Реализация прав детей в социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.

Файлы: 1 файл

кичигина марианна.docx

— 139.62 Кб (Скачать)

Одним из важнейших аспектов реализации прав детей продолжает оставаться формирование механизмов контроля и их защиты.

Существуют международно-правовые имплементационные механизмы и национальные органы по защите прав детей.

К международно-правовым имплементационным механизмам относятся универсальные контрольные механизмы.

Большинство международных контрольных органов и процедур по правам человека действует в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО).

В зависимости от юридической природы они подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. К первой группе относят шесть главных органов ООН, функциональные комиссии Экономического и Социального совета и подкомиссии, учрежденные этими комиссиями, а также тематические и специальные процедуры по расследованию нарушений прав человека и процедуры по расследованию нарушений прав человека в отдельных странах. Вторая группа представлена следующими органами: Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитетом против пыток, Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, Комитетом по правам ребенка. Основное отличие между этими двумя группами заключается в их компетенции: компетенция конвенционных органов распространяется только на те государства, которые ратифицировали соответствующее международное соглашение, в то время как внедоговорные контрольные механизмы и процедуры применяются ко всем государствам — участникам ООН, вне зависимости от ратификации ими той или иной конвенции [12].

Также к международно-правовым имплементационным механизмам относят Контрольные механизмы, непосредственно защищающие права ребенка. Один из них - Комитет по правам ребенка.

Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со статьей 43 Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка "в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией" [16].

Деятельность Комитета по правам ребенка ведется по следующим направлениям [41]:

1) изучение докладов государств  и вынесение заключительных замечаний;

2) координирование международного  сотрудничества для оказания  технического содействия государствам;

3) выработка Общих комментариев  к Конвенции;

4) проведение исследований  по вопросам, касающимся прав  ребенка (тематические дискуссии, предложения  Генеральному секретарю ООН о  проведении исследований, неофициальные  региональные совещания).

Наравне с Комитетом по правам ребенка выделяют тематические процедуры, непосредственно касающиеся защиты прав детей.

Непосредственно детей касаются два тематических мандата: Специальный докладчик по вопросам продажи детей, детской проституции и детской порнографии и Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о влиянии вооруженного конфликта на детей.

Специальный докладчик по вопросам продажи детей, детской проституции и детской порнографии учрежден Комиссией по правам человека и ежегодно представляет ей отчет о проделанной работе. В основном он сосредоточивает свои усилия на проблеме коммерческой сексуальной эксплуатации детей, продаже детей для усыновления и других целей, проблеме бездомных детей. Специальный докладчик собирает и анализирует дела и ситуации по этим вопросам, получает информацию от правительств, межправительственных и неправительственных организаций об инициативах и программах по борьбе с детской проституцией и продажей детей. С согласия правительств он может выезжать на место совершения данных нарушений прав ребенка. Специальный докладчик готовит рекомендации-руководства по эффективному решению проблем торговли и сексуальной эксплуатации детей[27].

Специальный представитель по вопросу о влиянии вооруженного конфликта на детей назначается Генеральным секретарем ООН. Ежегодный доклад о проделанной работе он представляет Комиссии по правам человека и Генеральной Ассамблее. Основной целью Специального представителя является сбор информации о положении детей в период вооруженных конфликтов и вынесение рекомендаций по предотвращению негативного влияния таких конфликтов на детей, их защите и реабилитации. Непосредственно в ситуациях вооруженных конфликтов Специальный представитель проводит политическую и гуманитарную дипломатию, предлагая конкретные инициативы по предотвращению или смягчению трудного положения детей. В постконфликтных ситуациях он сосредоточивается на вопросах реинтеграции детей в мирную жизнь, их физической и психологической реабилитации. В своих докладах Специальный представитель уделяет внимание вопросам участия детей в вооруженных конфликтах, наложению санкций на детей, сексуальному насилию над детьми, опасности мин для детей, реабилитации детей — жертв вооруженных конфликтов, образованию в сфере международного гуманитарного права [41].

Рассмотрим национальные органы по защите прав детей.

Во время разработки Конвенции о правах ребенка международные неправительственные организации предложили закрепить в ней обязанности государств по поддержке национальных механизмов по имплементации данной Конвенции, но данное предложение не получило достаточного количества голосов. Однако принятие Конвенции способствовало более широкому и глубокому осознанию важности прав детей и необходимости создания механизмов для осуществления контроля за их соблюдением. Поэтому ряд стран в настоящее время учредил институт независимых уполномоченных (омбудсменов) или комиссаров по правам ребенка [ 27].

Необходимость создания специализированного омбудсмена по правам ребенка вызвана в первую очередь тем, что дети являются одной из самых незащищенных групп населения в обществе. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права нарушаются, так как они практически лишены возможности обратиться за советом или защитой к независимым организациям или лицам. Во многих странах сохраняется традиционный взгляд на детей как на собственность родителей и вмешательство государства в их защиту рассматривается как посягательство на родительские права.

Таким образом, на международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребенка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создает определенные трудности для эффективной охраны прав детей. Большинство из них редко используется для непосредственной защиты прав ребенка зачастую в силу того, что правозащитным организациям, отдельным лицам и даже органам государства трудно сориентироваться в множественности их функций и соответственно в применимости того или иного механизма к данному нарушению прав ребенка (и это в том случае, если они вообще знают о существовании этих органов). Кроме того, такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других что особенно характерно для конвенционных контрольных механизмов) [22].

Механизм защиты прав детей на национальном уровне

Защита прав детей осуществляется определенными органами:

1) органы опеки и попечительства;

2) комиссии (инспекции) по  дела несовершеннолетних;

3) прокуратура;

4) суд.

1. Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства [10].

Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства. В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного. Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственность за ребёнка. На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Особенности назначения опеки или попечительства над ребенком:

- Опека устанавливается  решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется  быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда.

- Опекуном, как правило, может  быть назначено только одно лицо.

- Опекуну ежемесячно выплачиваются  средства на содержание ребенка, и оказывается содействие в  организации обучения, отдыха и  лечения опекаемого. Эти средства принадлежат ребёнку и могут быть потрачены только на его содержание и воспитание. Существует ежегодная финансовая отчётность.  По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребёнка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении.

2. Комиссии (инспекции) по  дела несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав [10]:

- разрабатывают и реализуют  через соответствующие государственные  органы, организации мероприятия  по предупреждению безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, устранению причин, вызывающих эти  явления, устройству детей и подростков, охране их прав;

- контролируют и координируют  деятельность нижестоящих комиссий  по делам несовершеннолетних, оказывают  им методическую помощь, обобщают  и распространяют опыт работы  этих комиссий;

- осуществляют иные полномочия  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав:

- признают несовершеннолетних  нуждающимися в государственной защите, утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

- обращаются в установленном  законодательством порядке в  суд с заявлениями в защиту  прав и охраняемых законом  интересов несовершеннолетних, защиту  иных интересов несовершеннолетних;

- вносят на рассмотрение  городских, районных исполнительных  комитетов и администраций вопросы  о состоянии воспитательной и  профилактической работы, производственного  обучения, трудоустройства и направления  на учебу несовершеннолетних;

- принимают участие в  необходимых случаях в рассмотрении  соответствующими органами, учреждениями  и организациями, осуществляющими  профилактику безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях  или иных антиобщественных действиях  несовершеннолетних, их родителей  или лиц, их заменяющих;

- посещают несовершеннолетних  по месту жительства, работы или  учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями, лицами, их заменяющими;

- проводят прием несовершеннолетних, родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан;

- осуществляют иные полномочия  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в пределах своих полномочий организуют индивидуальную профилактическую работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении категорий несовершеннолетних.

3. Также к органам, осуществляющим  защиту прав детей, относится  прокуратура, которая [2]:

Информация о работе Реализация прав детей в социуме