Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью же данной работы является изучение, анализ и выявление проблем таких форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей таких как приемная семья и детский дом семейного типа.
В интересах достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1.наиболее точно дать определение приемной семье и детскому дому семейного типа;
2.определить права и обязанности родителей-воспитателей;
3.подробно рассмотреть заключение договора;
4.выявить наиболее проблемные моменты нормативно-правового регулирования приёмной семьи и детского дома семейного типа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..4
Глава 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА В
СИСТЕМЕ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ…………………………………………………6 1.1.Понятия приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………..6
1.2.Порядок формирования приёмной семьи и организация детского дома семейного типа …………………………...…………………………………….…....8
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…..11
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………………………………………………………………………..11
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…………….13
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………………..19
Глава 3.ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА.................................................................................................21
3.1.Прекращение отношений в приёмной семье и в детском доме семейного типа………………………………………………………………………………..…21
3.2.Ответственность приёмных родителей и воспитателей детского дома семейного типа……………………………………………………………………...22
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…24
4.1 Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье ……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_semeynomu_pravu.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;9

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Заключение органа опеки  и попечительства о возможности  обратившихся лиц быть приемными  родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.10

С принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя, закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка.11

Также, заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. 12

В отличие от приёмной семье детский дом семейного типа – это учреждение подобное семье, где участниками являются, прежде всего, дети, а так же родители-воспитатели, в том числе могут участвовать: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физическому воспитанию, администрация детского дома.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

- находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

- имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

- лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

-признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

-являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.13

 

2.2 Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа.

Наделение приемных родителей и воспитателей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности.

Органы опеки  и попечительства обязаны оказывать  приемной семье и детскому дому семейного типа необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями и воспитателями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.14

При приеме в  семью ребенка на попечение родители, создающие приемную семью, имеют  право (по направлению органов опеки  и попечительства) на подбор детей  из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений.

Они вправе знакомиться  с личным делом ребенка и с  состоянием его здоровья с тем, чтобы  выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке.

Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и  нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством.

Так согласно Семейного  кодекса приемные родители имеют  право на ежемесячную оплату труда, который является одним из условий  договора о передаче ребенка в  приемную семью, размер которой в  соответствии устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей.

Приемные родители обязаны:

1. Воспитывать  приемного ребенка на основе  взаимоуважения, организуя общий  быт, досуг, взаимопомощь.

2. Создавать  необходимые условия для получения  ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

3. Осуществлять  защиту прав и интересов ребенка.

4. Обеспечивать  уход за ребенком и лечение,  систематический показ врачам-специалистам  в соответствии с медицинскими  рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

5. Обеспечивать  посещение приемным ребенком  общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью,  поддерживать связь с учителями  и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения  ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

6. Извещать орган  опеки и попечительства о возникновении  в приемной семье неблагоприятных  условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

Также, приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ.15

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка и защищают  его права и интересы (в то числе в суде) без специальных на то полномочий, а также:

- совершают от его имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки;

- дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей;

-имеют право помещать ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях;

-распоряжаются имуществом приемного ребенка, к имущественным правам приемных родителей следует отнести и право на получение пособий, за счет которых осуществляется содержание приемного ребенка. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью одному из приемных родителей выплачивается единовременное пособие. 16В случае передачи в приемную семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Кроме того, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и др. Размер и порядок выплаты этих средств определяются законами субъектов Федерации. При необходимости приемные родители как законные представители приемного ребенка вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании;17

- не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключение случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка;

- приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.18

          

      Абсолютно идентичными правами и обязанностями обладают сотрудники в детском доме семейного типа, однако большая роль отводится воспитателю – главе семьи. Именно на нем лежит ответственность за семейную атмосферу семьи в детском доме. Совместные действия воспитателя и воспитанника происходят на взаимодоверии, так как, опираясь только на них, создаются нормальные взаимоотношения с детьми.

 

Таким образом, воспитатели детского дома имеют следующие обязанности:

 

-наблюдение и контролирование за детьми;

-обучение санитарно – гигиеническим навыкам;

-проверка домашних заданий;

-включение ребенка в общие дела;

-проведение различных мероприятий;

-выполнение определенных правил и традиций в семье;

-воспитательные беседы;

-развивать интерес к деятельности;

-разработка правильного режима, предусматривающего достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон;

- воспитатели детского дома семейного типа обязаны вести отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.19

 

Правами родителей-воспитателей являются:

-совершение сделок от имени  малолетнего ребёнка;

-распоряжение имуществом ребёнка;

-создание условия ребёнку для общения с близкими родственниками;

-обращение в суды за защитой интересов ребёнка;

- воспитатели детского дома семейного типа имеют право на оплату труда на предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-имеют право на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Таким образом, можно  заключить, что права и обязанности  приемного родителя и воспитателя в области воспитания и образования несовершеннолетнего аналогичны тем, которые осуществляют другие законные представители, в частности, родители в отношении собственных детей. Разница состоит лишь в том, что если родители разрешают все вопросы, возникающие при воспитании своих детей, исключительно самостоятельно (никто не имеет права вторгаться в эту область взаимоотношений родителей и детей, кроме случаев, когда родители своими действиями или бездействием наносят вред ребенку), то приемные родители в силу того, что они уполномочены государством на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны прислушиваться к рекомендациям органа опеки и попечительства. Данное утверждение справедливо и для опеки (попечительства). В связи с этим возникает вопрос: а обязательны ли подобные рекомендации для исполнения родителями-воспитателями? Нам представляется, что такие рекомендации не могут иметь решающего значения, а, соответственно, их неисполнение не может служить основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Орган опеки и попечительства, не зная индивидуальных особенностей личности, характера приемного ребенка, может дать лишь совет общего характера. Только родитель-воспитатель, ежедневно общаясь с ребенком, может найти особый подход к нему, выбрать оптимальный способ воспитания и общения, не соответствующий рекомендациям органа опеки и попечительства.

Нельзя забывать, что  все вопросы, касающиеся воспитания и образования, должны разрешаться  с непосредственным участием самого воспитанника, но учет его мнения в данном случае желателен, но не обязателен для приемных родителей. 20В связи с этим можно предположить, что между родителем-воспитателем и приемным ребенком могут возникнуть разногласия, например, по поводу выбора образовательного учреждения, формы обучения и т.д. В этом случае представляется возможным применение п. 2 ст. 56 СК РФ, согласно которому ребенок, не достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Далее отметим, что на практике с трудом можно представить, что восьми- или десятилетний ребенок может знать, какие органы способны помочь ему и где они находятся. Дети по таким вопросам могут контактировать с учителями, воспитателями детских учреждений и т.п.  А уже этим лицам вменяется в обязанность довести до сведения органа опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов со стороны приемных родителей и других законных представителей .21

 

2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа.

Права детей, переданных на воспитание в приемную семью и детский дом семейного типа, аналогичны правам детей, находящихся под опекой и попечительством, а именно приемные дети имеют право на: 
- воспитание в приемной семье и в детском доме семейного типа;

- заботу со стороны приемных родителей и воспитателей;

- совместное с ними проживание и на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.22

-обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; 
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; 
-  сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА..........................................................

Информация о работе Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения