Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью же данной работы является изучение, анализ и выявление проблем таких форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей таких как приемная семья и детский дом семейного типа.
В интересах достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1.наиболее точно дать определение приемной семье и детскому дому семейного типа;
2.определить права и обязанности родителей-воспитателей;
3.подробно рассмотреть заключение договора;
4.выявить наиболее проблемные моменты нормативно-правового регулирования приёмной семьи и детского дома семейного типа.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..4
Глава 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА В
СИСТЕМЕ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ…………………………………………………6 1.1.Понятия приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………..6
1.2.Порядок формирования приёмной семьи и организация детского дома семейного типа …………………………...…………………………………….…....8
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…..11
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………………………………………………………………………..11
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…………….13
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………………..19
Глава 3.ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА.................................................................................................21
3.1.Прекращение отношений в приёмной семье и в детском доме семейного типа………………………………………………………………………………..…21
3.2.Ответственность приёмных родителей и воспитателей детского дома семейного типа……………………………………………………………………...22
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…24
4.1 Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье ……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа по семейному праву
ТЕМА: «Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения»
Исполнитель:
Студентка III курса ИГУиП ГУУ
гражданско-правовой специализации
А.А.КАшпитарь
Научный руководитель:
К.ю.н.,доцент И.В. Матвеев
:
Москва-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
Глава 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА В
СИСТЕМЕ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ…………………………………………………6 1.1.Понятия приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………..6
1.2.Порядок формирования приёмной семьи
и организация детского дома семейного
типа …………………………...…………………………………….….
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…..11
2.1. Участники отношений приёмной семьи
и детского дома семейного типа……………………………………………………………………
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей
в приёмной семье и детском доме семейного
типа………………………………………………….…………….
2.3.Правовое положение детей в приёмной
семье и детском доме семейного типа……………………………………………………………………
Глава 3.ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ
СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО
ТИПА..........................
3.1.Прекращение отношений
в приёмной семье и в детском доме семейного
типа……………………………………………………………………
3.2.Ответственность приёмных родителей и
воспитателей детского дома семейного
типа……………………………………………………………………
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…24
4.1 Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье ……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33
ВВЕДЕНИЕ
«Семья начинается с детей» - считал русский писатель и философ Герцен Александр Иванович, но, к сожалению, в нашей стране не все семейные пары могут позволить себе иметь ребёнка, более того, не все желают этого и не все способствуют устройству детей, оставшихся без родительского попечения.
Сёрьёзные проблемы и нестабильность экономической и политической ситуации в Российской Федерации также не могли не повлиять на институт российской семьи. В настоящее время по статистическим данным число разводов в России значительно превышает число заключающихся браков, многие семьи находятся за чертой бедности. Разумеется, в такой ситуации, прежде всего, страдают дети.
К сожалению, настоящее время на учете в федеральном банке данных о детях состоят сведения почти 130 тыс. детей, которые находятся без родительского попечения и которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.1
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Основными формами устройства детей, оставшихся без родительского попечения, согласно Семейному Кодексу РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, например, такие как детские дома, дома-интернаты, приемные семьи и детские дома семейного типа.
Однако, сложившийся институт домов-интернатов и детских домов, а также всевозможных приютов, носящих временный характер показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье, не получают абсолютно никакого образования и подготовки к взрослой жизни.
Нередко дома-интернаты выпускают подростков не адаптированных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице.
Возможно, некоторые из существующих проблем и призвана решить приемная семья и детский дом семейного типа.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в проблеме защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью же данной работы является изучение, анализ и выявление проблем таких форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей таких как приемная семья и детский дом семейного типа.
В интересах
достижения данной цели
1.наиболее точно дать определение приемной семье и детскому дому семейного типа;
2.определить права
и обязанности родителей-
3.подробно рассмотреть заключение договора;
4.выявить наиболее проблемные моменты нормативно-правового регулирования приёмной семьи и детского дома семейного типа.
Глава 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………5
1.1. Понятия приёмной семьи и детского дома семейного типа
Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей.
Таким образом, приемная семья является такой формой, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.2
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.3
Также существует ещё одно определение приёмной семьи. Приёмная семья- это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).4
Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание точно также как и детский дом семейного типа. В некоторой степени детский дом семейного типа можно отнести и к самой приемной семье, так как он также является новой формой воспитания осиротевших детей, в которой ребенок может находиться только определенное время.
Точного определения детского дома семейного типа нет, но мы можем сказать, что это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учётом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей.5
Супруги в данном случае играют не только роль родителей, но и роль воспитателей, которые в свою очередь специально обучены и цель деятельности которых является социализация детей. В качестве субъектов этой деятельности может выступать целый коллектив: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физическому воспитанию, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив в целом.
1.2.Порядок формирования приёмной семьи и организация детского дома семейного типа.
Приёмная семья образуется на основании возмездного договора о приемной семье. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.6
В соответствии со статьей
153.1 Семейного кодекса РФ договор
о приемной семье должен
Размер вознаграждения, причитающегося
приемным родителям, размер
Абсолютно
иными являются правила
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей.
Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:
a). заверенные в установленном порядке копии документа об образовании
и свидетельства о браке;
б) медицинское заключение лечебно-профилактического
учреждения о состоянии здоровья, оформленное
в порядке, установленном Министерством
здравоохранения Российской Федерации;
в) выписка из трудовой книжки;
г) паспорт, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
заменяющий его документ.7
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа
В приёмной семье участниками являются непосредственно дети (ребёнок),а также приемные родители, которые могут быть как супругами, так и отдельными гражданами обоего пола, способными воспитывать детей и создавать им условия для всестороннего развития.
Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями.
Приемными родителями (родителем) как сказано выше могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 8