Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:34, контрольная работа
Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3
2. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ 3
3.СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4
4.ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РФ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Филиал в г. Домодедово
Контрольная работа
По курсу «Конституционное право России»
на тему: «Законодательный процесс в РФ»
Чикина Светлана Петровна
студент 1-го курса
заочной формы обучения ЮЗ-1У(2)
Проверил:
Д.Ю.Н., Профессор
О.Н. Булаков
Домодедово 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
2. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ 3
3.СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4
4.ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РФ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
"Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов". Законодательный процесс – главная составная часть правотворческой процедуры, ее сердцевина.
Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон - федеральный законодательный акт РФ принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.
После одобрения Советом
Федерации или после
Федеральный конституционный закон РФ - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
В соответствии со статьей 108 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.
Можно выделить следующие стадии данного процесса:
Правом законодательной
Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции). Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться необходимыми обоснованиями, он регистрируется, а затем передается Советом Думы на предварительное рассмотрение в соответствующий комитет. Также законопроекты могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Причем ряд законопроектов, определенный ч.3 ст.104 Конституции, может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы1.
После предварительного рассмотрения законопроекта комитеты выносят его на рассмотрение нижней палаты. Процедура принятия федерального закона Думой осуществляется в трех чтениях.
В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается оценка концепции законопроекта. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений. В случае принятия законопроекта Дума передает его в комитет, ответственный за его подготовку, а также может установить сроки подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение. Решение принимается простым большинством голосов членов депутатов Государственной Думы.
Поправки, принятые на первом чтении, отправляются в ответственным комитет, который их изучает и обобщает. Далее уже доработанный законопроект выносится на второе чтение. В ходе второго чтения депутатам сообщается об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения, и они обсуждают поправки, принимая их или отклоняя. Принятый во втором чтении, он направляется в ответственный комитет, который вместе с Правовым управлением Аппарата Думы устраняет возможные внутренние противоречия, устанавливает правильные взаимосвязи статей и редакционную правку с учетом изменения текста в ходе второго чтения. По завершении этой работы выносится на третье чтение. При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации (ч.3 ст.105 Конституции РФ). Решение об этом оформляется постановлением Государственной Думы.
В случаях, если принятый Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст.106 или ст.108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен верхней палатой, то в течение пяти дней данный документ направляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования (ч.1 ст.107 Конституции).
Поступивший из нижней палаты федеральный закон передается в соответствующий комитет, ответственный за рассмотрение данного закона, который в свою очередь определяет вносить его на рассмотрение палаты или нет.
В соответствии со ст.106 Конституции, фиксирующей исключение из этого правила (вытекает из ч.4 ст.105), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации: д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира2.
Решение также принимается большинством голосов от общего числа членов палаты. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты, в котором может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного документа, по которым необходимо преодолеть разногласия между обеими палатами, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. В этом случае палатами на паритетных началах может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий.. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение не удовлетворяет нижнюю палату, отклоненный закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение обеих палат.
5. Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации, Опубликование закона.
Последняя стадия принятия федерального закона - это его обнародование и вступление в силу. Получив из Совета Федерации принятый закон, Президент РФ, если он не налагает свое вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст.107 Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з), причем в отношении этих законов Президент РФ права вето не имеет. После подписания его главой государства закон должен быть в течение 7 дней опубликован в установленном порядке. Официальным считается его опубликование в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете".
Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законы, возвращенные главой государства для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия может рекомендовать Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться с отдельными изменениями или же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой3. Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение по закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено. При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона считается, что он прошел в верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов членов палаты.
Постановление Совета Федерации об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам одобренный Советом Федерации закон для подписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст.107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.
В Конституции РФ предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений. Этот порядок выглядит следующим образом. Внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В случае, если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано более чем 370 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание, на котором принимается решение о неизменности Конституции РФ, либо о разработке ее нового проекта. Проект новой Конституции РФ принимается двумя способами: либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 228.
2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М: Ось-89, 2013. С. 36
3 Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – С. 181.