Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
В своей работе я постараюсь раскрыть такие вопросы как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы. Более подробно остановлюсь на раскрытии стадий и процедур законопроектной деятельности. Также необходимо будет отразить планирование законодательной инициативы, роль Президента и Правительства РФ в законодательном процессе. Изложив вышеуказанные вопросы и проанализировав их, можно будет перейти к выводам по теме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО значение…………………………………………………………..
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………….
§ 2.1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива……………
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. …………….
§ 2.3 Принятие закона. ………………………………………………………..
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. …………………………
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) Федерального закона Президентом РФ……………………………………………………..
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………….
3.1 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации………….
3.2 Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе 65
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе……………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…45
В случае если принимается решение
рекомендовать одобрение закона
Советом Федерации или
Если Президент РФ отклоняет
закон, а Государственная Дума повторно
принимает его в той же редакции,
преодолев таким образом вето
Президента РФ, закон вновь поступает
в Совет Федерации, если он ранее
им принимался. В этом случае комитет
Совета Федерации, который ранее
давал заключение по отклоненному закону,
рассматривает его повторно и
дает новое заключение. На пленарном
заседании Совет Федерации
Ряд особенностей существует при рассмотрении
в Совете Федерации федерального
конституционного закона (для его
одобрения необходимо 3/4 голосов
от общего числа членов Совета Федерации),
а также закона о поправках
к Конституции РФ. Закон о поправках
также должен быть принят в Совете
Федерации 3/4 голосов от общего состава.
Затем Совет Федерации
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству ведет учет данных: какие субъекты РФ одобрили закон о поправке к Конституции РФ в целом, какие внесли предложения об изменениях текста. Затем на пленарном заседании Совета Федерации подводятся итоги: одобрен или нет в течение года закон о поправке 2/3 субъектов РФ. Если получено одобрение менее 2/3 субъектов РФ, рассмотрение данного закона прекращается.
В том случае, когда закон отклонен
Советом Федерации может
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации
При отклонении федерального
закона Советом Федерации
При повторном рассмотрении закона Государственная Дума рассматривает только предложения комиссии и может их принять либо отклонить. Принятый Думой закон в редакции согласительной комиссии передается в Совет Федерации. Если Дума не приняла закон в редакции согласительной комиссии и не согласна с предложениями Совета Федерации, она может принять его только 2/3 голосов, что имело место. Таким образом Дума может одна, без Совета Федерации, преодолев его вето, принять обыкновенный (не конституционный) закон. Совет Федерации без участия Думы принять закон не может никогда.
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) федерального закона Президентом РФ
Это заключительная стадия законодательного
процесса. Участие главы государства
неотъемлемая составная часть
Мотивы отклонения Президентом
РФ законов могут быть самые разные.
Среди возможных мотивов
Если закон Президентом РФ отклонен, возможны следующие последствия: «1) президентское вето преодолевается 2/3 голосов в каждой палате. Если хотя бы одна из них не соберет такого числа голосов, закон не считается принятым; 2) палаты принимают предложения Президента, и тогда закон принимается простым большинством голосов и поступает ему на подпись; 3) палаты учитывают некоторые предложения Президента, принимают закон простым большинством голосов, и он передается на подпись Президенту, который решает, согласиться с исправленным текстом или вновь отклонить его; 4) если одна из палат пришла к решению не преодолевать вето, не принимать предложений Президента, а разрабатывать законопроект в новой редакции, законодательный процесс начинается снова».16
Все законы должны быть подписаны Президентом РФ. Неподписанные законы не публикуются.
Глава 3. Участие субъектов РФ в федеральном законодательном процессе
13.1 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Законодательный процесс
в субъектах Федерации является
разновидностью правотворческого процесса
и представляет собой систему
процедур, последовательно осуществляемых
органами государственной власти и
связанных с рассмотрением
Как известно, федеральная
Конституция закрепляет общие принципы
и отдельные формы
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) определил круг вопросов, по которым законодательные органы субъектов РФ принимают законы и постановления. Этот перечень не является исчерпывающим, так как в указанном Законе отмечается, что законодательный орган субъекта вправе регулировать и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта к его ведению и полномочиям.
Участие субъектов Федерации
в совершенствовании
Круг лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы, определен для республик в их конституциях, а для других субъектов - в их уставах.
Процедура принятия федеральных
конституционных законов, установленная
в ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, предусматривает
участие в их принятии квалифицированного
большинства членов Совета Федерации,
что свидетельствует об обязательном
включении представителей субъектов
Федерации в рассмотрение вопросов
ведения Российской Федерации, зафиксированных
в ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 128, ч. 3 ст. 118, ч. 2 ст.
135, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137, ч. 1 и 2 ст.
56, ст. 88, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 103 Конституции
РФ. Без согласия квалифицированного
большинства членов Совета Федерации
невозможно преодолеть вето Президента
РФ на принятые Федеральным Собранием
федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции
РФ). Представители субъектов
Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.1
Статья 106 Конституции РФ
гарантирует субъектам
Наряду с процедурой согласования
с субъектами Федерации проектов
федеральных нормативных
Таким образом, вопросы ведения Российской Федерации, требующие согласования субъектов РФ, можно разделить на три группы:
- согласование кадровых назначений, в частности руководителей федеральных территориальных органов в субъектах Федерации;
- согласование проектов
нормативных правовых актов
согласование проектов нормативных
правовых актов федеральных
3.2 Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе
Что касается предметов совместного ведения, то здесь действует общее правило, устанавливающее, что если в течение 14 дней федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным. Это положение ч. 4 ст. 105 Конституции РФ характеризует верхнюю палату как институт участия субъектов РФ в осуществлении правового регулирования прежде всего предметов ведения Российской Федерации, поскольку позволяет Совету Федерации вообще не рассматривать законы по предметам совместного ведения, что во взаимосвязи с вышеперечисленными конституционными нормами, а также с положением ч. 3 ст. 11 Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий исключительно Конституцией и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, ставит под сомнение легитимность принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, реализующих такое разграничение полномочий без участия самих органов государственной власти субъектов Федерации.
Из анализа форм федерального
регулирования предметов
- исчерпывающее регулирование предметов совместного ведения;
- регулирование исключительно
общих вопросов или общих
- новеллы федеральных
законов, содержание которых
Информация о работе Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии