Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:19, статья
В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
ЗАКОН
И ПРАВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1. Права
детей-инвалидов и членов их
семей
Сущность
государственной политики Российской
Федерации в отношении
В соответствии
с Законом СССР, принятым Верховным
Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об
основных началах социальной защищенности
инвалидов в СССР", инвалидом является
лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности,
вследствие наличия физических или умственных
недостатков нуждается в социальной помощи
и защите.
Ограничение
жизнедеятельности лица выражается
в полной или частичной утрате способности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль за своим
поведением, а также заниматься трудовой
деятельностью.
Государство,
обеспечивая социальную защищенность
инвалидов, призвано создавать им необходимые
условия для индивидуального развития,
реализации творческих и производственных
возможностей и способностей путем учета
потребностей инвалидов соответствующих
государственных программах, предоставления
социальной помощи в предусмотренных
законодательством видах в целях устранения
препятствий в реализации инвалидами
прав на охрану здоровья, труд, образование
и профессиональную подготовку, жилищных
и иных социально-экономических прав.
Государство
устанавливает инвалидам
К наиболее
актуальным задачам социальной политики
в отношении инвалидов является
обеспечение им равных со всеми другими
гражданами Российской Федерации возможностей
в реализации прав и свобод, устранение
ограничений в их жизнедеятельности, создание
благоприятных условий, позволяющих инвалидам
вести полноценный образ жизни, активно
участвовать в экономической, социальной
и политической жизни общества, а также
выполнять свои гражданские обязанности.
Механизм реализации государственной политики
в отношении
инвалидов
Государственные
структуры, неправительственные
Эффективным
механизмом реализации государственной
политики в решении проблем инвалидов
в Российской Федерации стали целевые
федеральные и региональные программы,
объединяющие усилия различных ведомств.
В 1994 г. начато финансирование программы
"Разработка и производство технических
средств реабилитации для обеспечения
инвалидов". Разработана также федеральная
программа "Социальная поддержка инвалидов".
В рамках Федеральной комплексной программы
"Дети России", распространяющейся
на все детское население Российской Федерации
предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды".
Реализация
федеральных программ должна создать
условия, отвечающие требованиям и
нормам цивилизованного государства,
при которых инвалид, как и
любой гражданин, имеет возможность
на равных условиях получить образование,
трудиться, материально обеспечивать
себя и иметь доступ ко всем объектам социальной,
производственной и хозяйственной инфраструктуры.
В этих условиях
основной задачей социальной работы
с инвалидами является деятельность
по объединению усилий, как государственных
органов, так и общественных и частных
инициатив, групп самопомощи для наиболее
полного удовлетворения потребности данной
категории населения и самореализации
лиц с ограниченными возможностями.
Развертыванию
социальной работы с инвалидами по
их интеграции, общество должно способствовать
созданию сети реабилитационных центров
для лиц с ограниченными возможностями,
где осуществлялась бы профориентация;
проводились бы профобучение, консультирование
по психологическим правовым и организационным
проблемам; предлагалась бы конкретная
помощь по обеспечению и в трудоустройстве.
Нормативно-правовая
база работы с инвалидами Российской
Федерации
В Российской
Федерации права инвалидов
В зависимости
от степени нарушений здоровья человека,
со стойким расстройством функций организма,
приводящие к полной или значительной
потере профессиональной трудоспособности
или существенным затруднениям в жизни,
выделяются три группы инвалидности. При
наступлении инвалидности, в зависимости
от установленной группы, причины, а при
необходимости и времени наступления
назначаются пенсии, устанавливаются
льготы, предоставляются другие виды социального
обеспечения и обслуживания.
Первая
группа инвалидности устанавливается
для лиц с полной постоянной или
длительной потерей трудоспособности,
нуждающихся в постоянном уходе (помощи
или надзоре), в том числе и тем, которые
могут быть приспособлены к отдельным
видам трудовой деятельности в особо организованных
индивидуальных условиях (специальные
цехи, работа на дому и др.).
Вторая
группа инвалидности дается при полной
или длительной потере трудоспособности
лицам, не нуждающимся в постоянной
посторонней помощи, уходе или
надзоре, а также в тех случаях,
когда все виды труда на длительный
период противопоказаны из-за возможного
ухудшения течения заболевания (например,
при тяжелых хронических заболеваниях,
комбинированных значительных дефектах
верхних и нижних конечностей и других
повреждениях, значительной потере зрения).
Третья
группа инвалидности устанавливается
при необходимости перевода лиц по
состоянию здоровья на менее квалифицированную
работу вследствие невозможности продолжать
работу по своей прежней профессии (специальности);
при необходимости по состоянию здоровья
значительных изменений в условиях работы
по своей профессии, приводящих к сокращению
объема производственной деятельности:
при значительном ограничении возможности
трудового устройства лиц малой квалификации
или ранее не работавших; при анатомических
дефектах или деформациях, значительно
затрудняющих выполнение профессионального
труда.
Поскольку
в результате лечения, а также
под влиянием благоприятных социальных
факторов степень утраты трудоспособности
может меняться, установлены сроки
переосвидетельствования
Условия,
определяющие право на получение
пенсии по инвалидности, регулируются
Федеральным законом "О государственных
пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г., а
также актами соответствующих органов
государственной власти и в том числе
общественных организаций и предприятиями
(доплаты к пенсиям и т.д.).
Социальное
обслуживание инвалидов регулируется
Федеральным законом "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов", принятым Государственной
Думой 17.07.1995 г. Преамбула закона констатирует,
что социальное обслуживание является
одним из направлений деятельности социальной
защите населения, устанавливает экономические,
социальные и правовые гарантии для граждан
пожилого возраста, инвалидов, исходя
из необходимости утверждения принципов
человеколюбия и милосердия.
Социальное
обслуживание представляет собой деятельность
по удовлетворению потребностей инвалидов
в социальных услугах.
Социальное
обслуживание включает в себя совокупность
социальных услуг: уход; организация питания;
содействие в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и натуральных
видов помощи; профессиональную подготовку,
трудоустройство, организацию досуга;
содействие в организации ритуальных
услуг и другие, которые предоставляются
инвалидам на дому или в учреждениях социального
обслуживания независимо от форм их собственности.
Участие
государства, в частности, через
реализацию таких программ, как Федеральная
программа "Дети России", всегда будет
ограничено ресурсами. Усугубляется социально-экономическая
ситуация бюджетным дефицитом, внутренним
долгом государства, продолжающимся спадом
производства и инфляцией.
В этих условиях
особую актуальность приобретает объединение
усилий правительственных органов,
предпринимательских структур и неправительственных
организаций, в формировании и реализации
социальных программ и социальной политики.
Сравнительное
изучение законодательства различных
стран и международного права
позволяет выделить следующие принципы
социальной политики:
Принцип
социального партнерства, предполагает
союз и совместную деятельность правительственных
кругов и политических партий, объединение
работодателей и лиц наемного труда (профессиональные
союзы, различных неправительственных
организаций в решении самого широкого
спектра проблем в области социальной
политики);
Принцип
социальной солидарности, реализуемый
через налогообложение и
Принцип
участия, осуществляемый путем привлечения
лиц с ограниченными
Реализация
этого принципа на практике позволит,
в частности, не допустить принятие
законопроектов, противоречащих интересам
определенных слоев населения, в
поддержку которых эти законы
и предназначались.
Выступая
перед участниками международного семинара,
посвященного участию правительства,
бизнеса и неправительственных организаций
в формировании социальной политики, эксперт
Международной ассоциации инвалидных
организаций "Мобилити Интернэшнл"
Хенк Виллемсен. обратил внимание, что
принятие каких-либо законов или государственных
решений по инвалидам в Нидерландах возможно
лишь при согласовании и поддержке со
стороны общественных объединений, представляющих
их интересы.
Принцип
социальной компенсации призван
обеспечить правовую и социальную защищенность
лиц с ограниченными возможностями для
восполнения этой ограниченности, что,
в свою очередь, предполагает создание
доступной среды жизнедеятельности, предоставление
определенных льгот и соответствующего
социального обслуживания;
Принцип
гарантий предусматривает предоставление
лицам с ограниченными
Принцип
приоритета предусматривает оказание
предпочтения общественным инициативам
по сравнению с соответствующей
деятельностью государственных органов
и учреждений при финансировании мероприятий
в области социальной политики.
Таким образом,
речь идет об одном из самых фундаментальных
принципов социальной политики, в
первую очередь, в европейской социальной
практике – принципа субсидарности,
предполагающего законодательное регулирование
взаимодействия государственных и негосударственных
структур в социальной сфере в поддержку
последних. Широко применяемый в практике
индустриально развитых стран с социально
ориентированной рыночной экономикой
западноевропейского социального пространства
этот законодательно закрепленный принцип
вменяет в обязательство государству
осуществлять "поиск" так называемых
"свободных носителей" в общественном
секторе для привлечения их в реализацию
социальных программ и проектов. Только
тогда, когда такою рода предложения отсутствуют,
создаются государственные учреждения.
При наличии нескольких общественных
предложений и инициатив государственные
ведомства на основе конкурсного отбора
финансируют наиболее перспективные проекты.
Реализация принципа субсидарности позволяет
не только более эффективно использовать
существующие материальные ресурсы, но
и более гибко реагировать на все вновь
возникающие социальные запросы, привлекать
к решению социальных проблем самих граждан
в их собственных интересах и в интересах
развития гражданского общества.