Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.
Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5
Международная защита прав ребенка ……………………………...7
Права ребенка …………………………………………………………8
Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13
Всемирное движение за права детей ………………………………...14
Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18
Международные документы о правах ребенка………………………18
Белорусское законодательство о правах детей……………………….21
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………
- Обеспечение издания Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и его выдачи в качестве приложения к свидетельству о рождении ;
- Создание республиканского центра по образованию в области прав человека, прав ребенка и информационных центров по правам человека, правам ребенка в учреждениях образования и культуры.
Также в Республике Беларусь действуют Законы:
- «О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии». Государства-участники Факультативного Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию.
- «О присоединении к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей». Целью Конвенции является обеспечение немедленного возвращения детей, незаконно вывезенных или удерживаемых в любом Договаривающемся государстве.
- «О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах». Республика Беларусь допускает добровольный призыв граждан в Вооруженные силы Республики Беларусь по достижении 18 лет.
Охраняет права детей также и Кодекс о Браке и Семье. В нем предусмотрен специальный 4 раздел, касающийся социальных и материальных прав ребенка.
Ребенку предоставляется право на на жизнь в семье (ст.185), право на образование и труд(ст.186), право на отдых и досуг (ст.187), право на жилище (ст.192).
Также в Республике Беларусь осуществляются национальные механизмы реализации прав ребенка.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 134 «О президентских программах» и поручением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1997 г. № 11/100-124 была обозначена необходимость создания программы по решению проблем выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим Указом правительством разработана программа «Дети Беларуси» сроком действия до 2000 г. В ее состав входят следующие целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».
Подпрограмма «Дети Чернобыля» направлена на снижение воздействия неблагоприятных факторов Чернобыльской катастрофы на здоровье детей и беременных женщин и обеспечение им психологической и социальной защиты. Она предусматривает решение следующих задач:
- оказание качественной медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- проведение целевой специализированной диспансеризации детского населения;
- обеспечение экологически чистым питанием детей и беременных женщин.
Подпрограмма «Дети-сироты» своей целью ставит:
- создание оптимальных условий для обеспечения каждому ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, гарантированных прав на семью, достойный уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного и духовного развития;
- разработка комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в современном обществе.
Эта программа нацелена на принятие мер по выяснению социальных причин сиротства и предупреждению возникновения, а также по улучшению физического и психологического здоровья детей-сирот; создание материально-технической, правовой и научно-методической базы для обеспечения нормальных условий содержания данной категории детей, помощь их устройства в семью; увеличение числа медицинских и образовательных реабилитационных учреждений; подготовка кадров для работы с детьми-сиротами.
Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на помощь детям, страдающим различными формами заболевания, и семьям, в том числе в организации и улучшении условий их жизни. В частности, планируется провести комплекс мероприятий, связанных с профилактикой инвалидности детей, разработать систему реабилитационных программ в целях развития творческой деятельности этой категории детей, привлечения их к труду и спорту; наладить выпуск специальных технических средств; подготовить кадры для работы с больными детьми; организовать научные исследования проблем детской инвалидности.
Подпрограмма «Развитие социального обслуживания семьи и детей» нацелена на создание, функционирование и развитие оптимальной системы учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семье, женщинам и детям. В ней предусматривается разработка современной нормативно-правовой базы социального обслуживания; научно-методическое обеспечение деятельности данных учреждений; организация и последующая реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей; подготовка кадров для работы в сфере социального обслуживания.
Подпрограмма «Развитие индустрии детского питания» направлена на обеспечение детей рациональным и лечебным питанием; планируется техническое перевооружение и реконструкция предприятий по производству детского питания; создание сырьевой базы для изготовления экологически чистой продукции; разработка нового ассортимента детского питания для здоровых и больных детей.
На реализацию Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг., подписанную 15 мая 2006 г., из государственного бюджета планируется выделить 1 трлн. 407,667 млрд. рублей. В новой программе сохранены подпрограммы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». Введено две новых подпрограммы «Социальная защита семьи и детей» и «Дети и закон. Воспитание личности».
Продолжится работа по созданию условий для развития новых форм семейного жизнеустройства - опеки, патроната, усыновления. Предусмотрено строительство 56 жилых домов для семей, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках программы будут возводиться учреждения постинтернатной адаптации детей-сирот. В структуре территориальных центров социального обслуживания населения за пять лет планируется открытие 23 отделений дневного пребывания детей-инвалидов .
В соответствии с международными требованиями по реализации Конвенции о правах ребенка, Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. была создана Национальная комиссия по правам ребенка.
Ее основная задача - осуществление в республике государственной политики в отношении детей: контроль за защитой прав детей, координация деятельности министерств центральных органов управления, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений по защите прав и интересов детей.
Национальная комиссия утверждает национальные доклады по вопросам защиты детей, представляемые на рассмотрение комитета ООН по правам ребенка, координирует разработку законодательных и других нормативных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, проводит благотворительные акты и другие мероприятия в поддержку детей, которые оказались в экстремальных ситуациях.
В состав Национальной комиссии входят представители Администрации Президента, Верховного Совета, Министерств и других центральных органов управления, местных исполкомов и распорядительных органов, общественных объединений, которые занимаются проблемами детства.
Срок полномочий комиссии - 4 года.
Национальную комиссию контролирует прокуратура. Разработанные этой комиссией программы по поддержке детей выносятся на рассмотрение Президента и правительства Республики Беларусь, которые их утверждают.
Постоянно работает в направлении дел по защите детей Комиссия по делам несовершеннолетних, которые образованы при районных отделах образования. Комиссию, как правило, составляют 9-12 человек.
Комиссия по делам несовершеннолетних контролирует и координирует деятельность нижестоящих организаций, администрации школ, социальных педагогов, школьных психологов. Также она собирает разнообразные сведения о состоянии дел в их районе по защите прав детей. КДН обязана реагировать на любые сигналы от детей, их родителей, школ, общественности и помогать в решении проблем, связанных с охраной прав детей.
Главная задача КДН - это обеспечение прав каждого ребенка в отдельности, ограждение его от жестокой действительности, помощь в социальном выборе.
Обязанностью комиссии также является обеспечение соответствующего развития разным категориям детей: инвалидам, детям-сиротам, одаренным детям.
Особое влияние оказывает работа комиссии на родителей, которые недостаточно заботятся о своих детях.
Таким образом, проанализировав международные правовые акты, законодательство Республики Беларусь, можно с уверенностью утверждать, что национальное законодательство соответствует основным международным правовым актам в области защиты прав детей и не содержит дискриминационных норм по отношению к ним.
Активно сотрудничает с КДН Инспекция по делам несовершеннолетних.
В сферу компетенции ИДК входит также профилактика правонарушений. За каждой школой, как городской, так и сельской, закреплен участковый инспектор, в обязанности которого входит не только реагировать на случившиеся правонарушения, но и предупреждение этих нарушений.
Инспектор обязан контролировать поведение ребят, стоящих на учете в инспекции, куда, как правило, ставят подростков, ранее судимых и отбывающих условную меру наказания, тех, кто был в местах лишения свободы и в данное время проживает в районе, закрепленном за этим инспектором. В отличие от Комиссии по делам несовершеннолетних, инспекция должна стоять на позициях защиты прав ребят, которые однажды ошиблись. Эта же задача стоит и перед КДН, но ИДН занимается ей в большей степени. [3, с. 111 - 115]
Таким образом, проанализировав международные
правовые акты, законодательство Республики
Беларусь, можно с уверенностью утверждать,
что национальное законодательство соответствует
основным международным правовым актам
в области защиты прав детей и не содержит
дискриминационных норм по отношению
к ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный, важнейший период в развитии человеческой личности. Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от уровня духовного и физического развития молодого поколения.
В то же время можно сказать, что уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права отдельного ребенка, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания ценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития. Прогресс человечества и общее развитие невозможны без улучшения положения детей и обеспечения их прав.
Ребенок, как и любой человек, имеет право на жизнь, на труд, на отдых, на пищу, на жилье, на образование, на получение информации и т.д. Главная отличительная особенность прав и свобод ребенка обусловлена его возрастом, физическими и умственными данными, тем, что он еще не является самостоятельным субъектом правовых отношений. Если вся система прав и свобод человека основана на его правах на жизнь, свободу, равенство и стремление к счастью, то права и свободы ребенка основаны, прежде всего, на правах на жизнь и безопасность.
Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:
- разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
-
создание специального
-
содействие приведению
Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей