Международно-правовые основы защиты детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.

Оглавление

Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5

Международная защита прав ребенка ……………………………...7

Права ребенка …………………………………………………………8

Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13

Всемирное движение за права детей ………………………………...14

Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18

Международные документы о правах ребенка………………………18

Белорусское законодательство о правах детей……………………….21

Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека (Автосохраненный).doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

     В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея  ООН единогласно приняла Конвенцию  о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

     Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

     Несмотря  на то, что Конвенция устанавливает  общие нормы, в ней учтены различные  культурные, социальные, экономические  и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер. [12, с.1 - 3]

     Конвенция – документ особого социально-нравственного  значения, ибо она утверждает признание  ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. [13, с.417]

     Основная  идея Конвенции заключатся в наилучшем  обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. [14, с.60 - 69]

     Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание  ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. [15]

     Согласно  Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. [16, с.3 - 7]

     Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности  документов ООН в этой области.

     Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

     Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей  индивидуальности; ответственность  и обязанности родителей.

     Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

     Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

     Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

     Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

     Статьи 32-36 – определяют права ребенка  на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

     Статьи 37-40 устанавливают права ребенка  в случае совершения им правонарушения или преступления.

     Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

     Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН. [17, с. 3 - 27]

     Важным  документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года.

     Она провозгласила основные принципы, касающиеся:

     - общего благополучия семьи и ребенка;

     - передачи детей на воспитание;

     - усыновления.

     Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:

     - Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе;

     - Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства;

     - Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей;

     - Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. [18, с. 32]

     Комитет по правам ребенка — договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями самой Конвенции (статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору. Комитет, состоящий из 10 независимых экспертов, выбираемых государствами-участниками (т. е. теми, которые ратифицировали Конвенцию), ежегодно проводит трехмесячные сессии, в основном в Женеве. Комитет рассматривает доклады, которые обязаны представлять государства, вместе с другой информацией из надежных источников.

     В официальном процессе контроля участвуют  и неправительственные организации. В какой-то мере это отражает тот факт, что данные организации предпринимали активные усилия для содействия осознанию необходимости этой Конвенции. Кроме того, во время подготовки проекта Конвенции признанные международные и неправительственные организации внесли существенный вклад в подготовку ее текста. Для координации своих усилий большинство из них объединились в отдельную группу, которая и далее содействует осуществлению Конвенции. Группа неправительственных организаций вместе с ЮНИСЕФ в настоящее время является одним из самых близких партнеров Комитета. 

     3.2 Белорусское законодательство о правах детей 

     В Республике Беларусь, на момент принятия конвенции, входящей в состав Советского Союза, деятельность в области защиты прав ребенка протекала следующим образом.

     Первый шаг был предпринят в Москве, когда 8 января 1990 г. на совместном заседании четырех комитетов Верховного Совета СССР было принято решение о том, что Конвенция о правах ребенка будет представлена к ратификации на 3-й сессии Верховного Совета. 13 июня 1990 г. эта ратификация состоялась, а для Беларуси в соответствии со всеми процедурными моментами конвенция вступила в силу с 31 октября того же года.

      Следующим этапом стала работа над Законом «О правах ребенка». Первый проект такого закона был подготовлен по инициативе Советского детского фонда еще весной 1991 г.

     В феврале 1992 г. по распоряжению Совета Министров Республики Беларусь был создан временный творческий коллектив для разработки проекта Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

     Работа над проектом Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» продолжалась около полутора лет. В первом чтении проект был одобрен на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие.

     Данный закон претерпел множество изменений. Последние изменения были внесены 10 ноября 2008г.

     Закон «О правах детей» состоит из преамбулы, в которой говорится, что «важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений», 6 глав: общие положения, ребенок и семья, ребенок и общество, ребенок в неблагоприятных ситуациях и чрезвычайных условиях, международное сотрудничество, ответственность за нарушении Закона и 40 статей.

     Глава 1 Закона содержит основополагающие права ребенка такие, как:

     - право на жизнь [ст.4];

     - право на охрану и укрепление  здоровья [ст.5];

     - право на гражданство [ст.7];

     - право на достойный уровень  жизни [ст.8];

     - право на неприкосновенность  личности, защиту от эксплуатации и насилия [ст.9];

     - право на определение отношения  к религии [ст.10];

     - право на получение, хранение  и распространение информации, свободное  выражение мысли [ст.11];

     Также в статье 12 Закона впервые закреплено право на льготы по проезду.

     Закон утверждает право детей на образование (ст.23), на труд (ст.24), право на отдых (ст.25) и на свободу объединений (ст.26).

     Закон защищает права и интересы детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, права детей-инвалидов, детей-беженцев.

     В Республике Беларусь действует Декрет Президента «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

     В Декрете говорится о том, что  дети подлежат государственной защите и помещению на государственное  обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

     В Декрете указывается порядок  и условия защиты детей, органы, осуществляющие защиту и т.д.

     В 2003 году было принято Постановление  Совета Министров «О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы».

     В Постановлении предусматриваются  различного рода мероприятия по охране детей:

     - Ежегодное проведение акции «Наши дети» с участием республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений для оказания детям помощи, поддержки и внимания;

     - Осуществление комплексных мер по созданию для детей здоровых и безопасных условий жизни, обеспечению их безопасными продуктами питания и питьевой водой, особенно в сельской местности, с отражением этих мер в планах социально-экономического развития административно-территориальных единиц;

     - Разработка президентской программы «Дети Беларуси» на 2005–2010 годы с включением в нее конкретных мероприятий по социальной поддержке, адаптации и улучшению положения детей, оказавшихся в социально опасном положении;

Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей