Реализация прав детей в социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.

Файлы: 1 файл

кичигина марианна.docx

— 139.62 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Права и свободы человека в современном мире - это мощный пласт общечеловеческой культуры, без освоения которого невозможно оценивать всю систему сложных политических, социальных, экономических, культурных отношений как на международном, так и на национальном уровне. Права и свободы человека - это высшая ценность, которая является критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих как во всем мире, так и в России. Знание человеком  своих прав помогает не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах и свободах как необходимых условиях свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права и свободы человека являются священными и неотъемлемыми, а их уважение и защита - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни [11].

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России.                Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети.

В настоящее время в структуре населения высока доля неполных семей, продолжается рост внебрачной рождаемости, кроме того, ежегодно растет число выявленных  детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети стали объектом интереса криминальных структур, которые увидели в них свою «смену» и поэтому стали очень активно вовлекать их в свой преступный промысел. И это является одной из главных причин значительного роста правонарушений, совершаемых детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Помимо всего прочего, остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности, увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком. Все вышеперечисленные проблемы актуализируют проблему реализации прав детей в социуме.

Обращаясь к данной проблеме, исследователи Е. Р. Ярская-Смирнова, Е. П. Антонова подчеркивают, что российской практике обеспечения прав детей недoстает критического осмысления того, в чем заключаются права ребенка и какие способы их реализации, а также риски, существуют. Действия по улучшению положения детей не приносят желаемых результатов. На этом сказывается недостаток понимания подходов к правам ребенка.

Тема прав ребенка в той или иной степени прослеживается на всех исторических этапах. Проблема прав ребенка отражалась в контексте гуманистической педагогической традиции в работах Сократа, Н. А. Корейского, И. Г. Песталоцци, Э. Кей, М. Мон-тессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака. И. П. Иванова и других.

Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.

Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы исследования: «Реализация прав детей в социуме».

Объект исследования – социум как пространство, на котором реализуются права детей.

Предмет исследования – возможности социума в реализации прав детей.

Цель исследования – исследовать правовое положение детей в социуме и разработать примерную программу по использованию социума в реализации  прав детей МОУ «СОШ №4» города Вологды.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятий «ребенок», «право», «права детей».
  2. Охарактеризовать основные виды прав детей.
  3. Установить, какие права детей нарушаются в социуме.
  4. Выявить возможности школьного социума в реализации прав детей.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: изучение литературы по проблеме и ее анализ, изучение и анализ нормативно-правовых документов, опыт реализации прав детей в социуме, анкетирование, тестирование.

База исследования: МОУ «СОШ №4»  города Вологды.

       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка   литературы, приложений.

Результаты исследования были представлены на 61-ой студенческой научно-практической конференции (г. Вологда, ФГБОУ ВПО ВГПУ, 15 апреля, 2014 г., доклад); результат – Диплом II степени.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ В СОЦИУМЕ

           1.1. Отражение  прав детей в  международных и отечественных  нормативных актах

           Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять [33]. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.

          Право регулирует как взаимоотношения между объединениями людей, отдельными лицами,  так и межгосударственные отношения.


          Ученые не пришли к общей точке зрения на определение понятия «право». Среди различных концепций можно обнаружить несколько вариантов.


          Органы государственной власти издают нормы, которые находятся под принудительной охраной государства. Иначе можно сказать, что право - это концепция отношений в обществе, и целью его является установление и соблюдение правопорядка. Само право не ограничено формальными характеристиками, поскольку это и правовые нормы, содержащиеся в юридических текстах.

         Право - это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства[33]. Право регулирует защиту общественно-государственных интересов, обеспечивает постоянство сосуществования классов в обществе. Право выражено в форме, определенной государством – законе, который формулируется в порядке, установленном в обществе. Государство, как общественный институт, имеющий инструменты наказания и принуждения, обеспечивает неприкосновенность права.

Независимо от того, установлены ли нормы права государством или народом при голосовании на референдуме, их исполнение обеспечено силой закона.

          Сформулировать само понятие можно как порядок отношений в обществе, который сложен на принудительной основе и направлен на установление связей как общественных, так и государственных, и действует в интересах всех субъектов[37].

При исследовании правового положения ребенка в Российской Федерации интерес представляет юридическое понимание того, кого следует считать ребенком. В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в международном, так и в отечественном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет).

Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом [2].Принципиальное значение имеет и то, что отношения, в которых участвует ребенок, регулируются  нормами различных отраслей российского права. Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях, ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.

С принятием Конвенции о правах ребенка в 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу их физической и умственной незрелости. Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [16].

Российский законодатель в процессе приведения в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. внутреннего законодательства не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному: «Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет» [43].

Наряду с термином «ребенок» отмечается многообразие наименований, применяемых в России к лицам, не достигшим совершеннолетия: «подростки», «несовершеннолетние», «малолетние» и др.

Термин «несовершеннолетний» стал легальным и применяется в отраслевом законодательстве. Тем не менее, некоторые авторы по-разному подходят к определению содержания понятия «несовершеннолетний». По мнению А.П. Солдатова, указанное понятие состоит из двух понятий: «малолетний» и «подросток» [45]. При этом понятие «малолетний» употребляется в отношении детей с момента рождения до 14 лет, подростком является ребенок от 14 до 18 лет.        

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения 18 лет, следует использовать универсальную категорию «ребенок».

Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

-право жить и воспитываться  в семье (ст. 54);

-право на общение с  родителями и другими родственниками (ст. 55);

-право на защиту (ст. 56, ст. 13, 18);

-право выражать свое  мнение (ст.);

-право на имя, отчество  и фамилию (ст. 58) [16;43].

Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

Обязанность по созданию в семье условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, лежит на родителях. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей.

Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, сохраняется[9].

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка:

-право знать своих  родителей;

-право на заботу родителей;

-право на воспитание  своими родителями;

-право на обеспечение  его интересов и всестороннее  развитие;

-право на уважение  его человеческого достоинства.

Право ребенка знать своих родителей, насколько это возможно, и право на их заботу следует из требований статьи 7 Конвенции о правах ребенка и связано с тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей[16].

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). Окончательно не решен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства ребенка в семье - неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Семейный кодекс, провозглашая такое право, определяет одно из главных направлений семейного воспитания.

Право на воспитание включает ряд правомочий, которые составляют:

-право родителя на  личное общение с ребенком;

-правомочия по религиозному  воспитанию ребенка;

-правомочия по выбору  формы образования и образовательного  учреждения для ребенка;

-право представлять и  защищать интересы своих детей;

-право дачи согласия  на усыновление ребенка и некоторые  другие права[43].

С правом детей жить и воспитываться в семье, неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства. Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и т.д. [43].

Информация о работе Реализация прав детей в социуме