Способы обеспечения исполнения обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексный теоретический анализ основных правовых проблем, связанных с функционированием и взаимодействием федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти………………………....11
§ 1.1 Понятие и функции исполнительной власти.…………………...11
§ 1.2 Принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.…………………………………………….14
§ 1.3 Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти…………...21
Глава 2. Основные направления реформирования системы федеральных государственных органов исполнительной власти……….27
§ 2.1 Реформирование системы функционирования государственных институтов. …………………..........................................................................27
§ 2.2 Основы правового регулирования организации взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти Президентом и Правительством Российской Федерации.………………..34
§ 2.3 Взаимодействие Правительства Российской Федерации с иными федеральными органами государственной власти.……………………….40
§ 2.4 Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………...69
Библиография………………………..………………………………….75

Файлы: 1 файл

Диплом Ренат.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Принцип разделения властей отражается и в текущем  законодательстве. В законах о  правовом положении государственных  и общественных институтов (органов) четко определяются их отношения  с федеральными государственными органами исполнительной власти16.

Объем этих отношений, естественно, зависит от места федерального государственного органа в системе  государственной власти. Таково, например, содержание соответствующих статей Законов Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О государственной  границе Российской Федерации"17, от 5 марта 1992 г. "О безопасности"18, от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"19. И в нормативных указах Президента, как правило, фиксируются задачи и функции Правительства сообразно его статусу.

К сожалению, принцип разделения властей не всегда последовательно реализуется на практике. Нередко Президент Российской Федерации и палаты Федерального Собрания рассматривают вопросы, отнесенные к ведению федеральных государственных органов исполнительной власти.

В некоторых случаях федеральные государственные органы исполнительной власти превышают свою компетенцию и вторгаются в сферу деятельности других органов. Подобная практика заслуживает отрицательной оценки.

Принцип ответственности  федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации означает их "правовую связанность" и организационную и функциональную подотчетность. Федеральные государственные органы исполнительной власти несут ответственность перед Президентом, которая выражается в принятии Президентом решения об отставке Правительства, об освобождении от должности Председателя Правительства, его заместителей и министров. Правительство информирует Президента о своей текущей деятельности, выполнении законов и указов20.

Принцип гласности в деятельности федеральных государственных органов исполнительной власти означает обеспечение открытости и доступности информации об их решениях и действиях. Систематическое информирование населения является обязанностью федеральных государственных органов исполнительной власти ввиду значимости их актов для страны, для всех граждан. Оно должно быть по возможности полным, всесторонним, охватывающим разные сферы деятельности федеральных государственных органов исполнительной власти.

Это не исключает, разумеется, закрытости информации, представляющей государственную тайну.

Принцип гласности  реализуется с помощью целого ряда гарантий:

а) п. 3 ст. 15 Конституции  Российской Федерации устанавливает  правило: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения. Это касается и публикации соответствующих актов федеральных государственных органов исполнительной власти.

б) согласно ст. 11 Федерального закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"21 государственные аудиовизуальные СМИ при формировании программной политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти,

Принцип обеспечения  прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных государственных  органов исполнительной власти. произволен от конституционных положений о человеке как высшей ценности (ст. 2 Конституции), о праве граждан участвовать в управлении делами государства, о правах и свободах человека и гражданина, как непосредственно действующих и определяющих деятельность исполнительной власти22.

Данный принцип  означает приоритетную ориентацию федеральных  государственных органов исполнительной власти на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности. Для этих целей используется комплекс средств23.

 

 

 

1.3 Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти.

В Конституции  Российской Федерации сказано (ст. 110), что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации". Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" определил, что "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации"24.

Это - емкая юридическая  формула. Можно полагать, что она означает следующее:

а) Правительство  Российской Федерации есть орган  государственной власти Российской Федерации;

б) Правительство  Российской Федерации - особый исполнительный орган, находящийся в силу своей  природы в специфических взаимоотношениях с другими государственными органами;

в) Правительство  Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его  руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации25.

Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства - орган государственной власти, которая призвана, с одной стороны, воспринимать (отражать) потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

Положение "Правительство  Российской Федерации является органом  государственной власти Российской Федерации" свидетельствует о  том, что функции и полномочия, организация, формы и методы деятельности Правительства олицетворяют одно из направлений осуществления государственной власти, принадлежащей народу26.

Правительство Российской Федерации, наряду и совместно  с другими органами государственной  власти, осуществляет власть, принадлежащую  многонациональному народу Российской Федерации; значит, его нельзя принижать ни в отношениях с Президентом Российской Федерации, ни в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации (его обеими палатами), ни в отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении;

как орган государственной  власти Российской Федерации Правительство призвано формулировать и проводить в жизнь государственную политику, отвечающую интересам многонационального народа Российской Федерации;

в демократическом  государстве организация и функционирование Правительства должны быть основаны на демократических принципах публичности (открытости), доступности и подконтрольности гражданам;

функции и полномочия (компетенция) Правительства как  органа государственной власти Российской Федерации распространяются на всю  территорию Российской Федерации, касаются всех отношений, подведомственных его юрисдикции;

для выполнения функций государственной власти, возложенных на Правительство, оно  должно обладать всеми необходимыми ресурсами, в том числе и законодательно установленными мерами принуждения;

правовые акты Правительства являются актами органа государственной власти Российской Федерации и занимают, соответственно, в иерархии всех правовых актов четко  установленный уровень, ведущий  к тому, что они обязательны  к исполнению на всей территории и теми субъектами правоотношений, кому адресованы;

Правительство как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную  структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров, материально - финансовое обеспечение и другие атрибуты27.

В контексте  с предыдущими принципиальное значение принадлежит положению о том, что "Правительство Российской Федерации  является коллегиальным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".

Коллегиальность - один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем.

Достоинства коллегиальности  состоят в том, что она:

а) формирует  в рамках соответствующей структуры  информационное поле, подпитывающее разнообразной и профессионально обработанной информацией каждого ее участника;

б) создает в  организации социально - психологический  микроклимат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми ее участниками, даже при наличии естественных противоречий во взглядах и интересах;

в) позволяет  проводить "мозговые атаки", сосредоточивая возможности объединенного интеллекта организации на поиски оптимальных  вариантов решений;

г) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку заранее согласовывает интересы и цели участников данной организации;

д) укрепляет  авторитет соответствующей организации  в обществе за счет солидарности и  общих ценностей ее участников.

В юридическом  смысле коллегиальность представляет собой организационно - правовую форму построения и функционирования государственного органа, смысл которой состоит в том, что в этом органе его компетенция осуществляется путем коллегиального (совместно согласованного) принятия управленческих решений.

Правительство Российской Федерации выполняет сложный и многогранный объем функций и полномочий в области исполнительной власти и поэтому важно, чтобы оно было организовано и практически функционировало как коллегиальный орган28.

Здесь актуальны  несколько моментов:

во-первых, состав Правительства, в частности число руководителей федеральных органов исполнительной власти, включенных в него в ранге федеральных министров. Пока в этом вопросе нет должной ясности и устойчивости, ибо многое зависит от волеизъявления Председателя Правительства и Президента Российской Федерации;

во-вторых, иерархическая  структура Правительства, при которой  наличие заместителей Председателя Правительства, курирующих федеральных  министров, ограничивает равноправие  членов данного коллегиального органа;

в-третьих, реальное соотношение (а не только по ст. 28 Федерального конституционного закона) между содержанием  и значением вопросов, решаемых на заседаниях Правительства, заседаниях Президиума Правительства, а также  единолично Председателем Правительства;

в-четвертых, соблюдение регламента Правительства, позволяющее  каждому члену Правительства  высказываться и голосовать по обсуждаемым  вопросам.

Правительство является высшим исполнительным органом  государственной власти Российской Федерации и в силу этого возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Следовательно:

политика и  акты Правительства обязательны  для всех без исключения федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. ст. 71 и 72) к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

решения и действия Правительства в рамках правового регулирования общественных отношений распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

акты Правительства  подлежат исполнению администрациями  государственных предприятий, учреждений и организаций, а также другими субъектами правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления реформирования системы федеральных  государственных  органов исполнительной власти.

2.1 Реформирование  системы функционирования государственных  институтов.

9 марта 2004 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал Указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 (с изменениями от 20 мая 2004 г.)29. Согласно этому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с начатой административной реформой органов исполнительной власти были разделены функции политического  управления определенными сферами  отношений, функции оказания услуг и функции контроля. В целом сделан серьезный шаг по пути упорядочения структуры Правительства в соответствии с принципами административной реформы.

Указ Президента "О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти" четко определяет: министерства занимаются выработкой политики в вверенной им сфере. Им прямо запрещено осуществлять функции по контролю и надзору. Эти функции осуществляют федеральные службы. Федеральные агентства, в свою очередь, предоставляют в вверенной им сфере государственные услуги. В результате мы впервые имеем министерство как реальный орган осуществления политики, имеющий для того и полномочия, и реальные ресурсы30.

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ так связал необходимость реформирования органов  государственной власти с первоочередными задачами государства: "...основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязательств