Реализация прав детей в социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.

Файлы: 1 файл

кичигина марианна.docx

— 139.62 Кб (Скачать)

Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов[43].

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту от всех форм жестокого обращения.     

«Под жестоким обращением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).пренебрежение основными нуждами ребенка, любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы[19]. 

Один     из      самых     разрушительных        видов                                       насилия –  психологическое (эмоциональное) насилие.  
 Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы[8].      

 Нарушением прав ребенка  можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм).
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на охрану жизни и здоровья отражено в Конвенции о правах ребенка. «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

Статьи 28–29 Конвенции, а также статья 43 Конституции РФ определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования[16;17].

Одним из определяющих вопросов в жизни каждого человека является присвоение ему имени. Решение данного вопроса целиком и полностью зависит от усмотрения родителей, хотя значимость его осознается позже.

Согласно пункту 1 статьи 58 СК РФ ребенок имеет право на имя. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства [16].

Орган ЗАГСа не вправе отказать родителям или другим уполномоченным ими лицам в присвоении ребенку необычного имени или такого, которого нет в справочнике личных имен, а также если оно является сокращенным или ласкательным. Родители вправе назвать ребенка любым именем, но должны отнестись к этому разумно и учесть при этом различные факторы: звучность имени, сочетание имени и фамилии ит.д. Однако в практике известны случаи, когда органы ЗАГСа отказывали родителям в регистрации имени ребенка, но только исходя из интересов самого ребенка[38].

Каждый ребенок, помимо выше перечисленного, имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, если они наносят вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Право ребенка на игру. «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8) [16]. У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранять и развивать свою индивидуальность. 

Рассмотрим имущественные права детей.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются согласно статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ, с учетом объема дееспособности несовершеннолетнего [9;43].

Следует иметь ввиду, что статья 575 ГКРФ запрещает дарение от имени малолетних.

Предметом особой защиты являются имущественные интересы ребенка в наследственных правоотношениях. Статья 1116 ГК РФ определяет круг лиц, которые могут призываться к наследованию. Среди них особо названы дети наследодателя, зачатые при его жизни и родившиеся живыми после открытия наследства. Так, закон охраняет имущественные интересы еще не родившегося ребенка наследодателя. Раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника [9].

Несовершеннолетние дети являются наследниками первой очереди после своих родителей. Это означает, что когда умрет один из родителей, несовершеннолетнему ребенку в обязательном порядке полагается доля в наследстве, от которой ни он, ни его законный представитель отказаться не имеют права [9].

Законодательно установлен раздельный правовой режим имущества ребенка и его родителей. Как изложено в  пункте 4 статьи 60 СК РФ, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию[43].

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов, например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77), а сами родители - лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст.ст. 69, 73) [43].

Ребенок, достигший возраста 14 лет, также вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием отменить усыновление (ст. 142) [43].

Следует отметить, что защиту и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регулирует федеральная  целевая программа "Россия без сирот" на 2013 - 2020 годы (31 мая 2012 года) Цель программы - определить в семьи детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей. Цель подпрограммы «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – реализация выполнения поставленной государством задачи обеспечить в максимально возможной мере устройство каждого ребёнка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Таким образом, указанные ситуации затрагивают важнейшие интересы ребенка, гарантии соблюдения которых должны обеспечиваться государством и его родителями (законными представителями), органами опеки и попечительства, прокурором и др.   

Итак, «ребенок» - это самостоятельный субъект права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.

Как  социум помогает детям в реализации их прав, рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.

1.2. Социум, его возможности  и обязанности в реализации  прав детей

Социум – это коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни [33].

Социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда, называется обществом.

Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

В социологии  социум рассматривается как большая устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности в каких-либо существенных отношениях, базирующихся на почве общих интересов, целей, культурных и социально-психологических традиций. Высшей формой социума является общество как целостная государственно-политическая, гражданская и социально-экономическая система. Вместе с тем в качестве социумов могут рассматриваться и менее крупные образования – национально-этнические, территориально-поселенческие, родоплеменные и иные общности [13].

В любых случаях социум выступает в качестве относительно автономного, целостного образования, основанного на взаимодействии и обмене продуктами деятельности всех входящих в него субъектов. Взаимоотношения между последними регулируются различными юридическими или нравственными установлениями, нормами, традициями и обычаями. В социологии понятие социума используется в качестве обобщенной модели, отражающей самые существенные черты любой крупной социокультурной целостности, способной самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность и воспроизводить себя в последующих поколениях людей.

Естественно, всякий социум для развертывания свой жизнедеятельности нуждается в определенном пространстве и времени. Как известно, в философии категории “пространство” и “время” рассматриваются как всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. Пространство как форма материи характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время представляет собой такую форму бытия материи, которая выражает длительность процессов существования и развития материальных систем, последовательность смены состояний того или иного материального объекта в его изменении и развитии [14].

В педагогике социум рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции его через ближайшую социальную среду в общество в целом. Здесь важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе [44].

Микросоциум включает в себя  семью, институты воспитания (образовательные организации), учреждения социальной защиты населения.

Права и обязанности возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду. Добровольное установление отцовства заключается в подаче совместного заявления в загс, позволяющего записать отца ребенка в свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии совместного заявления родителей ребенка или заявления фактического отца отцовство устанавливается судом, который должен установить один-единственный факт - действительное происхождение ребенка. Право на предъявление такого требования имеют мать, фактический отец ребенка и др. лица, предусмотренные законом (ст.49 СК РФ). При вынесении судом решения об установлении отцовства ответчик записывается отцом в свидетельство о рождении ребенка, и он обязан его содержать[43].

Права родителей в отношении их несовершеннолетних детей означают, что им рекомендуется линия поведения, направленная на совершение полезных, желательных с точки зрения государства действий и поступков для блага ребенка. Это достигается путем наделения родителей родительскими правами, которые одновременно являются родительскими обязанностями, (ст. 61) [43].

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей[43]:

1. Родители имеют право  и обязаны воспитывать своих  детей (п. 1 ст. 63 ).

2. Родители имеют преимущественное  право на воспитание своих  детей перед всеми другими  лицами, включая и близких родственников  ребенка (п. 1 ст. 63).

Информация о работе Реализация прав детей в социуме