Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году
Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Меры ответственности, применяемые в отношении родителей (заменяющих их лиц), за ненадлежащее воспитание детей – это ответственность перед государством. Публичный характер санкций, имеющих целью охрану ребенка, влечет и невозможность их применения или освобождения от претерпевания неблагоприятных последствий по соглашению сторон.
К семейно-правовым мерам защиты личных прав ребенка относятся следующие:
– определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей; определение порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; оспаривание отказа в предоставлении информации о ребенке; определение порядка общения с ребенком бабушек, дедушек и иных родственников; возврат ребенка от лица, удерживающего его не на основании закона или не на основании судебного решения;
– ограничение родительских прав; меры, применяемые по отношению к лицам, осуществляющим воспитание ребенка, при отсутствии вины последних (отмена усыновления, досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей); ограничение права на общение с ребенком отдельно проживающего родителя, бабушки, дедушки и других родственников;
– отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью;
– отказ в возврате ребенка родителям (одному из них) с передачей ребенка на попечение органов опеки и попечительства;
– правовосстанавливающие способы защиты, такие как восстановление родительских прав, отмена ограничения родительских прав.
К существующим семейно-правовым
мерам ответственности
– лишение родительских прав;
– отмена усыновления, досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по виновным основаниям;
– определение места жительства ребенка с другим родителем в случае, если родитель, проживающий с несовершеннолетним, злостно не выполняет решение суда о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем.
Защита прав ребенка осуществляется следующими управомоченными лицами:
– самим ребенком, его родителями и заменяющими их лицами (ст. 56, 64, 66, 68–70, 73, 137, 142, 148.1, 153 СК РФ, 37 ГПК РФ);
– близкими родственниками ребенка (ст. 67, 73 СК РФ);
– руководителем организации, в которой находится ребенок на государственном обеспечении (ст. 70, 73, 147 СК РФ);
– органами опеки и попечительства (ст. 64, 70, 73, 80, 121, 123, 142, 147 СК РФ, 35 ГК РФ);
– иными органами и организациями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (ст. 70, 73 СК РФ);
– дошкольными образовательными учреждениями, общеобразователь-ными учреждениями и другими учреждениями (ст. 73);
– прокурором (ст. 56, 70, 73, 142 СК РФ, 45 ГПК РФ).
По некоторым категориям споров (установление отцовства) защиту прав детей может осуществлять фактический воспитатель.
По делам о лишении,
ограничении родительских прав истцами
могут быть также комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
(ст. 70, 73 СК РФ) и иные организации, обязанные
охранять права детей. Требования об
ограничении родительских прав вправе
предъявлять близкие
Среди непоименованных в
Семейном кодексе РФ лиц, имеющих
право осуществлять защиту прав ребенка,
следует указать представителей
общественных организаций и объединений,
которые вправе представлять и защищать
свои права, законные интересы своих
членов и участников, а также других
граждан в органах
Законами субъектов Российской
Федерации уполномоченному по правам
ребенка предоставлены права: посещать
государственные органы и органы
местного самоуправления, учреждения,
организации независимо от форм собственности;
проводить самостоятельно или с
участием государственных и
Необходимо учитывать, что введение независимых комиссаров (уполномоченных) является общемировой практикой. По информации ЮНИСЕФ, более чем в 40 странах службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей [20].
Несомненным положительным моментом в деятельности уполномоченных по правам ребенка является их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудничество со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.
Как уже указывалось выше, социальную и правовую защиту прав несовершеннолетних осуществляют многие государственные органы, общественные объединения (организации), физические лица. Вместе с тем, в их совокупности можно выделить крупный блок субъектов, осуществляющих эту функцию с использованием юридических средств. Основу данного блока составляют органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. К ним, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Названные органы могут, в установленном законодательстве порядке, создавать учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в данной деятельности принимают участие и другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г.). К ним также следует отнести суды, органы прокуратуры.
2 Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи
2.1 Правовые средства
обеспечения безопасности
В современной научной литературе даются различные определения безопасности личности (человека), под которой, в частности, понимается:
а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития;
б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей;
в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества;
г) способность развиваться и самореализовываться при наличии угроз и опасностей физического, психологического и иного характера на основе формирования новых свойств и качеств, использования угроз и опасностей в качестве стимулов развития [20].
Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относится к жизненно важным интересам государства. Одной из составляющих безопасности личности является юридическая безопасность, под которой следует понимать состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений.
Обеспечение безопасности личности
тесно связано с решением проблемы
возрождения и государственной
поддержки семьи, выходом из кризисной
для России демографической ситуации
и созданием условий для
В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела некоторые изменения. Реализация в Семейном кодексе РФ неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних [24].
С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Семейном кодексе РФ подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
В международном праве
предусматривается
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления
наркотических средств и
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры [27].
С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [20].
2.2 Судебно-психологическая
экспертиза в делах,
Судебные споры, возникающие
из брачно-семейных отношений, можно
отнести к таким гражданским
делам, в которых с наибольшей
очевидностью проявляется потребность
в использовании специальных
психологических знаний. Одна из главных
причин заключается в обилии социально-оценочных
норм в брачно-семейном законодательстве;
норм, одним из необходимых компонентов,
содержания которых выступают
- о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;
- о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;