Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
В своей работе я постараюсь раскрыть такие вопросы как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы. Более подробно остановлюсь на раскрытии стадий и процедур законопроектной деятельности. Также необходимо будет отразить планирование законодательной инициативы, роль Президента и Правительства РФ в законодательном процессе. Изложив вышеуказанные вопросы и проанализировав их, можно будет перейти к выводам по теме курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО значение…………………………………………………………..
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………….
§ 2.1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива……………
§ 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. …………….
§ 2.3 Принятие закона. ………………………………………………………..
§ 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. …………………………
§ 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации
§ 2.6 Подписание и обнародование (промульгации) Федерального закона Президентом РФ……………………………………………………..
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………….
3.1 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации………….
3.2 Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе 65
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе……………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…45
- принципы установления
компетенции субъектов
- обязательные для реализации
субъектами Федерации вопросы
совместного ведения за счет
финансирования из
- формы обязательного
участия исполнительных
- права субъектов Федерации
по дополнительному участию (
Для всех перечисленных
вариантов федерального регулирования
предметов совместного ведения
ст. 26.4 Закона N 184-ФЗ установлен единый
порядок участия органов
Указанный порядок обязывает Государственную Думу направлять в субъекты Федерации для согласования все законопроекты по предметам совместного ведения после их внесения в нижнюю палату парламента. 1
Законодательные (представительные)
и исполнительные органы государственной
власти обязаны в течение 30 дней
направить свои отзывы на данные законопроекты
в профильный комитет Государственной
Думы. Отзыв законодательного органа
оформляется его
Как показывает практика применения
ст. 26.4 Закона N 184-ФЗ, несмотря на то, что
свои заключения на законопроекты по
предметам совместного ведения
в Государственную Думу направляет
подавляющее большинство
Например, по данным Комитета по природным ресурсам Государственной Думы, свои заключения на законопроект "О недрах" своевременно с соблюдением всех требований к оформлению такого рода документов прислали лишь пять субъектов РФ (три - против, два - за). В то же время по информации Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации, обобщившего мнения всех субъектов РФ без соблюдения формальных требований к их оформлению, против законопроекта "О недрах" высказалось более трети субъектов Федерации.
В отношении нормативных
правовых актов Правительства РФ
по вопросам совместного ведения
мнение законодательного органа субъекта
РФ в настоящее время не выясняется,
хотя участие региональных законодательных
органов в предварительном
Согласно п. 4 ст. 26.4 Закона N 184-ФЗ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления поправок к указанным законопроектам в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.
Императивность указанной
законодательной нормы
Регламентом Государственной
Думы (п. 3 ст. 122) установлено, что законопроект,
подготовленный ко второму чтению,
рассылается Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации, в
Правительство Российской Федерации,
субъекту права законодательной
инициативы, внесшему законопроект, и
депутатам Государственной
3.3 Пути совершенствования процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе
Поскольку в России действует
модель двухпалатного парламента, в
котором изменять законопроекты
и принимать законы может только
Государственная Дума, а Совет
Федерации обладает лишь правом отклонять
принятые нижней палатой законы, представляется
целесообразным применять процедуру
рассмотрения в Совете Федерации
федеральных законов по предметам
совместного ведения, разделив их на
две группы: законы, требующие обязательного
одобрения субъектов РФ, и законы,
которые в случае недостижения консенсуса
в результате согласительных процедур,
могут приниматься
Здесь может помочь опыт
Германии, где закон квалифицируется
как требующий обязательного
одобрения субъектов Федерации (бундесрата),
когда в нем в значительной
мере затронуты интересы федеральных
земель (к таким актам относится
почти половина всех принимаемых
законов). Споры бундестага и бундесрата
о соответствующей квалификации
законов разрешаются
Проблема введения более
жесткой процедуры согласования
принятия федеральных законов с
субъектами Федерации в законодательном
процессе заключается в том, что
изменение законодательных
В частности, такие поправки, устанавливающие для Совета Федерации право жесткого вето по законам, предусматривающим дополнительные расходы из региональных бюджетов, которое Государственная Дума была бы не вправе преодолеть, способствовали бы большей устойчивости и прозрачности межбюджетных отношений в Российской Федерации.
На взгляд Нечаевой Т.В.,
специальная законодательная
Закон N 184-ФЗ, регламенты Государственной
Думы и Правительства Российской
Федерации целесообразно
Если в отношении процедуры
согласования с субъектами Федерации
предметов ведения Российской Федерации
действует лишь уведомительный порядок,
когда субъект РФ вправе лишь информировать
о своей отрицательной позиции
согласующий федеральный орган
власти, то и санкции в случае
несоблюдения процедур согласования указанных
вопросов должны состоять в праве
субъектов Федерации
Что касается предметов совместного ведения, то в настоящее время ни в одном законе, предусматривающем процедуру совместных решений федеральных и региональных органов власти или процедуру согласования с субъектами Федерации решений федеральных органов власти, не установлены санкции за их нарушения.
Введение двухсторонних
санкций за несоблюдение процедур согласования
позволило бы оптимизировать согласительные
процедуры на стадии выработки решений
по предметам совместного ведения,
а также не только значительно
улучшить качество и повысить эффективность
нормативных актов, но и избежать
возможных конфликтов при их исполнении
благодаря легитимизации
Таким образом, дальнейшее
совершенствование процедур участия
субъектов Федерации в
- оптимизацию установленного
в ст. 26.4 Закона N 184-ФЗ порядка
предварительного согласования
с субъектами Федерации
- дополнение Регламента
Государственной Думы
- обеспечение равенства
прав всех субъектов
- расширение установленных
законом прав субъектов
- введение двусторонних
санкций за несоблюдение
- законодательно установленные
дифференцированные процедуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое государство стремится
надлежаще урегулировать
Конституция Российской Федерации, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.
Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому процессу.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.
Казалось бы, что правовые
основы законотворческого процесса
в нашей стране сформировались. Приняты
Конституция, Конституционные Федеральные
законы и Федеральные законы, направленные
на регулирования
Однако, анализируя качество принятых за последнее время федеральных законов, В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.
Подобные оценки делают и
исследователи
Информация о работе Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии