Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью же данной работы является изучение, анализ и выявление проблем таких форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей таких как приемная семья и детский дом семейного типа.
В интересах достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1.наиболее точно дать определение приемной семье и детскому дому семейного типа;
2.определить права и обязанности родителей-воспитателей;
3.подробно рассмотреть заключение договора;
4.выявить наиболее проблемные моменты нормативно-правового регулирования приёмной семьи и детского дома семейного типа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..4
Глава 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА В
СИСТЕМЕ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ…………………………………………………6 1.1.Понятия приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………..6
1.2.Порядок формирования приёмной семьи и организация детского дома семейного типа …………………………...…………………………………….…....8
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…..11
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа…………………………………………………………………………………..11
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…………….13
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………………..19
Глава 3.ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА.................................................................................................21
3.1.Прекращение отношений в приёмной семье и в детском доме семейного типа………………………………………………………………………………..…21
3.2.Ответственность приёмных родителей и воспитателей детского дома семейного типа……………………………………………………………………...22
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…24
4.1 Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье ……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_semeynomu_pravu.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

3.1.Прекращение отношений  в  приёмной семьи и в детском доме семейного типа.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.23

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин:

-болезнь;

  -изменение семейного или имущественного положения;

  - отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми;

  - наличие конфликтных отношений между детьми и другие.

Орган опеки  и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

В отличии от приемной семьи детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

3.2.Ответственность приёмных родителей  и воспитателей детского дома семейного типа

Прежде всего, нам следует установить, что же следует понимать под ответственностью вообще и под семейно-правовой ответственностью в частности.

Ответственность — одна из основных юридических  категорий, широко используемая в правоприменительной деятельности. Однако сам термин «ответственность» многозначен и употребляется в различных аспектах. В самом общем виде ответственность определяется как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках».

Если мы обратимся  к семейному праву, то обнаружим, что приемные родители отвечают не перед контрагентом по договору о  передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью — органом  опеки и попечительства24 , а перед обществом за ненадлежащее воспитание приемного ребенка. Такая конструкция ответственности аналогична ответственности родителей в виде лишения родительских прав 25и отобрания ребенка26. Полагаем, можно считать семейно-правовой ответственностью ответственность приемных родителей перед обществом за ненадлежащее воспитание приемного ребёнка27.В данном случае, как и в случаях лишения родительских прав, отобрания ребенка, приемные родители несут ответственность перед обществом, и она выражена для них в лишениях личного характера — в устранении от воспитания ребенка.

Суть семейно-правовой договорной ответственности, как и  любого другого вида юридической  ответственности, в неблагоприятных  правовых последствиях, определенных лишениях, наступающих для стороны  семейно-правового договора. Семейно-правовой ответственностью по договору о приемной семье является возврат приемного ребенка органу опеки и попечительства. Содержание этой ответственности заключается в устранении приемных родителей от личного воспитания детей, что и есть неблагоприятные последствия, определенные лишения, наступающие для правонарушителя в семейных правоотношениях.

В отечественной  семейно-правовой науке юридическая  ответственность родителей характеризуется  как мера государственно-принудительного  характера, применяемая к родителям, виновно нарушившим свои обязанности по воспитанию детей, направленная на охрану прав и интересов детей, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении противоправного поведения.

Под семейно-правовой ответственностью понимают юридическую обязанность субъекта семейного правоотношения претерпевать неблагоприятные меры государственного принуждения, неблагоприятные правовые последствия, определенные лишения, установленные в виде санкций.

Так, семейно-правовую ответственность приемных родителей по договору о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью мы можем определить как договорную ответственность, предусмотренную семейным законодательством и договором о приемной семье, наступающую перед обществом, а не перед контрагентом по договору — органом опеки и попечительства, за семейное правонарушение — ненадлежащее воспитание приемного ребенка, выражающуюся в лишениях личного характера — устранении приемных родителей от воспитания ребенка.

 

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

4.1 Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье

Приемная семья предусмотрена  Семейным кодексом РФ как одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи.28

В полном соответствии с  нормами международного права в  ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов  российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства  РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается  создание детских домов семейного  типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Так, в соответствии с  п. 5 Правил организации детского дома: семейного типа (далее - Правила) решение  о создании детского дома: семейного  типа принимается на основании волеизъявления лица, желающего взять на воспитание детей. Но, исходя из приоритета семейного воспитания, при намерении взять на воспитание ребенка выбор должен быть сделан все-таки в пользу «семейных» форм воспитания, в частности приемной семьи.

Из этого следует, что предусмотренное в Правилах основание создания детского дома семейного типа изначально противоречит международному праву и российскому законодательству, допускающим создание «несемейной» формы воспитания детей вопреки принципу приоритетности «семейных» форм воспитания. Никаких дополнительных критериев, позволяющих решить, почему при желании взять детей на воспитание предпочтение должно быть отдано детскому дому семейного типа, нет. Из Постановления Правительства такой вывод сделать нельзя. То же можно сказать и об иных нормативных правовых актах. Между тем то обстоятельство, что детский дом устраивается по семейному типу, предполагает индивидуальный подбор детей. Это также сближает его с приемной семьей.

Путаница, существующая в нормативных правовых актах, делает такую форму устройства детей на воспитание, как детский дом семейного типа, нежизнеспособной. Если действовать в рамках закона, в полном соответствии с принципами семейного законодательства, то создание детского дома семейного типа вообще невозможно, так как оно не соответствует основным началам семейного законодательства. Строгое следование предписаниям, содержащимся в названных Правилах, приводит к нарушению принципа приоритета устройства осиротевшего ребенка в семью.

Следует также отметить, что смешение «семейных» и «несемейных» форм устройства детей на воспитание - приемной семьи и детских домов семейного типа - прослеживается в более позднем ведомственном акте. Так, в Письме Минобразования России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей - детских домов семейного типа» понятия «приемная семья» и «детский дом семейного типа» употребляются как тождественные.

Письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации  работы по передаче детей на воспитание в семью, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» рекомендовано субъектам РФ принимать акты по внедрению патронатного воспитания. При этом такое воспитание ставится в один ряд с приемной семьей и толкуется в данном контексте как одна из форм устройства детей на воспитание в семью.

Заключение договора о передаче ребенка в приемную семью предполагает удовлетворение публичных интересов посредством  действий частных лиц.

Государство перекладывает  с себя обязанность заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, на плечи частных лиц. Возмездность выполнения обязанностей приемных родителей по договору может быть отчасти объяснена именно этим. Оплата государством производится за выполнение функции государства по заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, и их воспитанию. Характер действий приемных родителей никак не согласуется с представлением об объектах гражданского права (ст. 128 ГК РФ), где услуга (действия или деятельность) имеет, прежде всего, экономическую форму товара. 29

Публичный характер отношений  по созданию приемной семьи, а также  возникновение обязательств в пользу третьих лиц - детей - требуют должного отражения этих особенностей в действующем  законодательстве. В частности, это  касается порядка заключения договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Следует законодательно установить категорию понуждения к  заключению такого договора со стороны  приемных родителей, если органы опеки и попечительства при отсутствии на то законных оснований уклоняются от его заключения. Необходимо также закрепить в законе правило о возможности рассмотрения в суде преддоговорных споров по заключению договора о передаче ребенка в приемную семью, если стороны не могут согласовать условия такой передачи, по аналогии с правилом ст. 446 ГК РФ. Суд, рассматривая этот преддоговорный спор, должен руководствоваться интересами ребенка (детей). Именно суд сможет наиболее объективно установить баланс необходимого и возможного для достойного содержания и воспитания детей.

Определяя природу договора о передаче ребенка на воспитание в семью, нельзя не обратить внимание на попытки отождествления действий, выполняемых приемными родителями, с выполнением трудовых обязанностей. Использование в актах Минобразования России термина «оплата труда» не позволяет распространять на отношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства правила трудового законодательства, так как правовая природа этих отношений различна. Однако в упомянутых ведомственных актах употребляется при этом термин «трудовые отношения». Такая, казалось бы, невнимательность и терпимость к смешению понятий в ведомственных актах служит формальным основанием для смешения на практике отношений, складывающихся при передаче на воспитание детей в семьи. Например, родители-воспитатели в патронатной семье оформляются как штатные работники воспитательного детского учреждения и получают за это заработную плату.

Если определить природу  отношений между органами опеки  и попечительства и приемными  родителями как трудовые, то следует признать верным распространение на них действия трудового законодательства, в частности правил об отпусках, режиме рабочего времени и т.п. представляется, что подобное «вторжение» в сферу трудового законодательства не соответствует целям создания и существования института приемной семьи.

Как в любой обычной  семье не существует отпусков и времени  отдыха от исполнения обязанностей родителей, так и для приемной семьи вряд ли это будет приемлемо. Принятие на себя обязанностей приемных родителей  не является безусловным основанием для отказа от выполнения своих прежних или новых обязанностей по трудовому договору по месту работы. Если считать, что действия приемных родителей являются трудовой функцией, то приемному родителю следует определиться, какое из этих двух занятий будет для него основным местом работы, а какая работа станет работой по совместительству. Например, если считать, что обязанности приемных родителей - это основное место работы, то получается, что работа по другому трудовому договору должна стать работой по совместительству со всеми вытекающими из этого последствиями. 30

Думается, что такой  подход можно рассматривать как  ограничение правоспособности приемного  родителя, что может стать дополнительным препятствием для создания приемной семьи. Нельзя не учитывать и тот факт, что наличие нескольких детей поставит приемных родителей или одного из них в такую ситуацию, когда они вынуждены будут отказаться от исполнения трудовых функций, что полностью согласуется с нормальной семейной жизнью, когда женщина-мать, имеющая нескольких детей, вынуждена не работать, чтобы надлежащим образом исполнять свои родительские обязанности. Выплата приемному родителю заработной платы за его труд по воспитанию приемных детей в некоторой степени компенсирует потери от прекращения им своей трудовой функции. Кроме того, исполнение своих прежних трудовых обязанностей не ставится в законодательстве в зависимость от принятия на воспитание детей в семью на других основаниях: усыновление (удочерение), опека и попечительство. Непрерывность исполнения родительских обязанностей не должно ставиться под сомнение.

Информация о работе Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения