Реализация права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:37, реферат

Краткое описание

Реализация права— процесс реального воздействия права на общественные отношения; способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Семинарское занятие.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

Семинарское занятие  № 3 

Реализация  права

1)Понятия и формы  реализации права

Реализация права— процесс реального воздействия права на общественные отношения; способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни. 

Существует несколько  классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих  действий и того, какие предписания  реализуются (субъективное право, юридическая  обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление), исполнение и соблюдение[3]. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права. 
 

 Использование – направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами. 

Исполнение – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права. 

Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. 

Применение  права – активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности. 

2) Применение права:  понятие, признаки, особенности. 

Применение  права- деятельность государственных органов (должностных лиц), в результате которой они своими правовыми актами, издаваемыми на основании и во исполнение законов, указов и иных нормативных актов, устанавливают, изменяют или упраздняют права и обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан либо решают вопрос о применении санкций за нарушение норм права.

Признаки  правоприменения: 

1) особый субъект  - специально уполномоченный государственный  орган (должностное лицо). В порядке  исключения это может быть  общественный орган (например, по  уполномочию государства профсоюзы  применяют некоторые нормы трудового  законодательства). Не могут применять  нормы права граждане, хотя существует  и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);

2) имеет государственно-властный  характер;

3) является деятельностью  по вынесению индивидуально-конкретных  предписаний;

4) выступает формой  управленческой деятельности государства;

5) осуществляется  в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован  специальными (процедурными) юридическими  нормами. В системе права имеются  целые процедурные отрасли - гражданское  процессуальное право и уголовно-процессуальное  право;

6) представляет собой  сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий  характер;

8) результаты правоприменения  оформляются индивидуальным юридическим  актом - актом применения права. 

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений. 

Особенности применения норм права:

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы  не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает  механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

1)когда правоотношения, определенные права и обязанности  не могут возникнуть у конкретных  физических или юридических лиц  без вмешательства государства  в лице компетентных органов  (например, назначение пенсии или  призыв на военную службу).

2)когда нужно установить  наличие или отсутствие конкретных  юридических фактов или официально  зарегистрировать определенные  юридические действия (например, признание  человека умершим или нотариальное  удостоверение какой-либо сделки).

3)когда правовой  спор не может быть разрешен  субъектами правоотношения самостоятельно  из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства  гражданина,раздел имущества при разводе).

4)когда совершено  правонарушение и необходимо  определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания). 

3) Принципы правоприменения

Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений, оперативности, объективности, единообразия 

1)Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности. 

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.). 

2)Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо гра­ждан или групп, а в интересах всего общества.  

3)Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах. 

4)Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены. 

5) Оперативность (быстрота) правоприменения — условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты законных интересов субъектов. Противоположное качество — волокита в разрешении дел — это, безусловно, антиценность. Чтобы избежать волокиты в разрешении дел, закон зачастую устанавливает сроки рассмотрения, расследования дел, обжалования, опротестования и т. д. 

6) Объективность правоприменения в данном контексте понимается как беспристрастность правоприменителя. Решение будет объективным, если оно вынесено на основе критериев, не зависящих от субъекта применения, будет объективно вытекать из норм права и фактов, беспристрастно установленных в ходе правоприменения. Если на решение оказывает влияние пристрастность, заинтересованность правоприменителя, то об объективности говорить не приходится. Объективности способствует строгое соблюдение порядка, процедуры рассмотрения дел, установленных законом. 

7) Единообразие правоприменения состоит в том, что по однотипным делам выносятся однотипные решения. Решения будут однотипны тогда, когда для решения определенного вида дел берутся одни и те же нормы и при выборе решения руководствуются одними и теми же критериями. 

4) Стадии правоприменения

     -Установление  фактических обстоятельств дела;

      - Установление  юридической основы дела;

      - Вынесение  решения по делу. 

  1. Установление фактических обстоятельств дела -  жизненных фактов,

явлений действительности, образующих фактическую  основу  применения  права.

Это подготовительная стадия правоприменения.

 Среди фактических  обстоятельств должны быть  выделены  значимые  факты

самого случая, события, к которому  применяются  юридические  нормы.  «Факты являются  юридически  значимыми,  если  норма   права   связывает   с   ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и  размеры санкций.». В юридической науке и практике они нередко называются  главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию). Это,  например,  факт  убийства, совершенного гражданином.

      Применение  закона  должно   основываться   на   полной   достоверной,

надлежащим  образом  юридически   закрепленной   и   оцененной   информации, раскрывающей обстоятельства дела  и  реконструирующей  событие,  к  которому применяется закон.

 Установление  фактических обстоятельств дела  осуществляется  с  помощью

доказательств.   Доказательства   -   данные   (сведения)   о    фактических

обстоятельствах.  Доказательствами  являются  именно  сведения   о   фактах,

информация о них, а не логические аргументы, доводы в  споре. Причем  понятие доказательства охватывает и сами факты,  т.е.  доказательственные  факты,  и  источники  сведений  о  доказательственных   фактах   -   документы,   акты, свидетельские показания.

Установление   фактических   обстоятельств   дела   происходит   путем

доказывания.

  Это уже   логическая  деятельность  по  установлению  и  предоставлению

доказательств, участию  в их исследовании и оценке  в  результате  логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или  иной  фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств,  необходимая  в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

Эта стадия правоприменения  имеет большое значение именно в  силу  того,

что она является предварительной стадией.   

    2. Установление юридической  основы дела.

      Деятельность  правоприменительных органов по  установлению  юридической

основы дела предполагает:

          а) выбор нормы, подлежащей  применению;

          б)  проверку  правильности  текста  акта,  в  котором   содержится

    выбранная  норма;

          в) проверку подлинности самой  нормы  и  ее  действия  во  времени,

    пространстве и кругу лиц;

          г) уяснения смысла и содержания  нормы.

  Выбор правовой  нормы для решения дела осуществляется  после  того  как

установлен юридический  характер рассматриваемых обстоятельств.  Затем необходимо произвести  «критику»  правовой  нормы  -  тщательно,

всесторонне, с  разумной  придирчивостью  проверить  возможность  применения юридических  норм  к  данному  случаю.

На  протяжении  всей  стадии  происходит   правовая   квалификация   –

юридическая оценка всей совокупности фактических  обстоятельств  дела  путем отнесения данного  случая к определенной юридической  норме. Суть  ее  состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма  права  на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

 На  первых  стадиях  применения  закона   происходит   предварительная

правовая   квалификация,   в   результате    которой    определяется    круг

обстоятельств,  в  отношении  которых   осуществляется   применение   закона (предмет   доказывания).   Окончательная   правовая   квалификация    фактов осуществляется при решении  юридического дела, когда

Информация о работе Реализация права