Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
В своей работе я постараюсь раскрыть такие вопросы как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы. Более подробно остановлюсь на раскрытии стадий и процедур законопроектной деятельности. Также необходимо будет отразить планирование законодательной инициативы, роль Президента и Правительства РФ в законодательном процессе. Изложив вышеуказанные вопросы и проанализировав их, можно будет перейти к выводам по теме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО значение…………………………………………………………..
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………….
§ 2.1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива……………
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. …………….
§ 2.3 Принятие закона. ………………………………………………………..
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. …………………………
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) Федерального закона Президентом РФ……………………………………………………..
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………….
3.1 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации………….
3.2 Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе 65
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе……………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Юридический факультет
Форма обучения второе высшее
Направление подготовки – Юриспруденция
Курсовая работа
по дисциплине: Конституционное право
Тема: Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии.
Слушатель :
Группа
Номер зачетной книжки:
Преподаватель :
Курган 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
§ 2.1. Внесение законопроекта
– законодательная инициатива……
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. …………….
§ 2.3 Принятие закона. ………………………………………………………..
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом
Федерации принятого
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) Федерального закона Президентом РФ……………………………………………………..
3.1 Законодательный процесс
в субъектах Российской
3.2
Процедуры участия субъектов
Федерации в федеральном
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе……………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…45
Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, являющийся его ядром. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, в результате чего становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Процесс создания правовых
норм начинается с возникновения
объективных общественных закономерностей,
требующих правового
Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том, что законодательный процесс является одной из самых главных государственных задач, состоящей в повышении качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Главное в законодательной деятельности – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.
Позитивным в повышении
качества законодательного процесса следует
отметить тенденцию, появившуюся с
конца 90-х годов неуклонного
В своей работе я постараюсь
раскрыть такие вопросы как: участники
законодательного процесса, субъекты
права законодательной
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе
можно встретить понятие «
С формальной точки зрения
законодательный процесс
Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу2.
Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон3. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия)4. У других юристов встречается шесть стадий5: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Однако, как правило, в
работах концептуального
1) внесение законопроекта
или законодательного
2) рассмотрение законопроекта
в палатах, комитетах (
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Процедуры законодательного
процесса, составляющие содержание его
этапов, в большинстве стран
Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, но несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:
1) состоит из нескольких
этапов (стадий), последовательность
и обязательность которых
2) осуществляется специальными субъектами;
3) результатом является
создание акта высшей
К субъектам законодательного процесса относятся его участники; действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс6.
Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.
Соответствующим правом, закрепленным
в законодательных актах, например,
руководствуются все субъекты права
законодательной инициативы, т.е. участники
законодательного процесса, обладающие
правом возбуждать перед законодательным
органом вопрос об издании нового
закона. Субъективное право инициатора
состоит в том, что он свободен
в выборе времени для реализации
своей инициативы. Он может воспользоваться
предоставленным ему правом, но может
и воздержаться от этого. Только наличие
объективного интереса в решении
какой-либо социальной задачи юридическими
средствами, в сочетании с субъективным
интересом инициатора к этому
предмету, формируют решение субъекта
права законодательной
Кроме того, есть иные субъекты
законодательного процесса, участие
которых в законодательной
Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме — всенародном голосовании, посредством которого принимается государственное решение, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, в референдуме имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.
Если соблюдены все
нормативно установленные условия,
то решение, полученное в ходе референдума,
считается принятым всем обществом
путем прямого и свободного волеизъявления.
Его юридическая сила нередко
считается выше юридической силы
законов, принятых парламентским путем.
На такой позиции, например, стоит
Конституционный Совет Франции,
который объявил себя некомпетентным
высказываться о
Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно ст. 108 Конституции РФ Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.
Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).
Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).
Комитеты, комиссии парламентов принимают участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права, либо через них проходят все законопроекты (так отличаются, соответственно, специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»10, обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.
Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре
положений глав 1, 2 и 9 Конституции
РФ должно быть поддержано
при голосовании группой
2) граждане России могут приобрести статус субъектов законодательного процесса — инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не менее двух миллионов человек (ст. 8 Федерального закона «О референдуме Российской Федерации»).
Институт народной инициативы,
предусмотренный
Таким образом, субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также граждане и их объединения, лица, обладающие специальной правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона.
Информация о работе Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии