Международно-правовые основы защиты детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной темы состоит в том, чтобы показать и изучить особенности международной защиты прав детей.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить положения основных международных документов, направленных на защиту детей, установить принципы международной защиты прав детей, освещение деятельности международных контрольных органов по правам ребенка.

Оглавление

Введение ……………………………………… 3
1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека …………….. 5
Возникновение и развитие института международной защиты прав ребенка…………………………………………………………………5

Международная защита прав ребенка ……………………………...7

Права ребенка …………………………………………………………8

Международное сотрудничество по защите прав детей и участие в нем Республики Беларусь …………………………………………………13

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..13

Всемирное движение за права детей ………………………………...14

Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их защиты …………………………………………………..18

Международные документы о правах ребенка………………………18

Белорусское законодательство о правах детей……………………….21

Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

1 Права ребенка как самостоятельная сфера прав человека (Автосохраненный).doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Таки образом, проанализировав «детский вопрос», историю развития, можно утверждать, что ребенок является таким же членом общества, как и все взрослые. Исторически так сложилось, что права ребенка умалялись, но история все расставила по своим местам. На современном этапе развития дети обладают теми же правами, что взрослые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ И УЧАСТИЕ В НЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) 

     В 1943 г. была образована Администрация помощи и восстановления Объединенных наций (ЮНРРА) для оказания различной помощи детям. Учитывая, что эта структура равноценно оказывала помощь как Западной, так и Восточной Европе, Соединенные Штаты отказались от использования структуры ЮНРРА. Деятельность ЮНРРА должна была полностью свернуться. Но, голоса тех, кого волновали судьбы детей в Европе, прозвучали на Заключительном заседании в Женеве. В итоге, резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) от 11 декабря 1946 г. был учрежден чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ). В 1953 г. Генеральная Ассамблея утвердила ЮНИСЕФ в качестве одной из структур системы Организации Объединенных Наций.

     ЮНИСЕФ разрабатывает вопрос о детях, находящихся в особо трудных условиях: живущих и работающих на улицах городов; детей - жертв массового насилия и военных действий; детей-инвалидов; детей, подвергающихся эксплуатации на работе либо являющихся субъектами сексуальной эксплуатации в коммерческих целях.

     Ежегодно Исследовательским Центром Детского Фонда ООН проводятся исследования по различным сферам жизнедеятельности детей и выпускаются региональные доклады о положении детей. [3]

     ЮНИСЕФ – это Детский фонд Организации Объединенных Наций, действующий на территории 158 стран мира. ЮНИСЕФ единственная агентура ООН, деятельность которой непосредственно направлена на улучшение жизни детей.

     Деятельность ЮНИСЕФ координируется из двух штаб-квартир, из Нью-Йорка и Женевы.

     Общая задача ЮНИСЕФ и государств-участников Конвенции сделать так, чтобы в любом деле, касающемся ребенка, интересы ребенка ставились на первое место.

     Республика  Беларусь является членом Детского фонда  ООН (ЮНИСЕФ) с 1953 года.

     В 1997 году в г.Минске было открыто Представительство  ЮНИСЕФ в Республике Беларусь. С  ноября 2009 г. Представителем ЮНИСЕФ в  Республике Беларусь является Юрий Оксамитный.

     14 декабря 2007 г. в г.Нью-Йорке  подписано Основное соглашение  о сотрудничестве между Республикой  Беларусь и Детским фондом  ООН, направленное на создание  необходимых правовых условий  и гарантий для эффективной  деятельности ЮНИСЕФ в Беларуси.

     В период 1994 – 1995 и 2004 – 2006 годов Беларусь являлась членом руководящего органа ЮНИСЕФ  – Исполнительного совета.

     Сотрудничество  Республики Беларусь с ЮНИСЕФ осуществляется на программной основе. В настоящий  период реализуется Страновая программа ЮНИСЕФ для Беларуси на 2006 – 2010 годы с бюджетом 5,4 млн. долл. США.

     ЮНИСЕФ  реализует в Беларуси ряд проектов международной технической и  гуманитарной помощи, направленных на поддержку национальных планов и  приоритетов в сфере защиты материнства и детства, обеспечения социальной защиты семьи, поощрения прав ребенка, профилактики ВИЧ/СПИД.

     С учетом результатов среднесрочного обзора реализации Страновой программы  за период 2006 – 2008 годов ЮНИСЕФ совместно  с Правительством Беларуси разрабатывают проект новой страновой программы ЮНИСЕФ для Беларуси на 2011 – 2015 годы, которая будет основана на национальных приоритетах и глобальных задачах, стоящих перед ЮНИСЕФ и системой ООН в целом. Проект страновой программы предполагается утвердить в июне 2010 г. в г. Нью-Йорке на сессии Исполсовета ЮНИСЕФ. [19] 

     2.2 Всемирное движение  за права детей 

     Усилия государственных, негосударственных организаций, частных лиц на решении глобальных проблем человечества были скоординированы во Всемирном движении в интересах детей, которое инициировало 6 организаций, занимающихся проблемами детей - Бангладешского комитета сельского развития, Фонда Netaid.org, PLAN International, Save the Children, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), World Vision. Организаторы так определили его значение: «Движение должно стать беспрецедентной моральной силой, обращающей внимание на проблемы детства и юношества, которым до настоящего времени уделялось недостаточно внимания».

     Основной целью данной международной акции явилось создание необходимых механизмов для участия детей в принятии решений, связанных с их жизнедеятельностью.

     Если конкретизировать цели движения, то можно выделить:

     - стремление уберечь подростков от превращения их в «потерянное поколение»;

     - подготовить их к вступлению во взрослую жизнь;

     - развивать экономическую и социальную политику, законы, бюджет и программы, содействующие человеческому развитию;

     - обеспечить приоритет усилий, направленных на предотвращение и преодоление таких проблем как ВИЧ/СПИД, наркомания, алкоголизм, малолетняя преступность и проституция, этническое неприятие, эксплуатация и насилие;

     - улучшить условия, способствующие повышению позитивного вклада в развитие общества посредством образования, экономических, гражданских, социальных и духовных поисков.

     Приоритетными темами являются забота о здоровье, развитии и защите детей; образование, положение в обществе детей и женщин; меры специальной защиты для детей, находящихся в особо сложных ситуациях, в частности, в специальных учреждениях.

     Одним из приоритетов Всемирного движения за права детей стало налаживания сотрудничества между разными заинтересованными организациями, частными лицами, у которых общие цели. Среди первых попыток налаживания таких связей стали международные конференции (1989 - Гент; 1992 - Амстердам; 1995 - Коста-Рика). Целью этих конференций было определения стратегий обеспечения человеческих прав детей во всем мире.

     Широко известными исследовательскими сетями в сфере защиты прав детей стали Бельгийская группа прав ребенка, Европейский Центр Социальной Политики и Исследований. В сфере образования прав ребенка лидирует Сеть из 11 университетов под названием «Еразмус». Важным инструментом обеспечения работы Сети является выпуск журналов и бюллетеней. Существуют Сети неправительственных организаций, которые работают в интересах детей. Например: Глобальная информационная сеть по правам детей (CRIN) объединяет более 900 организаций, Региональная Сеть НПО/ЮНИСЕФ, действующая в странах ЦВЕ/СНГ/Балтии.

     Всемирные встречи. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (1990 г.) стала новым шагом в развитии международной защиты прав ребенка. Это был первый опыт решения проблем детей для 77 глав государств и 88 других высокопоставленных делегаций, которые собрались на эту встречу. Ее итогами стали гарантии защиты детей и уменьшения их страданий, обещание содействовать всестороннему развитию человеческого потенциала каждого ребенка, а также тому, чтобы дети сами осознали свои права и возможности.

     На встрече был принят План действий на ближайшие десять лет с четкими целями по обеспечению здоровья и безопасности детей во всем мире и развернута кампания по процессу ратификации и применению Конвенции о правах ребенка. План действий был направлен на снижение показателей детской и материнской смертности, предупреждение распространения заболеваний, безграмотности и недоедания. В соответствии с нуждами предусматривалась возможность свободного доступа к начальному образованию, чистой питьевой воде, здоровой пище, обеспечения соответствующими санитарными нормами условий жизни и защиты от эпидемий, а также предупреждения насилия и войн.

     Благодаря обязательствам, взятым на Всемирной встрече на высшем уровне и закрепленным во Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей, а также в Плане действий по осуществлению Декларации в 1990-е гг., спасены миллионы молодых жизней. Так, в 125 странах 80 % детей были привиты от таких общих детских заболеваний, как корь и столбняк. Только в 1999 г. около 70 % детей во всем мире в возрасте до пяти лет были привиты против полиомиелита. Около 12 миллионов детей больше не рискуют быть подверженными умственной отсталости в результате йодистой недостаточности. Больше детей, чем когда-либо, стали посещать школу. Дети получили возможность организовывать собственные парламенты и мирные движения. Во многих странах были проведены в жизнь законы, отражающие Конвенцию о правах ребенка.

     Кампания «Скажем детям "ДА!"» начатая в рамках подготовки к Специальной Сессии ООН в интересах детей поставила задачу сделать так, чтобы голос каждого ребенка, страдающего от бедности, эпидемии, войны и дискриминации, является призывом к действию для Всемирного движения в интересах детей. Движение развернуло акцию «Скажи детям "Да!"», с помощью которой люди всех возрастов, различных социальных групп и политического положения могли принять участие в решении насущных проблем для создания лучшего мира для детей. Результаты этой акции были представлены на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей в Нью-Йорке в мае 2002 г.

     В августе 2000 г. в Беларуси была создана рабочая группа по подготовке Национального доклада о выполнении решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. Почти сразу состоялось первое заседание рабочей группы, на котором был подготовлен и утвержден план основных мероприятий по подготовке к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. План заключал в себе, помимо подготовки и издания доклада, проведение симпозиума, форума, «круглых столов», международных конференций, конкурсов и других мероприятий. Первый вариант Национального доклада был подготовлен в конце октября 2000 г., а в ноябре на Саммите детей Беларуси был обсужден и утвержден проект доклада делегации Республики Беларусь.

     С 8 по 10 мая 2002 г. в Нью-Йорке состоялась Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей, на которой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выступил с докладом о прогрессе, который был достигнут за 10 лет, было принято Соглашение по оптимальным действиям в отношении детей на следующее десятилетие.

     Эффективность Всемирного движения за права детей можно проследить по:

     - снижению числа детей, проживающих в условиях бедности или имеющих слабое здоровье;

     - снижению показателей детской смертности и количества нуждающихся; по возрастанию численности людей, лично или организованно помогающих детям;

     - усилению волонтерского движения по всему миру;

     - степени реализации прав ребенка в XXI в.;

     - мере реализации правительственных обещаний. [3, с. 103 - 106]

     Таким образом, несмотря на принятые меры в отношении прав детей, сегодня нельзя говорить о полном обеспечении прав детей. Обеспечение прав ребенка, решение сложных и специфических вопросов социальной защиты детства невозможно без сотрудничества государств со всеми странами мира, международными организациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Международно-правовые документы в области защиты прав ребенка и механизм их реализации 

     3.1 Международные документы о правах ребенка

     Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

     Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

     Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). [11, с. 227]

     В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.

     Основной  ее тезис состоял в том, что  «человечество обязано давать ребенку  лучшее, что оно имеет». В ней  были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

Информация о работе Международно-правовые основы защиты детей