Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:37, дипломная работа
Анализ показал, что вопрос реализации прав ребенка в социуме не подвергался специальному изучению. На недостаточную научную разработанность данной проблемы указывает и тот факт, что в стране не в полной мере разработана целостная государственная программа приоритетного решения проблем детства и прежде всего их государственного регулирования. Сравнительно мало работ, в которых проблема реализации прав ребенка в различных учреждениях стала бы предметом специального научного рассмотрения.
3. Родители обязаны заботиться
о здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном
4. Родители обязаны обеспечить
получение детьми основного
5. Родители, с учетом мнения
детей, имеют право выбора
6. Родители имеют право
и обязаны защищать права и
интересы своих детей без
7. Родители имеют право
требовать возврата своего
8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66).
Помимо всего прочего, материальное благополучие семьи неразрывно связано с обеспечением имущественных интересов ребенка, заботой родителей о создании необходимых условий для полноценного воспитания, образования и содержания детей. Забота со стороны государства лишь в последнее время стала заметна, так как размер ежемесячного пособия на ребенка длительное время не превышал 70 рублей.
В таких условиях обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, установленная пунктом 1 статьи 80 СК РФ, приобретает главенствующее значение. При наличии оснований, предусмотренных законодательством, ребенок имеет право на получение содержания и от других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсии, пособий, поступают в распоряжение родителей (одного из них) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка [43].
Родители добровольно предоставляют средства на содержание ребенка, однако в случае отсутствия добровольного согласия родителя алименты взыскиваются в судебном порядке.
Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.
Следующей ступенью социализации ребенка является детский сад. Защита прав ребенка в детском саду в основном заключается в том, что на него не должно быть оказано физическое или эмоциональное давление. Такое влияние приводит к задержке развития личности, индивидуальности. Ребёнок не должен подвергаться постоянной критике, угрозам и замечаниям со стороны персонала детского учреждения, высказанных в такой форме, которая унижает чувство собственного достоинства и подавляет личность [21].
Дошкольные учреждения должны иметь возможность оказать ребенку медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость.
Также у всех детей есть право на развитие физических и творческих способностей. В дошкольном заведении за реализацию этого права отвечает педагогический коллектив. В детском саду дети не должны только играть — им необходимы творческие занятия, которые помогут развить способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.
В детском саду ребенок рискует столкнуться практически с любым видом эмоционального насилия: к сожалению, некоторые воспитатели позволяют себе повышать голос на воспитанников, нелестно о них отзываться. Да и родители иногда самым эффективным методом воспитания считают повышение голоса.
К сожалению, некоторые считают такие методы воспитания привычными и нормальными. Однако не следует забывать, что это - нарушение прав ребенка. Маленькие дети очень впечатлительны, так что постоянно кричащий на них воспитатель может нанести им серьезную психологическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка тоже считается жестоким обращением с детьми. В детском саду забота о ребенке возлагается на коллектив дошкольного учреждения, а это значит, что он и отвечает за удовлетворение нужд воспитанников[7].
За тем, как соблюдаются права ребенка в детском саду, должны следить родители. Важно убедиться, что в выбранном дошкольном детском учреждении работает квалифицированный персонал, который знает свое дело и может обеспечить комфортное пребывание ребенка в детском саду, а также необходимые условия для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Родители имеют полное право интересоваться рабочим порядком, режимом дня и учебной программой детского сада и этим правом не нужно пренебрегать.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации. Рассмотрим, какова ответственность школы, учителей в реализации прав детей.
Ответственность школы:
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
3) жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса;
(ст.51)
4) соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям;
5) нарушение прав и свобод учащихся[15].
Учитель обязан [16]:
- Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива гимназии. Быть нравственным примером для учеников.
- Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство (ст.ст.2,12-17,19).
- Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений (ст.ст.12,13).
- Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам(ст.19).
- Оценивать ответ учащегося, а не его личность .
- Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.
Обязанности классного руководителя [31]:
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений" классный руководитель обязан:
- Соблюдать права и свободы учащихся.
- Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.
- Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Школа должна стать тем местом, где детей уважают и учат уважать других [21].
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья [30].
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь детям оказывается бесплатно. Мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи предусматривают профилактику заболевания, медицинскую диагностику и лечебно-оздоровительную работу, в т. ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья [ст. 22 Закона об охране здоровья граждан]. В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечисленным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, как то: сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи [30].
Российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, чтобы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законодательстве пробелы своевременно устранялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.
Социальные службы для детей - это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
В России действуют разнообразные социальные учреждения для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты [4]. Их обязанности - обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, разрешить конфликты, возникающие в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками, коррекция и реабилитация детей.
Таким образом, дети большую часть своей жизни проводят в школе и семье, так же важную роль играют учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения, именно эти субъекты социума являются наиболее оптимальным местом для реализации системы социально-правовой защиты детства. Именно поэтому, от того как будет организована социально-правовая защита ребенка, насколько грамотны в правовом плане родители, насколько квалифицированы специалисты учреждений в данной сфере деятельности, и будет зависеть дальнейшая судьба ребенка, в частности, социально незащищенного [39].
1.3.Механизмы защиты прав детей в социуме
"Защита - ограждение от посягательств, от опасности, от враждебных действий" [47]. Т. е. защита - это определённый процесс, направленный на оберегание от различных посягательств, опасности, враждебных действий.
Защита прав и охраняемых законом интересов ребёнка в Российской Федерации осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством надлежащих форм и способов защиты.
Принято выделять две основные формы защиты прав ребёнка: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты прав ребёнка - это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по защите нарушенных или оспариваемых прав ребёнка. В рамках юрисдикционной формы выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав[4].
В течение последних лет вопросы практического обеспечения прав и интересов детей решались с учетом развития социально-экономических процессов, происходящих в России, и в соответствии с нормами международного права в этой области. Особое внимание уделялось выработке эффективных механизмов обеспечения прав детей. Причем речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и является механизмом защиты прав ребенка. Словарь русского языка характеризует термин "механизм" как "систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности" [44]. Надо полагать, что механизм состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который "тянет" за собой целый ряд элементов [41].