Законодательный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Оглавление

1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3
2. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ 3
3.СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4
4.ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РФ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Файлы: 1 файл

Законодательный процесс.doc

— 87.00 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«Российский государственный  гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал в г. Домодедово

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Конституционное право России»

на тему: «Законодательный процесс в РФ»

 

 

 

 

 

Чикина Светлана Петровна

студент 1-го курса

заочной формы обучения ЮЗ-1У(2)

 

Проверил:

Д.Ю.Н., Профессор

О.Н. Булаков

 

 

 

Домодедово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3

2. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ 3

3.СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4

4.ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ  И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РФ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

"Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов". Законодательный процесс – главная составная часть правотворческой процедуры, ее сердцевина.

 Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

  1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ

Федеральный закон - федеральный законодательный акт РФ принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов  определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом  Федерации или после преодоления  Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту РФ. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральный конституционный  закон РФ - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

В соответствии со статьей 108 Конституции  РФ, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

  1. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Можно выделить следующие стадии данного  процесса:

  1. Осуществление права законодательной инициативы.

Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам их ведения. Возможна совместная законодательная инициатива субъектов.

 

 

  1. Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции). Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться необходимыми обоснованиями, он регистрируется, а затем передается Советом Думы на предварительное рассмотрение в соответствующий комитет. Также законопроекты могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Причем ряд законопроектов, определенный ч.3 ст.104 Конституции, может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы1.

  1. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе.

После предварительного рассмотрения законопроекта комитеты выносят  его на рассмотрение нижней палаты. Процедура принятия федерального закона Думой осуществляется в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о  необходимости его принятия, дается оценка концепции законопроекта. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений. В случае принятия законопроекта Дума передает его в комитет, ответственный за его подготовку, а также может установить сроки подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение. Решение принимается простым большинством голосов членов депутатов Государственной Думы.

Поправки, принятые на первом чтении, отправляются в ответственным комитет, который их изучает и обобщает. Далее уже доработанный законопроект выносится на второе чтение. В ходе второго чтения депутатам сообщается об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения, и они обсуждают поправки, принимая их или отклоняя. Принятый во втором чтении, он направляется в ответственный комитет, который вместе с Правовым управлением Аппарата Думы устраняет возможные внутренние противоречия, устанавливает правильные взаимосвязи статей и редакционную правку с учетом изменения текста в ходе второго чтения. По завершении этой работы выносится на третье чтение. При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации (ч.3 ст.105 Конституции РФ). Решение об этом оформляется постановлением Государственной Думы.

В случаях, если принятый Думой федеральный  закон не подлежит обязательному  рассмотрению Советом Федерации  в соответствии со ст.106 или ст.108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен верхней  палатой, то в течение пяти дней данный документ направляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования (ч.1 ст.107 Конституции).

 

 

  1. Одобрение закона или его рассмотрение в Совете Федерации.

Поступивший из нижней палаты федеральный  закон передается в соответствующий комитет, ответственный за рассмотрение данного закона, который в свою очередь определяет вносить его на рассмотрение палаты или нет.

В соответствии со ст.106 Конституции, фиксирующей исключение из этого  правила (вытекает из ч.4 ст.105), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации: д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира2.

Решение также принимается большинством голосов от общего числа членов палаты. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты, в котором может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного документа, по которым необходимо преодолеть разногласия между обеими палатами, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. В этом случае палатами на паритетных началах может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий.. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение не удовлетворяет нижнюю палату, отклоненный закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение обеих палат.

5. Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации, Опубликование закона.

Последняя стадия принятия федерального закона - это его обнародование и вступление в силу. Получив из Совета Федерации принятый закон, Президент РФ, если он не налагает свое вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст.107 Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з), причем в отношении этих законов Президент РФ права вето не имеет. После подписания его главой государства закон должен быть в течение 7 дней опубликован в установленном порядке. Официальным считается его опубликование в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете".

Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законы, возвращенные главой государства для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия может рекомендовать Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться с отдельными изменениями или же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой3. Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение по закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено. При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона считается, что он прошел в верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов членов палаты.

Постановление Совета Федерации об одобрении закона, отклоненного Президентом  РФ, в течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам одобренный Советом  Федерации закон для подписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст.107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

  1. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ

В Конституции РФ предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений. Этот порядок выглядит следующим образом. Внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В случае, если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано более чем 370 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание, на котором принимается решение о неизменности Конституции РФ, либо о разработке ее нового проекта. Проект новой Конституции РФ принимается двумя способами: либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с изм. от 15 апреля, 23 октября, 4 декабря 1998 г.)
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.
  4. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 228.

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М: Ось-89, 2013. С. 36

3 Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – С. 181.


Информация о работе Законодательный процесс в РФ