Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
Сложность федерального законодательного процесса Российской Федерации, жестко заданная последовательность его стадий, предоставление права законодательной инициативы довольно широкому, но четко очерченному (закрытому) кругу субъектов (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), обязательность точного соблюдения всеми участниками законодательного процесса, нормативно установленных законодательных процедур призваны обеспечить, во-первых, своевременное отсеивание случайных, недостаточно проработанных и не имеющих четкого предмета правового регулирования законопроектов и, во-вторых, принятие действительно актуальных и компромиссных законов, отражающих интересы различных социальных групп или хотя бы явно им не противоречащих.
Введение
1. Понятие законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс на федеральном уровне
3.1 Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение 3.2 полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации
3.3 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной
Думой
3.4 Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых
Государственной Думой
3.5 Президент РФ в законодательном процессе
4. Законодательный процесс в субъектах РФ: общее и особенное
Заключение
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ
Факультет экономики и права Кафедра уголовных и
гражданско-правовых дисциплин
Группа Ю-2010с
КУРСОВАЯ РАБОТА
Конституционное право России
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Студент
Научный руководитель ________________________ Созонова Г.Н.
Допустить к защите _______________
(подпись, дата)
Защищена
«___»__________ 2011 г. «___________» _________________
Коряжма
2011
Содержание
Введение
1. Понятие законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс на федеральном уровне
3.1 Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение 3.2 полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации
3.3 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной
Думой
3.4 Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых
Государственной Думой
3.5 Президент РФ в законодательном процессе
4. Законодательный процесс в субъектах РФ: общее и особенное
Заключение
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях формирования правового государства, развития демократического, гражданского общества, когда роль и значение законодательных актов возрастают со всей очевидностью, процедурные механизмы в законодательной деятельности приобретают особое значение и необходимость их совершенствования выступает на первый план. В этом смысле детального изучения требует такое сложное правовое явление, как законодательный процесс, представляющий собой урегулированную нормами парламентского права процедуру по внесению законопроектов субъектами права законодательной инициативы, их рассмотрению и принятию (одобрению) парламентом, а также подписанию, обнародованию главой государства и опубликованию.
Сложность федерального законодательного процесса Российской Федерации, жестко заданная последовательность его стадий, предоставление права законодательной инициативы довольно широкому, но четко очерченному (закрытому) кругу субъектов (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), обязательность точного соблюдения всеми участниками законодательного процесса, нормативно установленных законодательных процедур призваны обеспечить, во-первых, своевременное отсеивание случайных, недостаточно проработанных и не имеющих четкого предмета правового регулирования законопроектов и, во-вторых, принятие действительно актуальных и компромиссных законов, отражающих интересы различных социальных групп или хотя бы явно им не противоречащих.
Законодательный процесс всегда привлекал внимание исследователей. Примечательно, что еще в дореволюционной России проблематика законодательной деятельности органов государственной власти нашла отражение в работах ряда ученых-юристов. Позднее, в советский период, несмотря на достаточно ограниченный характер законодательной деятельности высших представительных органов государственной власти, была проделана значительная работа но теоретическому исследованию законодательного процесса. В частности, вопросы, связанные с понятием, содержанием законодательного процесса, раскрытием его отдельных стадий (этапов), организацией прогнозирования и планирования законотворческой деятельности органов государственной власти, рассматривались в научных трудах А. В. Васильева, В. М. Горшенева, И. Л. Дюрягина, Д. А. Ковачева, Е. И. Козловой, Н. П. Колдаевой, И. В. Котелевской, А. В. Мицкевича, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, Р. В. Раскатова и других исследователей.
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и начала реализации основных принципов парламентаризма в современной России научный интерес к законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации существенно возрос, что связано со следующими обстоятельствами:
во-первых, сущностные изменения общественного устройства России, ее государственного строя привели к необходимости уточнения многих категорий, теорий и институтов конституционного права, в том числе и категории «законодательный процесс»;
во-вторых, уход от излишней
идеологизации правового
и, наконец, в-третьих, радикальное реформирование во всех сферах общественной жизни привело к значительному возрастанию объема законодательной деятельности и повышению ее роли в общественно-государственном развитии, что потребовало нового осмысления вопросов законодательного процесса в целях повышения его эффективности.
Вопросы, связанные с анализом состояния, проблем и перспектив правового регулирования федерального законодательного процесса России, к сожалению, не получили достаточного освещения в научных трудах исследователей современного периода. Сущность законодательного процесса раскрывается через взаимодействие органов государственной власти на различных стадиях (этапах) его осуществления. В этом проявляется социально-политический аспект законодательного процесса как способа выявления, согласования и реализации в принимаемых законах социальных интересов, главными носителями которых являются конституционные участники (субъекты) законодательного процесса. Следовательно, сотрудничество и взаимодействие в законодательном процессе необходимы и неизбежны, ибо положительный социальный и политический результат могут дать лишь те законодательные решения, которые учитывают и обеспечивают баланс интересов всех ветвей государственной власти.
К сожалению, наукой отечественного
конституционного права вопросы
взаимодействия властей в федеральном
законодательном процессе России мало
изучены и нуждаются в серьезно
Вместе с тем многие проблемы федерального законодательного процесса Российской Федерации остаются все еще неразрешенными и требуют глубокого теоретического осмысления. законопроектные мероприятия, направленные на существенное повышение эффективности его организации.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих в сфере федерального законодательного процесса Российской Федерации.
Предметом исследования
является взаимодействие властей в
федеральном законодательном
Цель и задачи исследования.
Цель работы заключается в том, чтобы
на основании изучения научной литературы,
положений Конституции
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать понятие законодательного процесса;
- рассмотреть основные стадии федерального законодательного процесса Российской Федерации.
- проанализировать состояние
правового регулирования
- проанализировать состояние
правового регулирования
При подготовке работы были использованы общепринятые в современной юридической науке методы исследования - диалектический, формально-юридический, исторический, статистический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие. Комплексное использование указанных методов было направлено на проведение максимально объективного и обстоятельного исследования рассматриваемой проблематики.
Нормативной базой послужили конституции Российской Федерации, зарубежных государств, республик - субъектов Российской Федерации; федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации; регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Понятие законодательного процесса
Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.
С общепринятой точки зрения Конституция РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.
Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий, повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации, повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ, повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.
Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии. Однако Конституция РФ и Регламенты палат предусматривают для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).
В последнее время
Федеральное Собрание Российской Федерации
уделяет большое внимание юридической
форме принимаемых
Вместе с тем коренные изменения, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к законодательной технике. Не секрет, что эффективность действия поспешно разработанных и принятых нормативных актов без строгого соблюдения юридической формы намного снижается, и более того - они способны приводить к существенным противоречиям всей системы российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм.