Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 23:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

LEKTsII_BAKAEVA.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Текущее руководство – исполнительный орган. ПО ГК он подотчетен общему собранию, а по ФЗ и наблюдательному совету.

Структура исполнительных органов урегулирована по ГК и ФЗ по-разному. ФЗ – п. 1 ст. 41. Допускается существование коллегиального органа только одновременно с единоличным исполнительным органом. Это противоречит нормам ГК. Речь идет об абз 2 п1 ст. 91 ГК. По ГК возможно одновременное существование этих органов либо только коллегиального или только единоличного. Налицо коллизия двух специальных норм. П. 2 ст. 3 ГК – руководствуемся нормами ГК. В качестве единоличного органа может быть физ лицо, кроме передачи его полномочий управляющему. Т к. ФЗ не определяет вид такого управляющего, это может быть и физ, и юр лицо. В состав членов коллегиального исп органа могут входить только физ лица. См ст. 41 ФЗ и ст. 40 ФЗ, ст. 42.

Ревизионная комиссия – самостоятельно. Это не орган в аспекте ст. 53 ГК. См. ст. 47 и 48 ФЗ.

В ООО имеет место стабильный состав участников. Поэтому и ГК, и ФЗ регламентируют процедуры выхода и исключения из общества, передачи доли участника и приема третьих лиц в состава.

Право на выход – ГК – ст. 94 ФЗ – п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 26 в старых редакциях рассматривалось как безусловное право участника. Поэтому участник мог выйти из состава общества в любое время независимо от согласия других участников или общества. И тем самым не подлежали ограничению ни само право, ни возможность выхода. В п. 27 П№6/8. Правоприменение выявило целый ряд отрицательных последствий реализации права на выход. Они в конечном итоге ухудшали финансовое положение общества, нарушали интересы остающихся участников и возможность неограниченного выхода из общества и отсутствие субсидиарной имущественной ответственности участников по его обязательствам, а также отсутствие обязательного требования о проведении ежегодного аудита создавали весьма широкие возможности для создания т.н. фирм-однодневок. При этом выход отдельных участников из общества во многом предопределял и выход других участников. А последний должен был обеспечить его деятельности либо ликвидировать.

Это вызвало необходимость новаций на введение ограничений на выход из ООО. В новой ред. п. 1 ст. 94 и п.1 ст. 26 ФЗ – участник вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доил независимо от согласия других участников, если это предусмотрено уставом общества. С 01.07.2009 по общему правилу участники лишены права на выход из общества. Новая ред. п. 2 ст. 94 ГК устанавливает, что при выходе участнику следует выплатить действительную стоимость его доли либо выдать в натуре имущество, соответствующее такой доле, в порядке, способом и сроки, предусмотренные ФЗ об ООО и уставом общества. П.6.1 ст. 23 ФЗ.

ФЗ решил в новой ред. еще одну проблему. Поскольку в прежней ред. право на выход рассматривалось как неотъемлемое право каждого из участников, то последний участник формально также был вправе выйти из общества. И получалось общество без участников. Поэтому п. 2 ст. 26 в новой ред. прямо предусмотрел, что такая ситуация не допускается.

См. абз. 4 и 5 п.8 ст. 23 ФЗ – страховочные механизмы для снижения риска банкротства общества при выходе участника.

В отличие от хоз. товариществ и ПК кодекс не содержат норм о возможности исключения участника из общества, но такая возможность есть в ст.10 ФЗ.

+ п. 28 П.№6/8.

Передача доли. Это ст. 93 ГК и ст. 21 ФЗ.

Прекращение деятельности – общие основания ст. 57-60 ГК, 61-65 ГК + спец. – п. 1 ст. 88 и п. 3,4 ст. 90. ФЗ – ст. 51-58.

 

Производственный кооператив.

В Концепции в качестве перспективы отмечается целесообразность сохранения деления кооперативов на производственные и потребительские.

Отмечаются недостатки зак-ва о кооперативах.

Нормы предлагается объединить в 2 ФЗ – о произв. кооперативах и о потреб. кооперативах.

Произв. кооператив – традиционная форма коллективного предпринимательства.

В годы НЭПа они существуют в виде аграрной, торговой, промысловой, жилищной и иной кооперации.

В 60-е гг по решению совета министров СССР ликвидируется промысловая кооперация и к 80-м годам в стране действовали на базе колхозно-кооперативной собственности только колхозы, потребительские, жилищно-строительные, садоводческие и некоторые другие кооперативы. В 80-е гг – попытка возрождения промысловой кооперации на основе общесоюзного закона СССР от 26.05 1988 «О кооперации в СССР». Образованные кооперативы образовали негосударственный сектор экономики.

В 90-е гг кооператив как правовая форма практически утратил свое значение. Российский закон от 25.12.1990 г о предприятиях и предпр. д-ти, а также зак-во о приватизации не предусматривали и как самост. форму юр лица. И несмотря на то, что закон от 24.12.1990 года «О собственности в РСФСР» сохранял указание на кооператив как на разновидность предприятия и на то, что продолжал действовать закон о кооперации, новым кооперативам отказывали в гос. регистрации, а ранее образованные принуждали к преобразованию в АО или товарищества с ограниченной ответственностью.

ГК 94 г. закрепил ПК как самост. форму юр лица.

Сейчас – ФЗ от 08.12.1995 О с/х кооперации и от 08.05.1996 О произв. кооперативах.

Легальное определение – ст. 107 ГК и ст. 1 ФЗ.

Анализ показывает, что понятием производственный охватывается не только ремесленное и промышленное производство, что характерно для зарубежных стран, но значительно более широкий круг видов деятельности.

ПК – это особая форма предпринимательства. Организационная основа – членство. Следовательно, это коммерческая организация, которая построена, как и хоз. товар-ва и общества, на корпоративных принципах. Ст. 7 п. 1 ФЗ – с 16 лет. Новелла ГК – норма о возможности участия в д-ти ПК юр лиц, при наличии оговорки в уставе. Участие юр лица производится через представителя, его полномочия – по доверенности.

Отношения в ПК основаны не только на членстве, но на личном трудовом и ином участии в его д-ти, не требуется статус предпринимателя, но личное участие в д-ти обязательно (общее правило – трудовое), что усиливает личностный аспект внутри кооперативных отношений. Но членами кооператива могут быть граждане, не принимающие трудового участия в его деятельности – финансовые участники (п. 2 ст. 8). Они обязаны внести дополнительный паевой взнос.

ФЗ (п.2 ст.7) устанавливает соотношение между членами кооператива, принимающими имущественное и личное трудовое участие в его д-ти (не более 25%). Плюс ФЗ (ст. 21) ограничивает возможность наемного труда. Прежнее зак-во не ограничивало наемный труд.

Т.о., в кооперативе имеется наличие трех разновидностей членства – члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности и состоящие с кооперативом в трудовых отношениях. Во-2х, граждане, принимающие иное участие в его д-ти (тоже члены). И юр лица. Наличие в кооперативе второй и третьей группы членов необязательно. Поэтому в уставе кооператива может быть закреплен принцип обязательного личного трудового участия.

Минимальное количество членов – 5 человек. Не исключается возможность увеличения этого количества.

Не допускается одновременное членство в двух или нескольких кооперативах.

 

 

Производственный кооператив (продолж.).

Членство в кооперативе предполагает и имущественное участие в его деятельности, это выражается прежде всего в обязанности по формированию имущественной основы деятельности кооператива путем внесения паевых взносов. А кооператив – это и объединение лиц, и объединение капиталов.

Учр. документ – устав (ст. 5 ФЗ и п.2 ст. 108 ГК). Все, что с ним связано – исключительная компетенция общего собрания (п. 2 ст. 15) – ¾ голосов.

В кодексе нет указания на возможность дополнения устава иными сведениями, она есть в законе о производственных кооперативах.

Экономическая основа – собственность (ст. 9 ФЗ). Основной источник образования имущества – паевые взносы (ст. 10, п .2). Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива. Его экономическая природа аналогична уставному и складочному капиталу. Основная функция – гарантийная (ст. 10).

Уставом кооператива должна быть предусмотрена ответственность членов кооператива за нарушение обязанности по формированию паевого фонда.

Специфично – кооперативы вправе создавать неделимые фонды – фонды строго целевого назначения. Имущество, их составляющее, не включается в паи членов кооператива. И кроме ликвидации он не подлежит разделу между членами кооператива. Неделимый фонд используется по направлениям, установленным уставом (ст. 11 ФЗ).

Могут быть и иные фонды.

Важная особенность имущества – оно делится на паи членов кооператива. Пай не тождественен паевому взносу (п. 3 ст. 9), пай = паевой взнос +соответствующая часть чистых активов (кроме неделимого фонда).

Порядок деления имущества кооператива на паи, критерии их определения устанавливаются уставом. Пай фиксирует стоимость той части имущества кооператива, которую его член может получить при выходе из кооператива или его ликвидации

Кооператив как юридическое лицо – единый и неделимый собственник соответствующего имущества (ст. 48).

Но при этом имущество кооператива делится на паи его членов – похоже на отношения общей долевой собственности.

Переход пая связан с прекращением членства в кооперативе. (ст. 111 ГК, п. 3, 4, ст. 9 п. 4 ФЗ).

Прекращение – выход (п. 1 ст. 111 ГК и п. 1 ст. 22 ФЗ) и исключение – п.2 ст. 111 ГК, п.2, 3 ст. 22 ФЗ).

Предусматривается равноправие членов кооператива вне зависимости от их имущественного вклада в кооператив. Отсюда – общее правило – 1 голос.

С учетом его природы распределяется прибыль меду его членами – по трудовому участию (общая норма). Но ГК допускает и иной порядок по закону и уставу кооператива.

ФЗ от 08.05.1996 связывает возможность распределения прибыли между участниками не только их трудовым, но и иным участием в деятельности кооператива ,а также размером паевого взноса (ст. 12). Между членами кооператива, которые не трудятся – только по паевому взносу.

Как и любое юридическое лицо, кооператив несет самостоятельную ответственность, она ограничена пределами его имущества, а на членов возлагается дополнительная имущественная ответственность. Ее размер и порядок должны регулироваться ФЗ и уставом.

Управление.

Структура управления всецело определяется корпоративной природой кооператива. Создается определенная система органов. Некоторые из них обязательны для любого ПК, а некоторые образуются только при определенных условиях. Обязательные – общее собрание как высший орган и исполнительные органы, представленные правлением и (или) председателем кооператива. Ко второй относятся наблюдательный совет. Его специфика – и ГК, и ФЗ допускают его образование только при условии, что количество членов кооператива более 50. Но и в таком случае это право, но не обязанность кооператива.

Органы управления формируются только из членов кооператива.

Есть ограничения на занятие определенных должностей – п. 1 ст. 110 ГК и п. 4, 5 ст. 14 ФЗ. Запрещается совмещение должности в исполнительных и контрольных органах кооператива.

Общее собрание состоит из всех членов кооператива. Каждый имеет 1 голос при принятии решения. В п. 2 ст. 15 ФЗ выделяется независимость их от размера пая.

ГК и ФЗ определяет компетенцию общего собрания как исключительную. Но это не препятствует возможность рассмотрения общим собранием любого вопроса деятельности кооператива (п. 1 ст. 15 ФЗ). При определении его компетенции ГК ограничивается указанием лишь на наиболее важные вопросы деятельности кооператива (п.3 ст. 110 ГК). Кодекс допускает расширение перечня ФЗ – ст. 15 п. 1 абз. 2 ФЗ. Это вопросы подлежат включению в устав любого кооператива.

ФЗ регламентирует порядок принятия решений общим собранием (п. 2 ст. 15).

Общее собрание – очередное и внеочередное. ФЗ впервые устанавливает конкретные правила их проведения (п. 3-6 ст. 15 ФЗ).

Перечень субъектов, наделенных правом созыва внеочередного собрания – п. 3 абз. 2 ст.15.

Наблюдательный совет создается только при определенных условиях. Его компетенция определена в качестве исчерпывающей. Но конкретные вопросы, решение которых образует компетенцию этого органа, ни в ГК, ни в ФЗ не установлены. Они ограничиваются указанием, что он осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Одновременно ФЗ допускает и разрешение иных вопросов, отнесенных уставом к его компетенции.

ФЗ и ГК не относят набл. совет к числу исполнительных органов! По своей юр природе он наряду с общим собранием является волеобразующим органом. Отсюда – разграничение компетенции между ними уставом. Текущее управление осуществляется традиционно исполнительными органами – коллегиальный орган – правление и (или) единоличный – председатель (п. 1 абз .3 ст. 110). ФЗ конкретизирует эту норму и допускает образование коллегиального органа в форме правления в кооперативах с числом членов более 10. В этом случае председатель кооператива возглавляет правление. Правление руководит деятельностью кооператива между общими собраниями. Его компетенция не регламентирована. ФЗ содержит общие указания на то, что в нее входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания и набл совета.

Председатель кооператива – п. 5 ст. 17 ФЗ. Исполнительные органы кооператива подотчетны набл совету и общему собранию, но вопросы подотчетности тоже не разведены.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия или ревизор (ст. 18 ФЗ).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"