Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа
Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.
1) осуществляет надзор
за точным и единообразным
исполнением законодательства
2) принимает сведения о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
Одним из наиболее значимых по составу полномочий в сфере защиты прав и детей и охране детства органом является суд.
Отделы записи актов гражданского состояния в пределах своей компетенции также осуществляют ряд полномочий, направленных на защиту прав детей.
Правильная и своевременная регистрация актов гражданского состояния обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних детей и государства.
4. Существует система органов, наделенных правом разрешать юридические дела. Особое место среди таких органов занимают суды. Каждое физическое лицо (гражданин) и юридическое лицо (организация) могут защитить свои законные интересы и нарушенные права через обращение в суд.
Суд является самостоятельным институтом государства, обладает собственными неотъемлемыми функциями и полномочиями; его деятельность полностью относится к сфере права, он принимает юридически значимые решения, которые подлежат исполнению.
Итак, круг вопросов, возникающих в сфере реализации прав ребёнка, применения механизмов защиты прав и предоставления гарантий, обширен в той же мере, как и круг субъектов, обязанных осуществлять деятельность в данной сфере. В данной ситуации очевидна необходимость наличия единого универсального органа оперативного реагирования на все случаи потенциального или реального нарушения прав ребёнка вне зависимости от сферы таких нарушений. На необходимость создания таких органов в странах, всерьёз озабоченных реальной защитой прав несовершеннолетних граждан, указывает и Конвенция о правах ребёнка не явно, но предусматривает необходимость создания специальных механизмов обеспечения прав ребёнка. Так, согласно п. 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства, участвующие в ней, обязаны обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью обязаны принимать все соответствующие законодательные и административные меры [16].
Таким образом, ведется целенаправленная работа, как на международном, так и на федеральном и региональном уровнях с целью выработки соответствующих механизмов защиты прав детей. Имеет место создание различных социальных, педагогических, медицинских служб для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей.
Несовершенство существующих механизмов реализации и защиты прав детей обуславливает необходимость более детального изучения возможностей системы образования как социально-педагогического механизма реализации и защиты прав ребенка.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности.
Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Итак, правовой статус ребенка мы определяем так же, как и правовой статус личности вообще, т.е. как совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети, как особая категория граждан, нуждаются в особой защите. Представляется, акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних. Ребенок обладает в соответствии с положениями СК РФ комплексом прав. В семейном праве права несовершеннолетних детей подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ СОЦИУМЕ
2.1. Изучение и анализ ситуации с реализацией прав детей в школьном социуме
Проанализировав существующую нормативно-правовую базу, можно сказать, что это целая система гарантий прав ребенка. Но право – это сфера должного, декларируемого, а оно не всегда совпадает с действительностью.
Школа – один из первых общественных институтов, с которым сталкивается ребенок, который формирует у него основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка респондентами их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами.
Реализация прав детей в обществе предполагает:
- разработку и дальнейшее совершенствование национальной социально-правовой политики относительно детей и их семей;
- совершенствование и
расширение сферы социально-
- повышение уровня жизни общества в целом и, прежде всего, уязвимых категорий, среди которых и несовершеннолетние;
- повышение информированности и обучение родителей, педагогов и воспитателей;
- формирование соответствующего
профессионального уровня
- осуществление
Социально-педагогическая работа, направленная на защиту прав несовершеннолетних, предусматривает профилактическую работу со всеми лицами в возрасте до 18 лет, а именно:
- диагностику уровня
- реализацию мероприятий
просветительско-
- налаживание взаимодействия
сотрудников всех структур, задействованных
в процесс содействия
Проведению просветительско-информационной и правовоспитательной работы предшествует диагностика уровня сформированности и развития правосознания несовершеннолетних.
С целью выявления осведомленности несовершеннолетних и уровня развития их правосознания мы провели опрос (Приложения 1, 2, 3) в МОУ «СОШ №4» города Вологда, имеющий задачи показать соблюдения/нарушения различных прав детей; исследовать отношения к праву и знание прав и законов; выявить представления детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.
В опросе участвовало 102 учащихся, их родители и 20 педагогов.
40% учащихся не знают о существовании Конвенции о правах ребенка. У родителей другая картина: 80% - знакомы с Конвенцией о правах ребенка, 15% - частично знакомы и 5% - не знакомы.
Рис. 1. Степень знакомства с Конвенцией о правах ребенка.
93% учителей знают, где зафиксированы права ребенка в школе и дома.
Учащиеся, знакомые с Конвенцией, знают о существовании практически всех прав, прописанных в ней. В наименьшей степени знакомы с правом свободно выражать свои взгляды и мнения, а так же с правом на защиту от всех форм насилия. В большинстве случаев учащиеся отметили, что получают информацию о своих правах через телевидение, радио, газеты.
Учащиеся считают, что чаще всего (59%) их права нарушаются в учебном учреждении, 15% - в общественных местах, 13% - среди друзей и 13% - в семье. Из указанных нарушений прав большинство отметили оскорбление учителем, в меньшей степени рукоприкладство родителей, а так же порчу личных вещей. Родители также отметили, что права их ребенка нарушаются в большинстве случаев в учебном учреждении (52%), в иных государственных учреждениях – 21%, в общественных местах – 27%. Ни один родитель не отметил, что права детей нарушаются в семье.
Рис. 2. Места, в которых нарушаются права детей.
На вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?» 53% учащихся затруднились ответить, 22% - отметили, что законы надо соблюдать, когда они соответствуют убеждениям,16% - когда сам закон справедлив и только 9% готовы соблюдать закон при всех обстоятельствах. Ответы родителей распределились иным образом: 14% - затруднились ответить, 27% - отметили, что законы надо соблюдать, когда они соответствуют убеждениям, 42% - когда сам закон справедлив и 17% - готовы соблюдать закон при всех обстоятельствах.
Рис. 3. Ответы на вопрос: «Всегда ли надо соблюдать законы?»
Ответы на это вопрос говорят о сильном развитии правового нигилизма среди школьников, их родителей, о распространенности неуважения к закону. И пока в обществе будет сохраняться такая ситуация, вряд ли будут соблюдаться права самих людей.
Рис. 4. Ответы учащихся.
В нашем обществе очень сильно понятие справедливости, которое далеко не всегда совпадает с законами, но на которое люди ориентируются гораздо больше. Подтверждается этот вывод и ответами на вопрос о том, что респонденты считают нарушением прав человека.
Родителями и педагогами чаще всего расценивается как нарушение прав человека именно нарушение норм справедливости – недоступность культурных ценностей, плата за право проживания в некоторых городах и несправедливость в решении квартирного вопроса. Причем разница между педагогами и родителями в оценке этих явлений не очень высока. Родителей больше волнует недоступность культурных ценностей, высокая плата за проживание в некоторых городах и преобладание мужчин в органах власти, детей – то, что одни живут в коммунальных квартирах, другие – в собственных коттеджах и обязательность ношения школьной формы. А вот те явления, которые являются действительно нарушениями прав человека (ограничения по возрасту и полу при приеме на работу, запрет на продолжение учебы в школе), почти никто не отметил. Конечно, причиной этого может быть еще и то, что респонденты лично не сталкивались с этими проблемами. Возможно и то, что люди уже привыкли к такому положению вещей и поэтому не расценивают это как нарушения норм.
Что же делать ребенку, если его права нарушены, и кто может помочь в защите прав, многие школьники просто не знают. Также среди ответов – семья, адвокат, специальная служба. Необходимо отметить, что ни один учащийся не считает, что помочь в защите прав может учитель.
Отвечая на вопрос «Что может сделать ребенок, если его права нарушены?» родители считают, во-первых, что ребенок может обидеться, потерять веру в справедливость, замкнуться в себе или обнаглеть. Во- вторых, возможны и такие действия по защите своих прав – сообщить родителям, другим взрослым, обратиться в соответствующие органы, спросить совета. Только 15% родителей отметили, что ребенок может обратиться за помощью к учителям, директору.
Ответы респондентов показывают, что педагоги и родители не всегда могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами и зачастую применяют методы, которые могут оскорбить или унизить достоинство ребенка, то есть нарушающие его права.
Учителя же считают, что чаще всего нарушителем прав ребенка в школе являются сами дети (87%) и только 13% отметили, что преподаватели тоже в какой-то мере ущемляют права детей. Половина преподавателей, то есть 50%, по результатам опроса, не знают, кто такой омбудсмен.
Это косвенно свидетельствует и о недостаточно сформированной профессиональной культуре педагогов, в том числе и о достаточно низкой правовой культуре.
В результате исследования подтвердились гипотезы о наличии несоблюдения прав ребенка в школе. Были выявлены нарушения таких прав детей, как право на уважение человеческого достоинства, право на неприкосновенность личной жизни, право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на здоровый образ жизни.
Причин, обуславливающих разрыв между декларируемыми правами школьника и их реализацией, множество. Прежде всего, это недостаточное финансирование школ, вследствие которого образовательные учреждения вынуждены искать другие возможности материального обеспечения, в том числе и за счет финансовой помощи родителей. Также причиной несоблюдения некоторых прав является кризис социального статуса и социальной защищённости работников системы образования, который накладывает свой отпечаток на личность педагога, его роль в образовательном процессе и отношение к детям. Еще одна причина – отсутствие в школе органа защиты, который оказывал бы реальную помощь детям и сотрудникам.
Также исследование выявило наличие трудностей в области сотрудничества семьи и школы. К сожалению, так сложилось, что родители воспринимают контакт со школой как негативный показатель (в школу вызывают, когда происходят неприятности). Да и сами педагоги зачастую используют встречи с родителями как метод наказания провинившихся учеников, а не как способ совместного разрешения ситуации. И это косвенно говорит о недостаточно сформированной профессиональной культуре педагогов, что подтверждается применением учителями методов, которые могут оскорбить достоинство ребенка. Причины этого, помимо уже упомянутых, – социальная незащищенность учителей; повышенная нагрузка; несформированность правой культуры; ущемление их прав. Так, например, многим педагогам недоступны некоторые культурные ресурсы, вследствие этого они не могут обеспечить и достойного культурного развития своих учеников.