Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:37, реферат
Реализация права— процесс реального воздействия права на общественные отношения; способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.
Семинарское занятие
№ 3
Реализация права
1)Понятия и формы реализации права
Реализация права—
процесс реального воздействия права
на общественные отношения; способ осуществления
им своей изначальной миссии: служить
основным цивилизованным, государственно-властным,
а потому и наиболее эффективным регулятором
общественных отношений, выполнять присущие
данному институту функции, оправдывать
свое социальное назначение, ибо одних
только моральных и иных негосударственных
регуляторов сегодня недостаточно для
упорядочивания общественной жизни.
Существует несколько
классификаций форм реализации права.
Наиболее распространенной является разделение
реализации по способам совершения правообразующих
действий и того, какие предписания
реализуются (субъективное право, юридическая
обязанность или правовой запрет).
Соответственно выделяют: использование
(осуществление), исполнение и соблюдение[3].
В качестве особой формы реализации
права выделяют применение права.
Использование
– направлено на осуществление правомочий
субъекта, и по его усмотрению здесь может
иметь место как активное, так и пассивное
поведение. Реализуются нормы закона,
которые наделяют субъекта правами.
Исполнение – требует
от субъекта активных действий, связанных
с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
Особенно это относится к разным органам
государства и должностным лицам государственных
и негосударственных организаций, поскольку
многие из них создаются и действуют, прежде
всего, для исполнения норм права.
Соблюдение – пассивное
воздержание субъекта от совершения действий,
находящихся под запретом. Государство,
возложив конкретную обязанность на различных
субъектов общественных отношений вправе
требовать соблюдения этих предписаний
от субъектов, а в необходимых случаях
принуждать их к этому.
Применение
права – активная властная деятельность
государства в лице его компетентных органов
по разрешению конкретного юридического
дела. Применение – это точное, неуклонное
строжайшее соблюдение законов, т.е. режим
законности.
2) Применение права:
понятие, признаки, особенности.
Применение права- деятельность государственных органов (должностных лиц), в результате которой они своими правовыми актами, издаваемыми на основании и во исполнение законов, указов и иных нормативных актов, устанавливают, изменяют или упраздняют права и обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан либо решают вопрос о применении санкций за нарушение норм права.
Признаки
правоприменения:
1) особый субъект
- специально уполномоченный
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью
по вынесению индивидуально-
4) выступает формой
управленческой деятельности
5) осуществляется
в определенных процедурных
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения
оформляются индивидуальным
С учетом отмеченных
признаков правоприменение можно определить,
как государственно-властную деятельность,
осуществляемую компетентными субъектами
в определенных процедурных формах и направленную
на содействие в реализации юридических
норм путем вынесения индивидуально-конкретных
решений.
Особенности применения норм права:
Правоприменительная
деятельность необходима в тех случаях,
когда полная реализация правовой нормы
не возможна при использовании
1)когда правоотношения,
определенные права и
2)когда нужно установить
наличие или отсутствие
3)когда правовой
спор не может быть разрешен
субъектами правоотношения
4)когда совершено
правонарушение и необходимо
определить для правонарушителя вид и
меру юридической ответственности (например,
наложить штраф или определить меру уголовного
наказания).
3) Принципы правоприменения
Правоприменительная
деятельность государственных органов
и должностных лиц всегда осуществляется
в соответствии с определенными, общепризнанными
во всех странах принципами. Среди них
важнейшее значение имеют принципы законности,
социальной справедливости, целесообразности,
обоснованности принимаемых в порядке
правоприменения тех или иных решений,
оперативности, объективности, единообразия
1)Принцип законности
означает строгое и неуклонное следование
государственных органов и должностных
лиц закону в процессе правоприменительной
деятельности.
Требование соблюдения
закона в правоприменительной
2)Принцип социальной
справедливости означает деятельность
правоприменительного органа и должностного
лица в интересах не каких-либо граждан
или групп, а в интересах всего общества.
3)Принцип целесообразности
в правоприменительной деятельности означает
учет конкретных условий применения того
или иного нормативно-правового акта,
принятие во внимание специфики сложившейся
ситуации в момент вынесения решения,
выбор наиболее оптимального варианта
реализации правовых требований в тех
или иных конкретных обстоятельствах.
4)Принцип обоснованности
правоприменительной деятельности означает
полное выявление, тщательное изучение
и использование всех относящихся к делу
материалов, принятие решения только на
основе достоверных, хорошо проверенных,
не подлежащих сомнению фактов. Данный
принцип лежит в основе других принципов.
Нарушение принципа обоснованности при
принятии правоприменительного акта служит
веским основанием для его отмены.
5) Оперативность (быстрота)
правоприменения — условие эффективной
борьбы с правонарушениями и защиты законных
интересов субъектов. Противоположное
качество — волокита в разрешении дел
— это, безусловно, антиценность. Чтобы
избежать волокиты в разрешении дел, закон
зачастую устанавливает сроки рассмотрения,
расследования дел, обжалования, опротестования
и т. д.
6) Объективность правоприменения
в данном контексте понимается как беспристрастность
правоприменителя. Решение будет объективным,
если оно вынесено на основе критериев,
не зависящих от субъекта применения,
будет объективно вытекать из норм права
и фактов, беспристрастно установленных
в ходе правоприменения. Если на решение
оказывает влияние пристрастность, заинтересованность
правоприменителя, то об объективности
говорить не приходится. Объективности
способствует строгое соблюдение порядка,
процедуры рассмотрения дел, установленных
законом.
7) Единообразие правоприменения
состоит в том, что по однотипным делам
выносятся однотипные решения. Решения
будут однотипны тогда, когда для решения
определенного вида дел берутся одни и
те же нормы и при выборе решения руководствуются
одними и теми же критериями.
4) Стадии правоприменения
-Установление
фактических обстоятельств
- Установление юридической основы дела;
- Вынесение
решения по делу.
1. Установление фактических обстоятельств дела - жизненных фактов,
явлений действительности, образующих фактическую основу применения права.
Это подготовительная стадия правоприменения.
Среди фактических обстоятельств должны быть выделены значимые факты
самого случая, события,
к которому применяются юридические
нормы. «Факты являются юридически
значимыми, если норма права
связывает с ними возникновение,
изменение или прекращение
Применение закона должно основываться на полной достоверной,
надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.
Установление
фактических обстоятельств
доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических
обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах,
информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.
Установление фактических обстоятельств дела происходит путем
доказывания.
Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению
доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права.
Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того,
что она является
предварительной стадией.
2. Установление юридической основы дела.
Деятельность
правоприменительных органов
основы дела предполагает:
а) выбор нормы, подлежащей применению;
б) проверку правильности текста акта, в котором содержится
выбранная норма;
в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени,
пространстве и кругу лиц;
г) уяснения смысла и
Выбор правовой
нормы для решения дела
установлен юридический
характер рассматриваемых обстоятельств.
всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.
На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация –
юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.
На первых стадиях применения закона происходит предварительная
правовая квалификация, в результате которой определяется круг
обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда