Защита прав несовершеннолетних детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:28, дипломная работа

Краткое описание

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России, эволюция правовой защиты ребенка, правовая защита ребенка в современной России. Обзор практики защиты несовершеннолетних по Краснодарскому краю в 2012 году

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей в России……………………………..
Эволюция правовой защиты ребенка……………………………..
Правовая защита ребенка в современной России………………..
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи…………………………………………………………………
Правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России………………………………..
Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей…………………………
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав и интересов несовершеннолетних детей………………………….
Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2012 году………………………
Характеристика деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних……………………………………………….
Реализация защиты прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае……………………………………
Обзор практики по защите прав несовершеннолетних……………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ вариант окончательный.docx

— 185.57 Кб (Скачать)

Меры ответственности, применяемые  в отношении родителей (заменяющих их лиц), за ненадлежащее воспитание детей  – это ответственность перед  государством. Публичный характер санкций, имеющих целью охрану ребенка, влечет и невозможность их применения или  освобождения от претерпевания неблагоприятных последствий по соглашению сторон.

К семейно-правовым мерам защиты личных прав ребенка относятся следующие:

– определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей; определение порядка  осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; оспаривание  отказа в предоставлении информации о ребенке; определение порядка  общения с ребенком бабушек, дедушек  и иных родственников; возврат ребенка  от лица, удерживающего его не на основании закона или не на основании  судебного решения;

– ограничение родительских прав; меры, применяемые по отношению  к лицам, осуществляющим воспитание ребенка, при отсутствии вины последних (отмена усыновления, досрочное расторжение  договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, отстранение  опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей); ограничение права на общение  с ребенком отдельно проживающего родителя, бабушки, дедушки и других родственников;

– отобрание ребенка при  непосредственной угрозе жизни и  здоровью;

– отказ в возврате ребенка  родителям (одному из них) с передачей  ребенка на попечение органов  опеки и попечительства;

– правовосстанавливающие способы защиты, такие как восстановление родительских прав, отмена ограничения родительских прав.

К существующим семейно-правовым мерам ответственности родителей  и заменяющих их лиц за ненадлежащее воспитание ребенка относятся:

– лишение родительских прав;

– отмена усыновления, досрочное  расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по виновным основаниям;

– определение места жительства ребенка с другим родителем в  случае, если родитель, проживающий  с несовершеннолетним, злостно не выполняет решение суда о порядке  осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем.

Защита прав ребенка осуществляется следующими управомоченными лицами:

– самим ребенком, его  родителями и заменяющими их лицами (ст. 56, 64, 66, 68–70, 73, 137, 142, 148.1, 153 СК РФ, 37 ГПК  РФ);

–  близкими родственниками ребенка (ст. 67, 73 СК РФ);

– руководителем организации, в которой находится ребенок  на государственном обеспечении (ст. 70, 73, 147 СК РФ);

– органами опеки и попечительства (ст. 64, 70, 73, 80, 121, 123, 142, 147 СК РФ, 35 ГК РФ);

– иными органами и организациями, на которые возложены обязанности  по охране прав несовершеннолетних детей (ст. 70, 73 СК РФ);

– дошкольными образовательными учреждениями, общеобразователь-ными учреждениями и другими учреждениями (ст. 73);

– прокурором (ст. 56, 70, 73, 142 СК РФ, 45 ГПК РФ).

По некоторым категориям споров (установление отцовства) защиту прав детей может осуществлять фактический  воспитатель.

По делам о лишении, ограничении родительских прав истцами  могут быть также комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав (ст. 70, 73 СК РФ) и иные организации, обязанные  охранять права детей. Требования об ограничении родительских прав вправе предъявлять близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения (ст. 73 СК РФ). Истцом по спору об отмене усыновления может выступить сам ребенок, достигший возраста 14 лет (ст. 142 СК РФ) [21].

Среди непоименованных в  Семейном кодексе РФ лиц, имеющих  право осуществлять защиту прав ребенка, следует указать представителей общественных организаций и объединений, которые вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих  членов и участников, а также других граждан в органах государственной  власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях (ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Законами субъектов Российской Федерации уполномоченному по правам ребенка предоставлены права: посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации независимо от форм собственности; проводить самостоятельно или с  участием государственных и муниципальных  органов проверки обстоятельств, связанных  с нарушением прав ребенка; готовить предложения о внесении изменений  в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права  ребенка; подавать жалобы и исковые заявления, если нет других средств защиты.

Необходимо учитывать, что  введение независимых комиссаров (уполномоченных) является общемировой практикой. По информации ЮНИСЕФ, более чем в 40 странах службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей [20].

Несомненным положительным  моментом в деятельности уполномоченных по правам ребенка является их независимость  от органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудничество со всеми структурами и органами государственной власти, в чью  компетенцию входит обеспечение  прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.

 

 

Как уже указывалось выше, социальную и правовую защиту прав несовершеннолетних осуществляют многие государственные  органы, общественные объединения (организации), физические лица. Вместе с тем, в  их совокупности можно выделить крупный  блок субъектов, осуществляющих эту  функцию с использованием юридических  средств. Основу данного блока составляют органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. К ним, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Названные органы могут, в установленном законодательстве порядке, создавать учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в данной деятельности принимают участие и другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г.). К ним также следует отнести суды, органы прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

2 Защита прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи

 

2.1 Правовые средства  обеспечения безопасности несовершеннолетних  детей России

 

В современной научной  литературе даются различные определения  безопасности личности (человека), под  которой, в частности, понимается:

а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития;

б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и  потребностей;

в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность  самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества;

г) способность развиваться  и самореализовываться при наличии угроз и опасностей физического, психологического и иного характера на основе формирования новых свойств и качеств, использования угроз и опасностей в качестве стимулов развития [20].

Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относится к жизненно важным интересам  государства. Одной из составляющих безопасности личности является юридическая  безопасность, под которой следует  понимать состояние защищенности человека в связи с вступлением его  в сферу правовых отношений.

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной  поддержки семьи, выходом из кризисной  для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной  защиты прав и законных интересов  детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права.

В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей  в конце 90-х гг. претерпела некоторые  изменения. Реализация в Семейном кодексе  РФ неоднократно высказываемого предложения  о замене существовавшего в Кодексе  о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет  установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних [24].

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Семейном кодексе РФ подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

В международном праве  предусматривается необходимость  защиты прав ребенка от следующих  посягательств:

а) произвольного или незаконного  вмешательства в осуществление  его права на личную жизнь, или  посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического  или психического насилия, оскорбления  или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого  обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая  может представлять опасность для  его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и  физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления  наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной  эксплуатации и сексуального совращения;

е) бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту  благосостояния ребенка.

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств  могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку  и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления  случаев жестокого обращения  с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные  и иные меры [27].

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные  основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной  власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [20].

 

2.2 Судебно-психологическая  экспертиза в делах, касающихся  защиты прав несовершеннолетних  детей

 

Судебные споры, возникающие  из брачно-семейных отношений, можно  отнести к таким гражданским  делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность  в использовании специальных  психологических знаний. Одна из главных  причин заключается в обилии социально-оценочных  норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические  элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами  о праве на воспитание детей. К  числу таких дел можно отнести  следующие:

- о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

- о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних детей