Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа
Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.
В ходе исследования было выявлено, что у значительной части опрошенных детей и родителей отмечается правовой нигилизм, недоверие к праву как инструменту регуляции общественных отношений. И родители, и дети слабо знакомы с основными правами ребенка в обществе, да и со своими собственными правами. Также наблюдается противоречие между пониманием норм права и справедливости. Респонденты также слабо знакомы с органами и способами защиты прав. Это неизбежно приводит к несоблюдению прав, неумению их защищать и отстаивать.
Таким образом, результаты опроса показывают необходимость усиления просветительной деятельности респондентов в области прав ребенка и разработки специальной программы, направленной на решение данной проблемы.
2.2. Программа «Школа правовых знаний» и ее внедрение в СОШ №4 города Вологды
Пояснительная записка
В современной России гражданское общество находится в процессе становления, демократические традиции и институты недостаточно развиты, поэтому формированию правовой культуры личности следует уделять особое внимание. К сожалению, для нашего общества характерен «правовой нигилизм» — неуважение к закону, нежелание его выполнять. Возможно, их причинами являются: декларирование государством признания прав человека при постоянном их несоблюдении; отсутствие до недавнего времени механизма защиты прав; незнание людьми способов защиты своих прав.
Опыт показывает, что большинство людей, не нарушающих законы, обычно их и не знают. Нравственные нормы и представления о естественной справедливости этих людей позволяют им не нарушать законы.
Методика правового просвещения рассчитана не на механическое запоминание «неоспоримых истин», четкое деление мира на «черное» и «белое»; ее назначение — показать отсутствие готовых «единственно верных» решений в отношениях между людьми, продемонстрировать необходимость всестороннего изучения явлений правовых взаимоотношений.
Воспитание правовой культуры направлено на формирование социально полезных (приемлемых) убеждений, чувства ответственности за принятые решения, на осознание неразрывной связи свободы, прав и обязанностей.
Для современного человека очень важен принцип самостоятельности, самодеятельности в познании окружающего мира. Поэтому методика правового просвещения предполагает анализ проблемных ситуаций, в ходе которого ребенок самостоятельно приобретает новые знания, умения, вырабатывает свою точку зрения. Еще К.Д. Ушинский справедливо заметил, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально - активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
На основании этого очевидна целесообразность разработки примерной программы по использованию социума в реализации прав детей «Школа правовых знаний».
Методологическим основанием построения программы является комплексный подход.
Основные принципы построения программы:
Субъекты реализации программы: социальный педагог, преподаватели, директор школы. Привлекаются юристы, психолог, инспекторы ОДН I-ОП.
Целевая группа - учащиеся, родители, преподаватели.
Цель программы - формирование правовой культуры и развитие правового сознания, воспитание чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других.
Задачи программы:
Условия реализации задач:
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Активизация правового потенциала микросреды и личностных ресурсов.
2. Усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.
3. Умение осуществлять свои права на практике: в различных сферах жизни руководствоваться существующими юридическими нормами.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
Критерии оценки эффективности программы:
1. Количественный критерий: уменьшение количества учащихся, родителей и педагогов с низким уровнем правовых знаний.
2. Качественные критерии:
- динамика развития социальной активности учащихся в системе общественно полезных дел;
- улучшение школьной дисциплины;
- сформированность инициативного и ответственного поведения учащихся.
Алгоритм разработки и реализации программы
Цель: выявление ситуации с реализацией прав детей в школьном социуме и разработка проекта программы.
Содержание деятельности:
Таблица
План мероприятий по формированию правовой культуры и развитию правового сознания
Направления работы |
Мероприятие и цели |
Сроки |
Ответствен- ный |
Правовое воспитание учащихся |
1. Лекция «Основные международные и российские документы о правах ребенка» (Приложение 4): ознакомление школьников с основным законом государства - Конституцией РФ 1993г.; международными и российскими документами о правах ребенка. Формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах. 2. Внеклассное мероприятие «Правовой турнир» (Приложение 5): - формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права; развитие интереса у учащихся в изучении законов о своих правах. 3. Разработка памятки-буклета о правах ребенка и распространение его среди учащихся и родителей (Приложение 6,7): - обучение правилам поведения в обществе; - ознакомление с перечнем организаций, которые могут помочь в защите прав детей. 4. Классное собрание: «Как мы выполняем правила для учащихся?»: - создание в школе нормальной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика; - воспитание уважения к личности и ее правам; - развитие культуры поведения и навыков общения. 5. Консультация учащихся и учителей с юристами Благотворительного Фонда поддержки матери и ребенка. 6. Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов).
|
октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Февраль
Март
Март
|
Социальный педагог
Социальный педагог, классный руководитель
Социальный педагог, классный руководитель
Классный руководитель
Юристы, социальный педагог
Классный руководитель |
Работа с родителями |
1. Классное родительское собрание "Права ребенка – обязанности родителей" (Приложение 8): - повышение правовой культуры родителей. - просвещение родителей об обязанностях и ответственности за воспитание детей, за создание в семье условий для полноценного физического, психического развития. 2. Классное родительское собрание: «Воспитание самостоятельности, ответственности и сознательной дисциплины у школьников», «Нравственные уроки моей семьи», «Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений»: -формирование интеллектуальных способностей, моральных качеств детей, организация жизнедеятельности ребенка соответственно общественным требованиям и законодательным документам, которые охраняют его права. 3. Классные родительские собрания с инспекторами ОДН I-ОП: - формирование у родителей устойчивого уважения к законам; - повышение уровня правовой культуры среди родителей. |
Ноябрь
Январь, февраль, март
Апрель
|
Социальный педагог, классный руководитель
Классный руководитель
Социальный педагог, классный руководитель, инспекторы ОДН I-ОП |
Работа с педагогами |
1. Тренинг для учителей «Навыки эффективного разрешения конфликтов» (Приложение 9). К данной работе подключен психолог школы: - развитие коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтов. 2. Педсовет «Школа правовая территория»: - формирование правового пространства в школе, правовой культуры участников; -совершенствование |
Октябрь
Ноябрь |
Социальный педагог, психолог
Социальный педагог |
Цель: реализовать план совместной деятельности по реализации программы «Школа правовых знаний».
Содержание деятельности:
Цель: подвести итоги и оценить эффективность.
Направления деятельности:
После реализации программы было проведено тестирование школьников «Права ребенка» (Приложение 10). В результате большинство школьников показало высокий уровень информированности о конкретных правах. Готовность и умение школьников защищать свои права высока, пользоваться имеющейся у них правовой информацией и применять ее в конкретной ситуации для защиты своих прав они умеют. Также имеет место отсутствие обучающихся, длительное время не посещающих школу без уважительной причины. Вместе с тем, мнения респондентов о возможности защиты прав показывают наличие заинтересованности в этом вопросе, а также наличие больших ресурсов и возможностей по защите прав детей в образовании.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, во-первых, четко выражена позиция о необходимости для школы системы правового образования учащихся. Во-вторых, отмечены наиболее существенные результаты реализации программы «Школа правовых знаний» как для педагогов, так для учащихся и их родителей.
К основным факторам, гарантирующим соблюдение прав детей, относится правовая культура участников образовательного процесса. Исследование выявило невысокий ее уровень среди учеников и недостаточность знаний в этой области у учителей. Это создает предпосылки для нарушения или неполной реализации прав ребенка.
Признавая важность образовательных учреждений, мы исходим из того, что решение проблемы реализации прав ребенка невозможно без правовой социализации детей в целом. Одним из социальных институтов выступает школа, именно здесь ребенок проходит специфическую школу взросления, вступления в систему общественных и государственных отношений. В деятельности школы ребенок вступает в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений.