Способы обеспечения исполнения обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексный теоретический анализ основных правовых проблем, связанных с функционированием и взаимодействием федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти………………………....11
§ 1.1 Понятие и функции исполнительной власти.…………………...11
§ 1.2 Принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.…………………………………………….14
§ 1.3 Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти…………...21
Глава 2. Основные направления реформирования системы федеральных государственных органов исполнительной власти……….27
§ 2.1 Реформирование системы функционирования государственных институтов. …………………..........................................................................27
§ 2.2 Основы правового регулирования организации взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти Президентом и Правительством Российской Федерации.………………..34
§ 2.3 Взаимодействие Правительства Российской Федерации с иными федеральными органами государственной власти.……………………….40
§ 2.4 Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………...69
Библиография………………………..………………………………….75

Файлы: 1 файл

Диплом Ренат.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Основной Закон упрочил вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77) ставит Правительство во главу угла как орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех исполнительных властных структур, отвечающий за состояние управления делами государства. Обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации на основе строгого соблюдения Конституции, сочетания интересов Федерации и ее субъектов становится одной из первостепенных задач Правительства.

Рациональное выполнение исполнительно - распорядительных функций, исключение при этом дублирования и несогласованности, обеспечение постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышение персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений являются главным содержательным критерием указанных нормативных актов.

Объектом  настоящего исследования является система федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Предметом исследования выступают: правовые нормы, устанавливающие модели и типы взаимодействия федеральных государственных органов; принципы, влияющие на формирование  и функционирование федеральных государственных органов исполнительной власти; практическая деятельность по осуществлению государственной политики и нормативно правовому регулированию сфер общественной жизни.

На основании всего  выше сказанного следует выделить цель, предмет и задачи исследования проведенного в данной работе:

Цель исследования - комплексный теоретический анализ основных правовых проблем, связанных с функционированием и взаимодействием федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в рамках данного исследования решаются следующие задачи: теоретическое обобщение основных юридических понятий, связанных с функционированием системы государственной власти; анализ особенностей и состава нормативно-правовых актов, влияющих на функционирование и взаимодействие федеральных государственных органов; определение основных принципов правового регулирования деятельности государственных органов; разработка предложений по совершенствованию отдельных норм и принятию новых нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию правового регулирования осуществления исполнительной власти  и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Понятие и принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.

1.1 Понятие  и функции исполнительной власти.

Первоначально, особого внимания заслуживает раскрытие  понятия "исполнительная власть Российской Федерации".

Дело в том, что это понятие и в теоретической мысли, и в общественной практике трактуется весьма по-разному. Прежде всего сказываются стереотипы советского периода, когда деятельность Совета Министров (Правительства) усматривали в исполнении руководящей и направляющей роли партии. Правительство не имело собственных функций в выработке государственной политики и должно было лишь исполнять то, что ему предписывали.

Проведенное Конституцией Российской Федерации разделение осуществления  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) определило, что исполнительная власть соотносится с законодательной и призвана обеспечивать, прежде всего, практическую реализацию Конституции и законов Российской Федерации. Отсюда логично проистекают и взаимоотношения органов исполнительной власти с органами судебной власти3.

Формула разделения осуществления государственной  власти ориентирует на адекватную интерпретацию  сущности исполнительной власти. Важно  также учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 10) "органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Следовательно, и исполнительная власть Российской Федерации, т.е. всего государства, должна иметь самостоятельные характеристики.

Конституционные документы и государственно - правовое знание многих стран под исполнительной властью подразумевают основной, ведущий механизм государственного управления общественными процессами. Считается, что именно исполнительная власть (через систему своих органов) призвана, исходя из конкретных обстоятельств, непосредственно и практически целеполагать, организовывать и регулировать общественную (публичную) жизнедеятельность людей4.

Управление - творческий, интеллектуальный процесс, направленный на инновационное изменение общественных явлений и отношений. Оно всегда связано с преломлением норм законов, положений программ и концепций, пожеланий и замыслов в реальную практику поведения и деятельности людей и их коллективов. Но поскольку термин "государственное управление" не употребляется в Конституции Российской Федерации, некоторые ученые и практики стали полагать, что исполнительная власть не обладает управленческими свойствами и представляет собой некое формальное явление, лишь отвечающее на импульсы общества. Исполнительную власть пытаются лишить активного, созидательного, конструктивного, преобразующего характера5.

Между тем исполнительная власть объективно, даже если это недостаточно четко отражено в конституциях или  иных нормативных правовых актах, выполняет  перед обществом, во взаимоотношениях с ним такие функции:

а) обеспечивает практическое исполнение законов и  актов главы государства путем  их применения в конкретных ситуациях  и для решения конкретных вопросов;

б) непосредственно  управляет общественными процессами, поведением и деятельностью людей в целях поддержания и качественного преобразования воспроизводственной системы - системы создания, обращения и потребления материальных, социальных и духовных продуктов;

в) выполняет  по отношению к гражданам и  их организациям экономические, социальные и правовые функции, возложенные в современный период на государство и его аппарат;

г) осуществляет государственный менеджмент (непосредственное управление) в отношении объектов государственной собственности, вовлеченных  в рыночный экономический оборот6.

С точки зрения поддержания должного уровня управляемости общества, исполнительная власть занимает исключительно весомое и ответственное место, что предъявляет высокие требования к ней в смысле ее правового регулирования, системной организации, технологий функционирования, профессиональной подготовки персонала и других параметров. Именно состояние исполнительной власти определяет характер и результативность взаимодействия государства и общества, государственных органов и граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы  взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.

Поясним вначале  смысл принципа. Это - исходное положение, основа устройства, главное правило  деятельности. Принципы, содержащиеся в правовых актах, представляют собой  нормы - принципы. Им присущи: а) закрепление сущностных характеристик правового явления; б) длительное существование; в) устойчивая нормативная ориентация субъектов права; г) базовая роль для других правовых норм7.

Приведем здесь  основные принципы взаимодействия федеральных  государственных органов исполнительной власти. Их семь, они типичны и применимы как к взаимодействию, так и к деятельности всех органов исполнительной власти, а также иных органов государственной власти.

Особое выделение  принципов свидетельствует об их значении как разновидности правовых регуляторов.

При сомнениях  в толковании норм принципы могут  служить содержательным критерием  их оценки.

Принципы служат обязательным нормативным ориентиром для многих  законов, особенно для  тех, которые регулируют правовое положение и деятельность органов исполнительной власти. Именно принципы служат своего рода исходной базой для: а) принятия любых решений; б) совершения различных действий; в) подзаконного правотворчества; г) применения органами исполнительной власти законов. С этими принципами должны соизмеряться как совершаемые, так и планируемые, предполагаемые акты и действия федеральных органов исполнительной власти8.

Принципы распространяются на всю деятельность федеральных  государственных органов исполнительной власти. Это означает, что ими охватываются все виды деятельности, осуществляемые с помощью документов, правовых актов, в организационных и иных формах. Принципами надлежит руководствоваться не в отдельных, а во всех сферах, отнесенных к компетенции федеральных государственных органов исполнительной власти. Отступление от принципов либо их неприменение в тех или иных сферах недопустимы.

Рассмотрим  эти принципы более подробно.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов означает устойчивую ориентацию федеральных государственных органов исполнительной власти на законоисполнительную деятельность.

Во многих тематических законах, регулирующих разные сферы  государственной жизни, четко отражена законоориентированная деятельность федеральных государственных органов исполнительной власти - в федеральных законах о связи, о недрах, об образовании, об обороне, о безопасности, о государственной границе и др. Тем самым выявляется строгая связь между полномочиями и их конституционно - законодательной основой9.

Верховенство  Конституции и законов обеспечивают нормы, где четко установлен подзаконный  характер актов федеральных государственных  органов исполнительной власти. В  соответствии с этим федеральные  государственные органы исполнительной власти обязаны во исполнение норм Конституции, во-первых, принимать свои акты; во-вторых, вносить в свои акты изменения либо отменять их; в-третьих, готовить проекты федеральных законов; в-четвертых, контролировать соблюдение законности в деятельности  нижестоящих органов исполнительной власти.

Принцип народовластия  применительно к деятельности органов  исполнительной власти служит одним  из способов реализации общего конституционного принципа народовластия (ст. 3 Конституции). Речь идет об обеспечении демократического характера деятельности федеральных органов исполнительной власти путем всемерного учета интересов населения и общественного мнения, взаимодействия с общественными организациями. В состав госорганов могут включаться ученые, специалисты, представители общественных организаций (абз. 8 ст. 16, Федерального Конституционного Закона «О Правительстве Российской Федерации»10; ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях, ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности")11, создаются координационные и совещательные органы, подлежат рассмотрению обращения органов местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")12.

Как видно, содержание данного принципа раскрывается в  широком спектре законов. Такая  строгая регламентация призвана направлять деятельность федеральных государственных органов исполнительной власти в демократическое русло. Игнорирование либо ограничение принципа народовластия ведет к ослаблению связей федеральных государственных органов исполнительной власти с населением и уменьшению их общественной поддержки.

Между тем социальный потенциал этого принципа и его  нормативно - правовая урегулированность  должны быть использованы в полной мере в деятельности всех органов  исполнительной власти - федеральных  и субъектов Федерации13.

Принцип федерализма  в деятельности федеральных государственных органов исполнительной власти означает их стабильную ориентацию на реализацию интересов как Федерации, так и ее субъектов, на обеспечение прав последних, строгий учет федеральных аспектов при принятии правовых актов и совершении иных действий. Это - императив для всей деятельности федеральных государственных органов исполнительной власти.

Данный принцип  имеет прочное конституционное  основание. Достаточно сослаться на ст. ст. 1, 5, 11, 77, 78 Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве нашего государства и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, о построении системы исполнительной власти и взаимной передаче полномочий ее звеньями. Эти нормы должны как бы пронизывать все решения и действия федеральных государственных органов исполнительной власти. Здесь уместно подчеркнуть три аспекта14.

Во многих федеральных  законах, изданных по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов, либо регулируются в общем виде соответствующие предметы ведения (например, в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации), либо в рамках федеральной компетенции особо выделяется компетенция федеральных государственных органов исполнительной власти.

В положениях, определяющих статус министерств и других федеральных органов исполнительной власти, фиксируются, хотя и очень скупо, федеральные аспекты их деятельности. В актах о статусе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в их договорах, соглашениях с федеральным Правительством предусматриваются соответствующие взаимоотношения15.

Принцип разделения властей в деятельности федеральных  государственных органов исполнительной власти означает их построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти. Они самостоятельны в своих действиях и одновременно взаимодействуют с другими ветвями государственной власти, защищены от вмешательства иных видов государственных органов и, в свою очередь, не должны вторгаться в их компетенцию. Конституционное закрепление принципа разделения государственной власти (ст. 10) сочетается с определением статуса федерального Правительства, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 Конституции) и возглавляющего единую систему исполнительной власти.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязательств