Реализация прав детей в социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.

Файлы: 1 файл

кичигина марианна.docx

— 139.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это привело к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.

Первая глава нашей работы является теоретической. Проведенный анализ государственных документов, научной литературы, сложившейся практики с точки зрения разработанности обозначенной проблемы, позволяет высказать, что в условиях, когда перед обществом поставлена цель воспитания свободной, творческой личности, уважающей закон, задача воспитания заключается в оказании помощи ребенку стать такой личностью. Ощущение себя субъектом реализации прав должно начинаться с детства. Помочь ребенку в этом становлении призваны все социальные институты - прежде всего семья, образовательные учреждения, а также детские общественные объединения. Нами были рассмотрены нормативно-правовые гарантии прав ребенка на международном, федеральном и региональном уровнях, из чего был сделан вывод, что в государстве создана система образования, а также существует соответствующая нормативно-правовая база. В то же время, в государстве отсутствуют достаточно эффективные организационные формы, которые обеспечивали бы реализацию основных прав детей. Это приводит к разрывам между декларируемыми правами ребенка и реальным соблюдением этих прав.

Правовое просвещение, формирование правосознания и правовой культуры - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства по повышению уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучие в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.

В процессе исследования была выявлена необходимость разработки программы «Школа правовых знаний», основной задачей, которой является правовое просвещение участников образовательного процесса. В настоящее время просвещение, а конкретнее – правовое просвещение, является актуальной проблемой, так как правовое пространство активно расширяется.

Проведенное нами исследование показало, что проблема соблюдения личных прав детей в системе образования имеет несколько аспектов. Во-первых, реализация этого права связана с созданием условий, гарантирующих его соблюдение. Во-вторых, нужно использовать возможности учреждений образования для защиты интересов и прав учащихся в семье, учреждениях здравоохранения, местах трудовой занятости подростков. Реализация личных прав - это один из внутренних факторов осуществления школой функции обеспечения прав ребенка. Школой многое делается в этой области. Права ребенка на охрану здоровья, на отдых и досуг, на свободное выражение детьми своего мнения, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на личную жизнь в большинстве случаев соблюдается частично. Отзывы о мероприятиях, полученные со стороны детей и педагогов, подтверждают их востребованность, как возможность получения важных правовых знаний.

Необходимо отметить активное участие учащихся школы, подготовку, заинтересованность, ответственное отношение к проводимым мероприятиям классных руководителей и социального педагога.

Таким образом, исследование достигло поставленной цели, однако не исчерпывает все аспекты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с разработкой службы школьного омбудсмена.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. В. И. Абрамова, Н.И. Матузова. - Саратов, 2005. — 311 с.

2. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие /А. С. Автономов. -  М., 2009. — 186 c.

3. Автономов А.С. Права ребенка в России/А. С. Автономов. М., 2009. — 186 c.

4. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Академия, 2006. - 256 c.

5. Болотова Е. JI. Права ребенка в современной России. М.: Школьная Пресса, 2006. 95 с.

6. Ветошкин С.А. Ювенальное право/С. А. Ветошкин. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. ун-т, 2009. — 229 с.

7. Гальскова Н. Д. Современная школа и права ребенка: материалы круглого стола, дек. 2002 г. М.: Олма-Пресс, 2003. – 63 с.

8. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации/М. В. Геллер. — М., 2007. — 25 с.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996

 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Российская газета. - N 23. - 06.02.1996.- N 24. -

 07.02.1996; N 25. - 08.02.1996; N 27. - 10.02.1996.

10. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России/Л. Н. Дегтярева. — Белгород, 2010. — 24 с.

11. Заряев А.В. Ювенальное право: учеб. пособие/А. В. Заряев. М.: Юстиницформ, 2005. — 320 с.

12. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие // Б. И. Исмаилов [Электронный ресурс]. Режим доступа: Allpravo.ru://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum583/item5787.html/. – Дата обращения: 03.09.2013.

13. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации/Е. А. Капитонова. — Пенза, 2010. — 25 с.

14. Ковалев В. Н.  Моя профессия – социолог/В. Н. Ковалев. -  М.: Союз. – 2000.

15. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В.И. Шкатулла. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.

16. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ( Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1990. - 7 ноября. - № 45.

17. Конвенция о защите прав человека и основных свобод//Директор школы. – 1998. – №2. – С. 98-128.

18. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

19. Корнеева И. А. Управление социальными системами: социальная защита детства / И.А. Корнеева. - Томск: ТГПУ, 2008. 347 с.

20. Куров С. В. Защита прав граждан в образовании/C.В. Куров. - М.: Изд-во МЮИ, 2003. -188 с.

21. Лебедев О. Права детей/О. Лебедев//Народное образование. - 2000. - №9

22. Макеева А. А. Реализация  международно-правовых норм в  сфере защиты прав детей/А. А. Макеева//Журнал  рос. Права. – 2011. - №9. – С.100-106.

23. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации/Е. Н. Микитова. — М., 2002. — 158 с.    

24. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования/И. А. Минникес. – Иркутск, 2009. — 60 с.

25. Муслумова Т. В. Правовая культура детей: социально-философский анализ. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 294 с.

26. Нечаева А. М. Семейный  кодекс о правах и обязанностях  родителей и детей/А. М. Нечаева//Начальная  школа. – 1997. - №9 – С. 56-60.

27. Никонов И. Н. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка/ И. Н. Никонов. — М., 2010. — 24 с.

28. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. – 23 дек. - № 52.

29. Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. – 3 авг. - № 31.

30. Об охране здоровья граждан (в ред. от 03.12.2011): Федеральный закон//Российская газета. – 1998. -  24 июля.  -  № 124.

31. Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: Приказ Министерства образования и науки РФ. – 2006. – 3 февр. - №21.

32. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам) / Сост. П. В. Миков, Н. А. Русакова. - Пермь - 2003. – 23-34 с.

33. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова. – 4-е изд. – М., 1997.

34. Права Вашего ребенка (в помощь родителям) / Сост. Н. А. Русакова, П. В. Миков.  – Пермь, 2003. – 64-67 с.

35. Права ребенка: взаимодействие семьи и школы. Областное родительское собрание по правам детей: методические рекомендации. - Пермь, 2003.

36. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1999.

37. Правовой справочник: учебное пособие //[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ponyatie-prava.ru//10.03.2014.

38. Рогов Е.И. Психология общения/ Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

39. Рыбинский Е.М. Управление социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. М. Рыбинский. - М.: Академия, 2004. - 224 с.

40. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве/ О. В. Садина. — Мытщи, 2009. — 20 с.

41. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних/М. Н. Садовникова // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. - М., 2002. - С. 133.

42. Сазонова А. В., Болотова Е. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005. 129 с.

43. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ.  - 1996. – 1 янв. - № 1. -  Ст. 16.

44. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд. – М., 1999.

45. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления/ А. П. Солдатов. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. — 387 с.

46. Социальная политика и мир детства в современной России/Коллективная монография под ред.   Е. Р. Ярской, Смирновой и Е. П. Антоновой. - М.: ООО «Вариант», 2009. – 272 с.

47. Социологический словарь/Под ред. К. С. Горбачевича. - СПб., 2004.

48. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права/В. М. Сырых. -  М., 2000. – 154 с.

49. Терехина В. Реализация прав детей, находящихся в ТЖС/В. Терехина//Социальная педагогика. – 2004. - №1. – С.9-12.

50. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. – 13 янв. - № 2. - Ст. 198.

51. Фридлянов В. Н. О реализации конституционного права детей, проживающих в домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование/В. Н. Фридлянов, В. И. Стародубов//Дефектология. – 2007. - №4. – С. 88-89.

52. Щеглова С. Н. Права детей и дети о правах / С.Н. Щеглова.- М.: Социум, 1998. - 59 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация прав детей в социуме