Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 23:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

LEKTsII_BAKAEVA.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Это наиболее оптимальная орг-прав. форма для введения в гражданский оборот субъектов, которым нужен ограниченный круг прав, необходимый только для материально-технического их деятельности.

Порядок финансового обеспечения определяется бюджетным законодательством, но бюджетное учреждение, как и частное, финансируется собственником.

Правовой режим имущества их определяется правом оперативного управления в соотв. со ст. 296 ГК. Частное или бюджетное учреждение согласно ст. 298 ГК не наделяется правом распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, в том числе с согласия собственника. В силу императивного указания ГК собственник не вправе передавать правомочия распоряжения имуществом учреждению. Данное правомочие составляет его исключительное право. С учетом сохранения за собственником достаточно значительного круга правомочий относительно имущества учреждения законодатель формулирует специальные правила ответственности частных и бюджетных учреждений по своим обязательствам. Только применительно к ним сохраняется правило об их ограниченной ответственности денежными средствами плюс субсидиарная ответственность по обязательствам частного или бюджетного учреждения собственника его имущества.

Правила об ответственности учреждений вызывают ряд проблем в практике применения законодательства. Они связаны с вопросом о том, какими именно денежными средствами – выделенными собственником либо заработанными самим учреждением от приносящей доходы деятельности – учреждение несет ответственность и возможно ли обращение взыскания на имущество учреждения, приобретенное им на средства от приносящей доход деятельности. Судебно-арбитражная практика, в частности, информационное письмо президиума ВАС РФ от 14. 07 1999 № 45 говорит, что учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Там разъясняется, что при недостаточности у учреждения денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему по смете.

Важное разъяснение есть также и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 по спорам с участием гос и муниц учреждений. Здесь предусматривается, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. По его долгам не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное на ПОУ, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В цивилистической теории высказаны иные взгляды по данной проблеме, и в частности, взыскание может быть обращено как на денежные средства, выделенные собственником и заработанные самим учреждением, так и на иное имущество приобретенное учреждением от приносящей доходы деятельности (Брагинский и др.). Ответ на данный вопрос предполагает ответа на вопрос, что такое право самостоятельного распоряжения учреждением имуществом, которое приобретено от деятельности, которые приносят доход.

 

Автономные учреждения.

Правовое положение АУ, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления, основы отношений АУ с учредителями и участниками гражданского оборота, ответственность учреждений по своим обязательствам устанавливается ФЗ о АУ от 3.11.2006. Легальное определение – ст. 2 ФЗ.

АУ – прежде всего юр лицо. Оно создается двумя способами: путем учреждения и путем изменения типа существующего государственного или муниц учреждения. Но запрещается изменение типа существующих гос и муниц учреждений. АУ может быть образовано только на базе гос или муниц собственности. Учредители – публично-правовые образования. Но АУ вправе иметь только одного учредителя.

Это субъект ПОУ, причем, имущество закрепляется на ПОУ в соответствии с ГК РФ. Поэтому на нх распространяет действие и ст. 120, и ст. 296 ГК.

Особенность АУ как субъекта ПОУ по сравнению с частными и бюджетными учреждениями – объем имущественных прав, предоставляемых автономному учреждению. Новая редакция с. 298 ГК устанавливает различный порядок распоряжения имуществом автономными учр-ми с одной стороны и частными и бюджетными учр-ми с другой.

В отличие от бюджетных и частных, АУ могут распоряжаться имуществом, в том числе недвижимым, самостоятельно, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленными за учреждением учредителем либо приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему на приобретение этого имущества. Для распоряжения этими видами имущества требуется согласие собственника.

ФЗ вводит ограничение для АУ по распоряжению имуществом. Им запрещено без согласия учредителя вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юр лиц или другим образом передать это имущество другим юр лицам в качестве учредителя или участника. В ФЗ раскрывается понятие особо ценного движимого имущества как имущества, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемым Правительством РФ. Было бы целесообразным установление четких критериев в самом ФЗ.

Решение учредителя об отнесении имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о его закреплении за АУ либо о выделении ему средств на приобретение такого имущества. Тем самым АУ наделяется большим объемом правомочия распоряжения в рамках ПОУ. Следствием этого стала отмена субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ. Такой полный отказ от субсидиарной ответственности учредителя противоречит правовой природе АУ как субъекта ПОУ. Помимо отмены субсидиарной ответственности собственника имущества АУ ГК и ФЗ устанавливают иные пределы ответственности учреждения. АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключение недвижимого имущества и особо ценного движимого имуществе, закрепленных а ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Суть возражений против отмены субсидиарной ответственности – собственник не утрачивает свои права активно вмешиваться в учреждения – он наделен широкими полномочиями по управлению, определению заданий для АУ, в любом случае сохраняет за собой собственность на недвижимое и особо ценное движимое имущество, принимает решение об отнесении имущества к особо ценному. Поэтому с учетом таких широких полномочий в литературе предлагается не отказываться полностью от субсидиарной ответственности собственника-учредителя. Говорят о том, что в той части, где учреждение ограничено в своих имущественных правах на имущество (которое перечислено выше), следует сохранить субсидиарную ответственность. В литературе предлагается предусмотреть ответственность собственника хотя бы в определенных рамках. Либо вообще, восстановить субсидиарную ответственность собственника по обязательствам АУ (т.к. отличительная черта учреждения – ответственность).

ФЗ предусматривает и особый порядок финансового обеспечения учредителем д-ти АУ. Законодатель отказался от обязанности собственника частично или полностью финансировать его д-ть (п.3 ст.4). Фин. обеспечение – в форме субвенций и субсидий. Тем самым установлен различный правовой режим финансового обеспечения АУ с одной стороны и частного и бюджетного учреждения с другой.

Правоспособность АУ – специальная. Доходы, полученные АУ, поступают в самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей его образования, если иное не предусмотрено ФЗ. А собственник имущества не имеет права на получение доходов (п.9 ст. 2 ФЗ). АУ по своему учреждению может выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юр лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях.

Учредительный документ – устав, который утверждается учредителем. Ст. 7 – устав.

Управление. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий, порядок д-ти определяются его уставом. Но в соответствии с ФЗ и иными федеральными законами.

Структура органов АУ определяется п. 2 ст.8 ФЗ. По наблюдательному совету – ст. 10-12 ФЗ. Текущее управление осуществляет единоличный исп орган (ст. 13 ФЗ).

Прекращение, реорганизация, ликвидация – ст.18, 19.

Право самост. распоряжения. Ст. 298, п. 2. Законодатель предусматривает два правовых режима для имущества учреждения. Во-первых, это имущество, закрепленное за учредителем собственником и приобретенное учреждением в процессе своей деятельности, а также продукция, плоды и доходы от использования такого имущества .которые находятся в оперативном управлении учреждения и числятся по смете. Во-вторых, это доходы, полученные от приносящей доходы деятельности и приобретенное на счет этих доходов имущество. Они поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Право самостоятельного распоряжения доходами и имуществом, приобретенным на эти доходы, впервые было предоставлено учреждениям п. 4 ст. 5 Закона РСФСР от 24.12.1990 О собственности в РСФСР. Основы 1991 года в п.2 ст. 48 предусмотрели, что эти доходы и соответствующее имущество принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения. Кодекс вновь возвращается к правилу о самостоятельном распоряжении. В юр литературе вопрос о его правовой природе является дискуссионным.

Ряд ученых полагает, что предусмотренное ст. 298 ГК право является правом хоз. ведения. Данная позиция не совсем верна, поскольку законодательством точно определены и субъектный состав, и содержание ПХВ. Субъектами этого права выступают государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые не только распоряжаются, но и владеют, и пользуются имуществом в пределах, определяемых ГК. Относительно объема правомочия распоряжения в п. 2 ст. 295 ГК четко указано, что предприятие самостоятельно распоряжается лишь движимым имуществом. Причем законом или иными норм актами допустимы исключения. Относительно недвижимого имущества правовой режим ПХВ не предполагает самост. распоряжения им, а требует получения согласия собственника. Поэтому и субъектный состав, и содержание ПХВ не позволяют признать его аналогии с правом самост. распоряжения.

Следующая позиция – доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, поступают в собственность учреждения. Здесь есть организация, на имущество которой правом собственности наделяются два субъекта – собственник в отношении закрепленного за учреждением имущества, а также продукции, плодов и доходов от использования этого имущества. А также само учреждение – в отношении иной части имущества. Данное положение вряд ли можно признать соответствующим законодательству, поскольку в соответствии с п.2 ст. 48 ГК учреждение относится к юр лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Поэтому именно ни (учредители) остаются едиными и единственными собственниками имущества учреждения. В этом, наряду с единоличной формой управления, проявляется своеобразная унитарность данной организации. Установление смешанной формы собственности (юр лица и учредителя) противоречит сущности, природе учреждения как юр лица. Поскольку, если бы законодатель допускал возникновение права собственности у учреждения на часть имущества, то соответствующая норма была бы прямо предусмотрена в кодексе, и ее надо было бы «домысливать» за законодателя.

Но системное рассмотрение ряда норм говорит об обратном – законодатель не допускает права собственности у учреждений на имущество, полученное от приносящей доходы деятельности. Это отражено в ППВАС РФ от 22.06.2006 № 21. (абз 3, п.2).

Последняя из точек зрения говорит о том, что право самостоятельного распоряжения – самостоятельное вещное право, производное от права собственности. Данная точка зрения представляется более целесообразной для ее исследования. Обычно указывают, что перечень вещных прав должен быть закрытым. Но ст. 216 формулирует этот перечень как открытый. У нас также есть ряд иных статей – права членов кооператива на квартиру до ее выкупа, право пожизненного проживания в жилом помещении и др.

Положение усугубляется Концепцией развития гражданского законодательства, которая говорит о необходимости закрепления в ГК исчерпывающего перечня вещных прав. Но в п. 2.3 раздела 4 законодательства о вещных правах концепции в перечне такое право отсутствует.

Таким образом, мы можем сказать, что это не право собственности, не ПХВ и не ПОУ. Скорее всего – Ю.К. Толстой – это самостоятельный вид ограниченного вещного права, производный от собственности.

 

Какими денежными средствами отвечает учреждение (продолжение)? (+ добавить это к ответственности)

Признание права самостоятельного распоряжения учреждения как вещного права, отличного от права оперативного управления, ПХВ и права собственности, позволяет обратить взыскание по его долгам также на денежные средства и имущество, приобретенное от приносящей доходы деятельности.

 

 

Потребительские кооперативы.

Здесь отношения традиционно – в регулировании ГП. Сейчас действует ФЗ от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)». Здесь же – целый ряд подзаконных актов.

В Концепции подчеркивается ошибочность отнесения к некоммерческим организациям потребительских обществ и сбытовых (торговых) потреб кооперативов, являющихся в действительности коммерческими организациями.

По ГК особенности правового положения отдельных разновидностей кооперативов должны быть установлены специальными законами. Здесь – ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих объединениях граждан», 7.08.2001 «О кредитных потребительских кооперативах граждан», от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах» и т.д. Самый распространенный кооператив – гаражный, регулируется только его уставом.

Легальное определение ПК – п.1 ст. 116 ГК. Главное – ПК создаются не для совместной хоз д-ти, а в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Поэтому не требуется обязательно личное участие, но обязательно предполагается объединение имущественных взносов. В данном аспекте они более напоминают объединение капиталов, но не лиц. ГК употребляет понятие ПК в виде универсального, без выделения отдельных разновидностей. Но ФЗ о потреб кооперации разграничивает такие разновидности ПК, как потребительское общество и союз потребительских обществ. Но он не распространяется на специализированные ПК, а также на с/х кооперативы. Поэтому анализ ГК и ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в пределах единой орг-прав формы ПК, установленной ГК, существуют две разновидности –собственно ПК и потребительские общества. По мнению большинства цивилистов, союзы потреб обществ представляют собой разновидность объединений (союзов) юр лиц. Но высказано и противоположное суждение о юр природе союзов потреб обществ. ПО мнению ряда авторов зак-во отражает идею многоуровневых ПК, широко распространенных в мировой практике. И при этом кооператив – общество рассматривается как ПК первого уровня, потребительский союз рассматривается в виде ПК более высокого уровня. В него могут объединяться первичные кооперативы или общества. При этом ПС рассматривается именно в качестве кооператива, а не объединения юр лиц.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"