Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
В своей работе я постараюсь раскрыть такие вопросы как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы. Более подробно остановлюсь на раскрытии стадий и процедур законопроектной деятельности. Также необходимо будет отразить планирование законодательной инициативы, роль Президента и Правительства РФ в законодательном процессе. Изложив вышеуказанные вопросы и проанализировав их, можно будет перейти к выводам по теме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО значение…………………………………………………………..
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………….
§ 2.1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива……………
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. …………….
§ 2.3 Принятие закона. ………………………………………………………..
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. …………………………
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) Федерального закона Президентом РФ……………………………………………………..
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………….
3.1 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации………….
3.2 Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе 65
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе……………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…45
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.
Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).
Все субъекты законодательного процесса:
1) участвуют в этом
процессе в силу своих
2) совершают в рамках
законодательного процесса
3) действуют в рамках
нормативно определенных
4) действуют с целью создания закона.
Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества.
Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе11, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.
Правотворчество государства
- одна из форм управления обществом. Нормы
законов являются прямым результатом
деятельности институтов власти и их
исполнение зависит от того, насколько
точно были оценены возможность
и необходимость
Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права12.
Право оказывает активное влияние на сознание общества в процессе взаимодействия с ним.
Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих субъектам общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные интересы и потребности13. Это в свою очередь приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе).
Таким образом, закон —
это не только результат восприятия,
познания и прогнозирования
С этой точки зрения, природа законотворчества заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения.
Законодательный процесс
является формально-юридическим
Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов.
Правотворческая деятельность парламентов претерпела исторически серьезные изменения, однако принятие законов продолжает оставаться главной функцией высших представительных органов власти. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:
1) качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
2) привлечение широкого спектра
мнений различного рода
3) эффективные механизмы
контроля деятельности высших
органов государственной
Таким образом, законодательный процесс имеет значение и только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы общества.
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс – регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.
Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
§ 2.1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива
Законодательная инициатива – это
конституционная возможность
Правом законодательной
Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Подготовленный к внесению в
палату законопроект направляется субъектом
права законодательной
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе
Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
Первое чтение законопроекта представляет
собой первоначальное рассмотрение
законопроекта на планерном заседании
нижней палаты (обсуждаются его основные
положения, вопрос о необходимости
принятия, концепция законопроекта,
дается оценка соответствия основных
положений законопроекта
В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения – не менее 30 дней), ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок: рекомендуемых к принятию, к отклонению и поправки, по которым комитетом не принято решений. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит правовую и лингвистическую экспертизу и готовит заключение. Материалы представляются в Совет Думы, который назначает дату второго чтения, а материалы рассылаются тому же кругу лиц, что и при первом чтении.
Второе чтение законопроекта предполагает
обсуждение на планерном заседании
палаты поправок, поступивших от субъектов
права законодательной
Третье чтение законопроекта – это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит, возможны лишь редакционные уточнения.
В третьем чтении закон принимается в целом. В исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении ко второму чтению.
Государственная Дума может провести
три чтения в один день, если предлагается
бесспорный или срочный законопроект.
«Так были приняты поправки к закону
о противодействии
В практику работы Думы вошло
также так называемое нулевое
чтение, когда основные положения
президентских и
§ 2.3 Принятие закона
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение
Советом Федерации принятого
Государственной Думой
Принятые Государственной
Поступивший из Государственной Думы
закон вместе со стенограммой и другими
материалами направляется членам Совета
Федерации, а также назначенному
руководством Совета Федерации ответственному
комитету. Члены Совета Федерации
могут организовать обсуждение закона,
принятого Думой, в субъектах
РФ и, если есть замечания, передают их
в соответствующий комитет. Комитет
их изучает и указывает в
Информация о работе Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии