
распоряжаться своими
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;
3)
вносить вклады в кредитные
учреждения и распоряжаться
4)
совершать мелкие бытовые
По
достижении шестнадцати лет
Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей