Реализация права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:37, реферат

Краткое описание

Реализация права— процесс реального воздействия права на общественные отношения; способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Семинарское занятие.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

формулируется  итоговый вывод о юридических нормах, под  которые подпадает данный  случай  и  которые положены в основу решения.

На  последнем  этапе  данной  стадии   правоприменительного   процесса

необходимо  уяснить  смысл  и  содержание  нормы,   или   иначе   произвести толкование  нормы  права.  Этой  деятельностью  занимаются   все   участники  правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный  характер,а применяются к конкретным случаям.

3. Вынесение решения  по делу. 

      Решение  юридического дела -  это  завершающая   фаза,  итог  применения

права. С формально-логической стороны оно представляет собой  умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При  этом  суд,  иной правоприменительный  орган   в   силу   властно-государственных   правомочий распространяет  общие  правила,  содержащиеся  в законе,  на   своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к  данным обстоятельствам и говорит на основе всего  этого  своего  "властное  слово".Результат  решения  юридического  дела  -   индивидуальное   государственно- властное веление, предписание, облекаемое в документальную  форму,  в  форму акта-документа  -  приговора,  решения,  определения,  заключения   и   т.д. 

5)Акты правоприменения:  понятие, особенности, виды

Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления” . Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности” . Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства. 

Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных  органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают следующими характерными, отличительными особенностями: 

1. Акт применения  права — это решение по конкретному  юридическому делу компетентного  государственного органа.

2. Акт применения  права содержит государственно-властное  веление, обязательное для соблюдения  и исполнения всеми, кому оно  адресовано, и обеспечиваемое силами  государства.

3. Акт применения  права имеет определенную, установленную  законом форму.

4. Акт применения  права нацелен на индивидуальное  регулирование общественных отношений, т. е. он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение. 

Виды  правоприменительных  актов.

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По  отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По  субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По  юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По  последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По  форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность

По  названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что  среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так  и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к  тем или другим.

Так что деление  правовых актов на нормативные и  ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении  юридической природы того или  иного правового документа. Тем  не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе. 

6) Пробелы в праве:  понятие, способы их преодоления  и устранения 

Пробел  в праве - это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Пробелы могут быть различными. Прежде всего выделяют пробелы во время появления: первичные (первоначальные), возникшие в момент издания нормативно-правовых актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов, и последующие (вторичные), появившиеся после издания правовых актов, в процессе развития общественных отношений. 

Способы устранения пробелов в праве.  

Для того чтобы установить наличие пробела, исследуются содержание действующей системы права, материальные общественные отношения, классово-волевые отношения, правотворческая деятельность государственных, а иногда и общественных органов, правоприменительная практика, правосознание. 

Основным способом восполнения пробела в праве  является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, самое правильное - найти норму, которая регулирует наиболее близкое родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с её предписаниями. Решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, т.е. применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой, называется аналогией закона. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. Так, если в вещи, полученной как выигрыш в лотерее, обнаружены недостатки, то порядок их устранения определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения недостатков вещи, которая куплена в магазине (договор купли-продажи). 

Если же при наличии  пробела аналогичной нормы не обнаружено, то применяется аналогия права. Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. При этом следует помнить, что в правовой системе аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

 Применение права  по аналогии в современных  государствах ограничено. Прежде  всего, это относится к разрешению  уголовных дел. В сфере правового  регулирования, касающегося правоохранительной  деятельности, то или иное запрещённое  деяние должно быть чётко, полно  и недвусмысленно отражено в  нормативном акте. Здесь главенствует  основополагающий принцип, известный  ещё со времён римского права:  нет преступления, проступка -нет наказания и взыскания. Отсутствие применения аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности - гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к ответственности без законных на то оснований.

 Важно, чтобы  возможность и необходимость  применения как аналогии закона, так и аналогии права специально предусматривались в законе.

 Применение аналогии - это не восполнение пробела  в праве, так как в результате  такого применения пробел не  ликвидируется. Восполнение пробела  в праве относится к прерогативе  правотворческих, а не правоприменительных  органов.

 В связи с  постоянным совершенствованием  и развитием законода¬тельства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается. 

7)Юридические коллизии  и способы их устранения

Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. 

Причины юридических  коллизий носят, как правило, объективный  характер. Наиболее яркой из всех этих причин является скачкообразное развитие общественных отношений, что приводит к «старению права». Однако истоки юридических коллизий могут иметь  и субъективный характер. Иными словами, правильность правовых норм зависит  от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти. 

Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических  коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы: 

1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми  актами или отдельными правовыми  нормами.

2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества.  К такого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов.

3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения.

4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и  статусах государственных органов,  должностных лиц, других властных  структур и образований. 

При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами: 

• закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится;

• в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который  обладает более высокой юридической  силой;

• при расхождении  общего и специального нормативных  актов одного правового уровня (это  так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт;

• при расхождении  общего и специального нормативных  актов различных правовых уровней (это так называемые юридические  коллизии по вертикали), применяется  общий нормативно-правовой акт. 

В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий: 

1) толкование (см. выше),

2) принятие нового  нормативно-правового акта, устраняющего  юридические коллизии,

3) отмена старого нормативно-правового акта,

4) внесение изменений,  уточнений и дополнений в действующий  нормативно-правовой акт,

5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение,

6) систематизация  законодательства, гармонизация юридических  норм,

7) переговорный процесс,  создание согласительных государственных комиссий,

8) конституционное  правосудие, т. е. разрешение юридических  коллизий Конституционным Судом  Российской Федерации. 

Информация о работе Реализация права