Способы обеспечения исполнения обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексный теоретический анализ основных правовых проблем, связанных с функционированием и взаимодействием федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти………………………....11
§ 1.1 Понятие и функции исполнительной власти.…………………...11
§ 1.2 Принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.…………………………………………….14
§ 1.3 Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти…………...21
Глава 2. Основные направления реформирования системы федеральных государственных органов исполнительной власти……….27
§ 2.1 Реформирование системы функционирования государственных институтов. …………………..........................................................................27
§ 2.2 Основы правового регулирования организации взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти Президентом и Правительством Российской Федерации.………………..34
§ 2.3 Взаимодействие Правительства Российской Федерации с иными федеральными органами государственной власти.……………………….40
§ 2.4 Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………...69
Библиография………………………..………………………………….75

Файлы: 1 файл

Диплом Ренат.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Непосредственно взаимодействие территориальных органов  с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации наиболее четко  можно проследить по следующим вопросам:

а) обеспечение  конституционных прав граждан;

б) социально-экономическое  развитие субъектов Российской Федерации, а также совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством  Российской Федерации полномочий органов  исполнительной власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий федеральных  органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или реализация федеральными органами исполнительной власти части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданных в соответствии с указанными соглашениями;

г) управление государственным  федеральным имуществом;

Наиболее значимыми  также являются и иные вопросы  требующие учета мнений федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации64.

Для координации деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе согласования принимаемых решений предусмотрено правовое регулирование на уровне федерального законодательства и соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо  выделить основные формы осуществления  взаимодействия территориальных органов  с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. На сегодняшний день ими являются:

а) планирование и реализация совместных мероприятий;

б) подготовка предложений  по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

в) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;

г) иные формы, предусмотренные  соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В необходимых  случаях в целях организации  взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и территориальных  органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов. Координация и контроль реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в порядке, предусмотренном федеральными законами и соответствующими соглашениями65.

В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов территориальные органы обладают обширной компетенцией. Территориальные органы имеют возможность:

а) выполнять  задачи и функции федерального органа исполнительной власти, в том числе связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

б) запрашивать  в установленном порядке от органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационно-аналитические  материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую  для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;

в) направлять информационно-аналитические  материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) осуществлять в порядке и формах, определенных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;

д) привлекать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) к проведению совместных проверок соблюдения требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;

е) направлять высшим должностным лицам субъектов  Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности в порядке, установленном положениями об этих территориальных органах;

ж) рассматривать  обращения высших должностных лиц  субъектов Российской Федерации (руководителей  высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и информируют их о принятых решениях.

Данные полномочия территориальных органов по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются положениями об этих территориальных органах66.

В случаях если территориальный орган для решения  определенного вопроса не обладает достаточными полномочиями, руководитель этого территориального органа направляет свои предложения в федеральный орган исполнительной власти и руководствуется принятым этим органом решением.

При ненадлежащей реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  полномочий в области осуществления  государственного контроля и надзора, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области осуществления государственного контроля и надзора территориальные органы направляют предложения об устранении нарушений высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а если указанные нарушения не устранены, информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, передавший реализацию части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Руководители  территориальных органов вправе приглашать руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения.

Территориальные органы обязаны заблаговременно  информировать приглашаемых ими  лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня совещания, заседания комиссии и рабочей группы, а также направлять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите государственной тайны, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководители  территориальных органов в случае приглашения могут принимать участие (направлять уполномоченных ими лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), коллегий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами67.

Разногласия между  территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится территориальный орган, либо путем проведения согласительных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Осуществляемая  сегодня административная реформа  существенно изменила и продолжает изменять саму систему работы государственных  институтов. Ее необходимость была вызвана не только разросшимся государственным  аппаратом  управления, что приводило ко многим негативным последствиям.

Главная насущная проблема - не в огромном количестве структур государственного управления, а в том, что их работа плохо  организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения  стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость.

Прямая обязанность  государства - создать условия для  развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять  населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.

Для этого структура  исполнительной власти должна быть логично  и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.

Государству остро  нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок  ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.

Необходимо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных  функций и сохранить только необходимые.

Одной из основных концепций реформирования системы  федеральных органов исполнительной власти является разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 первая группа функций возложена на федеральные министерства, вторая группа - на федеральные службы, третья группа - на федеральные агентства.

Конституция закрепила  ряд функций непосредственного  государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению  множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения. Неясно, к примеру, какая мера ответственности лежит на Правительстве по "политическому" и "силовому" блокам министерств и ведомств, находящимся в прямом подчинении Президента. Если Президент осуществляет эти функции непосредственно через министерства (МИД, МВД, Минобороны и др.), минуя Правительство, это неизбежно отрицательно скажется на реализации Правительством своих конституционных правомочий и обязанностей.

Следствием двойного подчинения является неизбежность создания специального аппарата в Правительстве и Администрации Президента, разного рода консультативных советов и комиссий, дублирующих друг друга. В результате появляются дополнительные "координаторы", а система управления еще более усложняется.

Таким образом, независимость  центральных федеральных органы исполнительной власти допустима в  тех пределах и до тех пор, пока их курс отвечает интересам Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. При возникновении  разногласий между первыми лицами о путях и способах достижения целей последнее и решающее слово остается за Президентом. Он может принять решение об отставке Правительства, отменить тот или иной правительственный акт (ст. 115 Конституции), наконец, издать указ по вопросу, отнесенному к ведению федерального Правительства. Необходимо в федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации» определить четкие разграничения и пределы руководства и контроля федеральными органами исполнительной власти находящимися в двойном подчинении со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Заметим только, что для эффективного управления страной и исключения коллизий в законодательстве проблема разграничения компетенции Президента и Правительства в сфере исполнительной власти является достаточно актуальной.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязательств