Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 23:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

LEKTsII_BAKAEVA.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Реорганизация и ликвидация – ст. 112 ГК и ст. 26-27 ФЗ.

 

Унитарные предприятия.

Это последняя форма коммерческой организации.

Переход на новые принципы организации экономики предполагал изменение действующих организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. Речь шла о формах включении публичной собственности в гражданский оборот.

Сложились 2 основных подхода – ликвидационный и коммерционализационый.

1 – отстаивал идею  полной приватизации публичной  собственности, следствием чего  должна была стать ликвидация  государственных и муниципальных  предприятий. При этом утверждалось, что они непригодны к включению  в рыночную экономику.

2 – необходимо сохранить  гос сектор в экономике и  создать дополнительные правовые  возможности повышения эффективности  их функционирования на рынке. Опыт зарубежных стран убеждает  в возможности эффективного сочетания  и частных и публичных начал в экономике. Поэтому предложение об их упразднении в законодательстве пока не реализовано.

Термин «предприятие» законодателем используется двояко – как имущественный комплекс (объект гражданских прав). Во-вторых, как одна из организационно-правовых форм (субъект гражданского права).

ГК устанавливает общие правила об унитарных предприятиях и правила об их отдельных разновидностях. Этих правил в кодексе не так много – ст. 113 – 115 ГК. Также принят специальный ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Это специальный акт гражданского законодательства, который регулирует правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации УП. ФЗ развивает и конкретизирует правила ГК применительно к УП о юр лицах (ст. 48-65, положения относительно УП 113-115).

Легальное определение – ст. 113 ГК и ст. 2 ФЗ.

Признаки.

1) закон допускает функционирование  УП на основе только одной  формы собственности – государственной или муниципальной. Отсюда – соответствующие учредители. Создание УП на базе объединения имущества разных собственников не допускается. Поэтому УП существует только как государственное или только как муниципальное. А прежнее законодательство допускало создание таких предприятий на основе любой формы собственности, включая и собственность граждан.

2) отсутствие у предприятия  права собственности на закрепленное  за ним собственником имущество. Это единственная коммерческая  организация, не наделенная правом собственности. В этом аспекте «унитарность» означает, что все его имущество находится в собственности государства либо муниципального образования, в связи с чем в юр литературе предлагается утонить законодательную формулировку п. 1 ст.113 ГК и сделать акцент не на отсутствии у таких коммерческих организаций права собственности, а подчеркнуть наличие единого собственника имущества организации.

3) неделимость имущества  предприятия, которое не подлежит  распределению ни в каком виде  ни по вкладам, ни по долям, в т.ч. оно не может быть распределено и между работниками предприятия.

4) организация управления. Применяется особый порядок управления, основанный на принципе единоначалия. Органом предприятия является  руководитель, назначаемый собственником  либо уполномоченным собственником органом и им подотчетный.

Правовой основой имущественной обособленности УП выступают ограниченные вещные права – ПХВ и ПОУ. Отсюда – разновидности этих предприятий. (оперативное управление – казенные предприятия) – см. 114-115, 294-300 ГК, нормы ФЗ 11, 17, 18, 19. Там ограничиваются права УП по распоряжению имуществом. + ст. 22-24 ФЗ – ограничение прав.

Ни при каких условиях не допускается возможность возникновения права собственности и УП!

Но ограничения, установленные в отношении распоряжения движимым или недвижимым имуществом, в любом случае не могут рассматриваться как право собственника самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия или изымать его. Право изъять и распорядиться изъятым имуществом принадлежит только собственнику казенного предприятия. (п. 40 П.№6/8).

Т.о., цельная государственная и муниципальная основа, на базе которой действуют УП, сохранение на закрепленное за ними имущество права собственности у учредителя, принцип единоначалия в управлении обусловливают унитарную природу гос. и муниц. предприятий.

Среди УП, действующих на ПХВ, ФЗ выделяет федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ и муниципальное предприятие. ФЗ расширяет виды УП, действующих на основе ПОУ. Согласно первоначальной редакции ст. 115 ГК правом образования казенных предприятий была наделена только РФ. Они создавались на основе решения Правительства РФ на базе имущества, которое находилось только в федеральной собственности (собственник – только РФ). Вместе с тем .право создания казенных предприятий субъектам РФ и муниц. образованиям дано Указом Президента РФ от 23.05.1994 О реформе гос. предприятий. После вступления в действие ч. 1 ГК указ, как противоречащий ГК утратил силу.

Согласно действующей редакции ГК и ФЗ казенные предприятий могут быть образованы на базе собственности федеральной собственности, а также собственности субъектов и муниц. собственности. Поэтом соответственно п. 2 ст. 2 казенные предприятия действуют в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта и муниципального казенного предприятия.

В Концепции признана целесообразность замены УП иными организационно-правовыми формами коммерческих организаций, в т.ч. хозяйственными обществами со 100% или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Однако с учетом реальных потребностей государства допускается сохранение только федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики.

По регистрации – то же, что и для юр лиц – ст. 10 ФЗ. По уставу – ст. 9.

Правоспособность – специальная.

Новелла ФЗ относительно правоспособности УП – запрещение гос. или муниц. УП до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда на совершение сделок, не связанных с учреждением предприятия.

Они вправе иметь филиалы и представительства (нужно согласование).

Ответственность определяется объемом предоставленных ему имущественных прав, поэтому учредители казенных предприятий несут субсидиарную ответственность при недостаточности их имущества, что их объединяет с частными и бюджетными учреждениями.

Учреждение – ст. 8.

УП вправе участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях, где допускается участие юр лиц, но с ограничением – они не могут выступать учредителями или участниками кредитных организаций. На участие в коммерческой или некоммерческой организации требуется согласие собственника. Также оно нужно на распоряжение предприятием вкладом (долей) в уставном или складочном капитале и на распоряжение акциями, которые у него есть.

Учредительный документ – устав – ст. 9 ФЗ.

Имущественной основой д-ти гос и муниц предприятий является уставный фонд. Он формируется собственником-учредителем и им же определяется его величина. ФЗ традиционно определяет уставный фонд гос или муниц предприятия в качестве минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Закон предъявляет специальные требования к уставному фонду и закрепляет последствия на случай его уменьшения. Общие положения – ст. 12 ФЗ. По ГК размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о гос и муниц УП. До принятия ФЗ его размер определялся положением о порядке гос регистрации субъектов предпр.д-ти. Здесь минимальный размер – не менее суммы, равной 1000 МРОТ на дату гос регистрации.

Согласно прежней первоначальной редакции п. 4  ст.114 ГК уставный фонд должен был быть полностью оплачен собственником до государственной регистрации предприятия. И тем самым в отличие от всех коммерческих орг-ций кодекс исключал возможность поэтапного образования уставного фонда. В настоящее время по ГК порядок формирования уставного фонда определяется законом о гос и муниц УП (ст. 12, п. 3).

Существенным отличием УП от иных форм коммерческих организаций является установление также максимального размера уставного фонда. С учетом размера резервного фонда уставный фонд не может превышать стоимость чистых активов предприятия. Но ФЗ никак не регулирует порядка устранения возможного несоответствия размера чистых активов размеру уставного фонда.

ФФЗ изменяет порядок формирования уставного фонда и также в отличие от иных коммерческих организаций ФЗ устанавливает общее требование о полном формировании уставного фонда собственником имущества унитарного предприятия в течение трех месяцев с момента гос регистрации предприятия (ст. 13).

Важной особенностью передачи имущества в уставный фонд является законодательная регламентация его оценки. В отличие от формирования уставного (складочного) капитала, где основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, в УП имущество должно оцениваться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Следовательно, вне зависимости от суммы взноса, необходимо привлечение независимого оценщика. В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

ФЗ допускает увеличение уставного фонда (ст. 14), ст. 15 – уменьшение. При уменьшении действует общее правило – не ниже минимального размера.

В целях усиления гарантий кредиторов ФЗ допускает образование резервного фонда (ст. 16). Он формируется только за счет чистой прибыли, и основная цель – покрытие убытков. Размер и порядок его формирования определяются уставом.

УП вправе создавать и иные фонды. Их виды и порядок образования определяются уставом. А их цели определяются фз, иными нормативными актами и уставом.

Ст. 17 – часть прибыли, ст. 18 и 19 – ПХВ и ПОУ.

Прекращение деятельности УП – реорганизация и ликвидация. Это ст. 29-35 ФЗ.

 

 

Учреждения.

Правовые основы деятельности учреждений – ГК, ФЗ о некоммерческих организациях и ФЗ от 3.11.2006 Об автономных учреждениях.

Есть и ряд специальных актов по отдельным видам учреждений.

Общее определение – п. 1 ст. 120 ГК. Это единственная некоммерческая организация, которая не является собственником своего имущества. Это объединяет учреждения с гос и муниц УП. В отличие от них, учреждения могут функционировать на базе любой формы собственности.

Это разнообразные виды некоммерческих организаций. Наиболее распространенная форма – гос учреждения. Их специфика – многие из них осуществляют функции государственного управления и выступают как органы государства и наделяются государственно-властными полномочиями для этого. Но эта сторона находится вне сферы гражданского законодательства. Мы рассматриваем только ту часть их деятельности, которая связана с их деятельностью как юр лиц.

Для них применяются положения абз 1 п. 1 ст. ГК.

В настоящее время выделяются отдельные типы учреждений. Типология учреждений производится в соответствии с правилами ст. 120 ГК и зависит от формы собственности учредителя на имущество, закрепляемое за учреждением. По данному основанию различаются два вида – частные учреждения, которые создаются гражданами или юр лицами. Во-2х, государственные или муниц учреждения, создаваемые РФ, субъектами или муниц образованиями. В свою очередь, по источникам финансирования а также объему имущественной ответственности по обязательствам выделяются две разновидности гос и муниц учреждений – бюджетное учреждение и автономное учреждение. Т.о., единая прежде орг-прав форма учреждения разделена на два типа – общий тип и автономные учреждения.

Частные и бюджетные учреждения.

Легальное определение частного учреждения содержит п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях. В законе при формулировке акцент делается на те виды д-ти, которые оно должно осуществлять. П.3 ст. 9 – один из признаков – обязанность собственника закрепленного за учреждением имущества по финансированию деятельности учреждения. Порядок и пределы такого финансирования законодателем в отношении частного учреждения не определены. И ФЗ предусматривает только, что порядок финансового обеспечения их д-ти определяется в соответствии с ГК. ГК закрепляет обязанность собственника по полному или частичному финансированию частных учреждений одновременно предусмотрено, что порядок финансового обеспечения д-ти гос и муниц учреждений определяется законом (абз. 3 п. 2 ст. 120 ГК).

Этим законодательно разрешен вопрос только о порядке финансирования гос и муниц учреждений, а применительно к частным вопреки п. 3 ст. 9 ФЗ кодексом не урегулирован.

Раньше нормы, предусматривавшие возможность финансирования учреждений, содержались в ряде нормативных актов, и в частности, в основах законодательства РФ о культуре, об образовании и в ряде иных законов. В целом данные акты предусматривали необходимость заключения специального договора между учредителем и учреждением, в котором наряду и иными вопросами регламентировались в том числе и вопросы, связанные с финансовым обеспечением д-ти учреждений. В настоящее время законодатель не предусматривает возможность заключения таких договоров. Подобное законодательное решение вопроса о финансировании частных учреждений в литературе упоминается критически, поскольку неисполнение обязанности учредителя по финансированию препятствует выполнению им своих задач и функций.

Учр документ – устав, который утверждается собственником как учр-лем.

Структура управления – специфика – законодатель счел нецелесообразным включение высшего органа управления в систему органов управления частного учреждения. (см. ст. 28 и 29 ФЗ о НКО). Механизм управления частным учреждением включает только исполнительный орган, осуществляющий текущее управление. Исполнительный орган осуществляет текущее управление деятельностью и основан на принципе единоначалия. По общему правилу он назначается собственником имущества учреждения и им же освобождается от деятельности. Бюджетное учреждение – организация, созданная органом гос власти РФ, ее субъектом или муниц образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или функций управленческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"