Способы обеспечения исполнения обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексный теоретический анализ основных правовых проблем, связанных с функционированием и взаимодействием федеральных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти………………………....11
§ 1.1 Понятие и функции исполнительной власти.…………………...11
§ 1.2 Принципы взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти.…………………………………………….14
§ 1.3 Конституционный статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти…………...21
Глава 2. Основные направления реформирования системы федеральных государственных органов исполнительной власти……….27
§ 2.1 Реформирование системы функционирования государственных институтов. …………………..........................................................................27
§ 2.2 Основы правового регулирования организации взаимодействия федеральных государственных органов исполнительной власти Президентом и Правительством Российской Федерации.………………..34
§ 2.3 Взаимодействие Правительства Российской Федерации с иными федеральными органами государственной власти.……………………….40
§ 2.4 Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………...69
Библиография………………………..………………………………….75

Файлы: 1 файл

Диплом Ренат.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Сегодня также выявились  некоторые негативные моменты "использования" законотворческих предложений Правительства. Значительная часть законопроектов, внесенных Правительством после  незначительных корректировок в комитетах Государственной Думы, рассматриваются и фигурируют как депутатские законопроекты. Нередко депутаты используют в качестве основы для своих законопроектов те наработки, которые сделаны в министерствах и ведомствах. Все чаще мы имеем дело с ведомственным лоббизмом, когда инициатива исходит от самих ведомств и реализуется их "представителями" в парламенте. И это несмотря на то, что в Регламенте Правительства имеется прямое запрещение федеральным органам исполнительной власти представлять законопроекты в палаты Федерального Собрания, минуя Правительство. Необходимо усилить эти запрещающие нормы и перенести их в акты более высокого уровня.

Федеральными законами (ст. 77 Конституции) устанавливаться  лишь общие принципы организации  представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому одной из неотложных задач Правительства становится определение конкретных форм и методов взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации, порядка и процедуры обсуждения предложений и решения вопросов по предметам федерального и совместного ведения. Особо актуальны вопросы взаимного делегирования полномочий, разрешения споров и разногласий между органами исполнительной власти. Отсюда и острая необходимость создания особых четких регламентов взаимодействия государственных структур утвержденных в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

До сих пор  не решена проблема касательно полномочий Правительства Российской Федерации  создавать "свои" территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Слово "свои" требует разъяснения. Практика функционирования правительственных институций не дает определенного ответа на вопрос о  том, что в данном случае имеется  в виду. Представительство интересов Правительства в акционерных структурах имеет место через уполномоченных на то должностных лиц. Представительство интересов Правительства в палатах Федерального Собрания также специально легитимировано. Но представительство в территориальном аспекте, подобно представителям Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, пока что не практиковалось.

Возможно, эта  форма предусмотрена на перспективу. При развитии договорных отношений  между Федерацией и субъектами Российской Федерации можно предположить введение должностей или структур, выполняющих правительственные контрольные функции. Кроме того, при развитии института межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления можно предположить, что представительство Правительства в этих ассоциациях будет уместно и полезно.

В современной  ситуации следует отметить опасность  отставания оформления правового статуса  министерств и иных органов этой ветви власти от организационных  преобразований в системе в целом. В течение одного года порой осуществляются несколько структурных преобразований в системе (министерства сливаются, разъединяются, выделяются одно из другого и т.д.). Но процесс изменения положений в синхронном порядке за такими структурными переменами не успевает. Проблема ясности правового положения преобразованного министерства без одновременного принятия нового положения тормозит процесс функциональной перестройки его деятельности.

В этих обстоятельствах  приобретает исключительную остроту и проблема правопреемства. Она касается не только функциональной стороны и полномочий нового органа, но существенно затрагивает и материальные, интеллектуальные, кадровые ресурсы, по-новому ставит вопрос о финансировании отрасли; требует решений о внутренней структуре каждого органа исполнительной власти. Зыбкие и меняющиеся решения о внутренних структурных единицах органов (главные управления, управления, департаменты, отделы и т.п.) влекут за собой нарушение устойчивости аппарата и его внутренних структурных подразделений. Следствием является нарушение стабильности, потеря потенциала профессионализма аппарата управления.

Еще одна не решенная проблема - это организация территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти. В связи с  созданием территориальных органов федеральных министерств возникает достаточно сложная конструкция как бы органа в органе, ибо федеральное министерство создает такой территориальный орган и утверждает его положение. Территориальные органы в субъектах Российской Федерации создают такие министерства, как МВД, Министерство обороны и др., деятельность которых должна образовывать единую и согласованную систему по всем уровням управления.

В Законе 1992 г. "О  Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" акцент был сделан на два момента: цель создания территориальных органов министерств и государственных комитетов и диспозитивность реализации данного полномочия. Было записано, что "могут создаваться" территориальные органы этих федеральных органов.

В Законе "О  Правительстве Российской Федерации" проблема цели не затронута (ранее она определялась как "реализация полномочий министерств и государственных комитетов" в субъектах Российской Федерации). Однако более четко определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов. Из этого следует, что Правительством должен быть урегулирован такой порядок в специальном акте.

Пока же вопрос о том, кто же мог (ранее) и создает  в настоящее время территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, остается открытым. Это немаловажно с учетом особенностей определения правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с  тем проводимая сегодня административная реформа, одним из значимых направлений которой является усиление правового регулирования взаимодействия государственных структур, уже привела к существенной оптимизации и усилению эффективности функционирования исполнительной власти. Что в свою очередь с положительной стороны сказалось на многих отраслях и сферах общественной жизни.

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Список нормативно-правовых  актов и материалов судебной  практики.

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., Изд.: Тандем, 2000. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.  М.:  «Юрайт - Издат», 2002. – 462 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: «Юрайт-М», 2002. – 164 с.

4. Федеральный  закон от 19 декабря 1991 г. "Об  охране окружающей природной среды" Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 10. Ст. 457 (с доп. и изм.).

5. Закон Российской  Федерации от 5 марта 1992 г. "О  безопасности" Ведомости Съезда  народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769 (с доп. и изм.).

6. Закон Российской  Федерации от 1 апреля 1993 г. "О государственной  границе Российской Федерации"  Ведомости Съезда народных депутатов  Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594 (с доп. и изм.).

7. Федерального  закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О  порядке освещения деятельности  органов государственной власти  в государственных средствах  массовой информации" Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 170.

8. Федеральный закон  от 9 мая 1995 г. « 82-ФЗ «Об общественных  объединениях» // Федеральный закон:  Выпуск 25 (100). Об общественных объединениях. М.: ИНФРА, 2003. - 32 с. 

9. Федеральный  Конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930 (с доп. и изм.).

10. Федеральный закон  от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506 (с доп. и изм.).

11. Федеральный  закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации"

(принят ГД  ФС РФ 22.09.1999) СПС Консультант.

12. Федеральный  закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.06.1999) СПС Консультант.

13. Федеральный  закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) СПС Консультант.

14. Федеральный  Конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001) СПС  Консультант.

15. Федеральный  закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) СПС Консультант.

16. Федеральный  Конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ

"Об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта Российской Федерации  в результате объединения Пермской  области и Коми-пермяцкого автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004) СПС Консультант.

17. Указ Президента  Российской Федерации "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти" N 314 (с  изменениями от 20 мая 2004 г.) СЗ  РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023.

18. Положение  о проведении конкурса на замещение  вакантной государственной должности  федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 604 // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2115.

19. Постановление  ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД

"О регламенте  Государственной Думы Федерального  собрания Российской Федерации". СПС Консультант.

20. Постановление  Правительства РФ от 05.10.2000 N 760

"О регламенте  правительства Российской Федерации  и положение об аппарате Правительства Российской Федерации" СПС Консультант.

21. Постановление  Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке  конституционности отдельных положений  Конституции Республики Алтай  и федерального закона "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" СПС Консультант.

22. Постановление  Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П

" По делу  о проверке конституционности  положений статей 13 и 14 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного суда Российской Федерации и Законодательного собрания Красноярского края." СПС Гарант.

 

2. Список использованной  литературы 

 

1.Андриченко Л.В., А.Н.  Домрин, В.А. Сивицкий, А.Н. Чертков  // Законодательное регулирование  временного осуществления полномочий  органов публичной власти другого уровня: основания и пределы. Журнал российского права №3 2005.

2.Анчишкина  О. Бюрократия начинает, но... выигрывает  ли? // Отечественные записки. 2004. N 2. С. 106.

3.Барциц И.Н.  Мысли об административной реформе  в год десятилетия Конституции РФ // Федерализм. 2003. N 3. С. 34.

4ахрах Д.Н.  Совершенствовать правовые формы  защиты прав граждан от административного  произвола // Судебная защита прав  граждан в ее наиболее эффективных  формах: Материалы научно-практической  конференции (24 декабря 2002 г., Екатеринбург). Екатеринбург, 2003. С. 9 - 10.

5.Бельский К.С.  О реформе губернаторской должности  // Государство и право. 2001. N 1 (см.: Градовский А.Д. Проект губернской  реформы // Собрание сочинений.  Т. 9. СПб., 1903. С. 520). С. 6.

6.Игнатов А.В.  Механизм федерального вмешательства // Журнал российского права. №7. 2005.

7.Килясханов  И.Ш. Современные подходы к  определению содержания и структуры  предмета административного права.

8.Князев С.Д.  Современные принципы административного  права России: Понятие, значение, виды // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 2. С. 74 - 87;

9.Козбаненко  В.А. Правовой статус государственных  гражданских служащих: Структура  и содержание. М., 2003.

10.Костенников  М.В. Задачи и проблемы кодификации  норм административного законодательства Российской Федерации // Там же. С. 67 - 73;

11.Кох И.А.  Актуальные проблемы взаимоотношения  власти и малого предпринимательства  // Бизнес, Менеджмент и Право. 2004. N 1. С. 73.

12.Левашов В.  Отношение россиян к реформам  и власти // Государственная служба. 2005. N 1. С. 27.

13.Мальцев Г.В.  Проблема распределения полномочий  в системе исполнительной власти // Правовые вопросы российской  государственности. Сб. науч. тр. / Под  общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А.  Зайцева. М., 2002. С. 24.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязательств