Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:29, курсовая работа
Концепция местного самоуправления, разделяемая Российской Федерацией, предполагает решение вопросов местного значения не только муниципальными органами власти, но и населением. Это твёрдое представление, сложившееся в муниципальной теории ещё в XIX – XX в. нашло подтверждение в законодательстве, нормы которого гарантировали гражданам возможность непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организация выборов…………………………………………………….5
2. Назначение выборов……………………………………………………..6
3. Организация избирательных округов и избирательных участков……9
4. Образование и организация деятельности избирательных комиссий..11
5. Правовое регулирование муниципальных выборов…………………..12
6. Выдвижение кандидатов и их регистрация……………………………16
7. Организация голосования, подсчёт голосов и установление результатов выборов…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28
К организации участков предъявляются специальные требования. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
4. Образование и организация деятельности избирательных комиссий
Избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов.
Избирательная комиссия субъекта Федерации
— это организующая выборы избирательная
комиссия, т. е. комиссия, на которую
избирательным
Следующий уровень избиркомов —
основной. Он включает избирательные
комиссии муниципальных образований,
а также территориальные
Окружные избиркомы создаются в случаях, предусмотренных законом, в период выборов по одно - или многомандатным округам.
Участковые комиссии — самое массовое звено в цепи избиркомов. Они контролируют соблюдение на территории участка порядка проведения предвыборной агитации, уточняют список избирателей, что позволяет наделить их статусом комиссий, организующих выборы, пусть даже в предельно ограниченном пространстве.
5. Правовое регулирование муниципальных выборов
Положения Закона об основных гарантиях
избирательных прав кардинальным образом
изменяют представление о правовом
положении и порядке
Новое избирательное законодательство внесло коррективы в этот вопрос. Существующий одновременно механизм возложения на территориальные комиссии полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления позволяет им выступать также организаторами муниципальных выборов.
Новшеством является то, что комиссии
муниципальных образований
Окружным и участковым комиссиям по выборам органов местного самоуправления скорее подойдет характеристика коллегиальных органов, выступающих в форме самоорганизации граждан
Правовое положение избиркомов, организующих подготовку и проведение муниципальных выборов, характеризуется следующими особенностями:
1) срок полномочий избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления (комиссий субъектов Федерации, муниципальных образований и территориальных комиссий) равен четырем годам. Комиссии этой группы действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Окружные избирательные
Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия данной участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом;
2) составы избирательных комиссий в связи с новым законодательством о выборах формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, местного самоуправления, общественных объединений. В комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, каждого избирательного объединения или блока, общественного объединения.
Кроме указанных субъектов, правом
выдвижения претендентов в избирательные
комиссии обладают: представительные
органы местного самоуправления, избирательные
комиссии субъектов Федерации
Существенные перемены произошли в определении органов, назначающих составы избиркомов. Окружные, территориальные и участковые комиссии назначаются вышестоящими избирательными комиссиями, организующими подготовку и проведение выборов (прежде это право принадлежало местным представительным органам). Избирательные комиссии муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления. Наконец, комиссии субъектов Федерации формируются региональным законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта Федерации в равной пропорции.
Органы, ответственные за формирование комиссий, обязаны назначить не менее одной второй от общего числа их членов на основе предложений партий, избирательных объединений и блоков. Таким образом, доля партийного присутствия возросла с одной трети состава комиссий (по Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации 1997 г.) до одной второй (по Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 2002 г.»).
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии;
1. Принцип коллегиальности;
2. Принцип гласности;
3. Принцип обязательности
6. Выдвижение кандидатов и их регистрация
В Российской Федерации установлены минимальные ограничения для баллотирования в органы государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся: отсутствие гражданства; признание гражданина по решению суда недееспособным; содержание в местах лишения свободы по приговору суда (п. 2, 3 ст. 4 названного Закона). Ограничения касаются как активного, так и пассивного избирательного права.
Вместе с тем осуществление избирательных прав в условиях муниципальных выборов имеет особенности. Одна из них связана с предоставлением права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Но это правило распространяется не на всех иностранцев. Оно касается лишь тех лиц, с государствами которых Российской Федерацией заключены международные договоры. Другая особенность — ограничение в реализации пассивного избирательного права военнослужащими, проходящими службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений, если до призыва (учебы) они проживали за пределами муниципального образования, на территории которого проводятся выборы органов местного самоуправления. Эта категория граждан РФ не включается в списки избирателей и не учитывается при определении числа избирателей (п. 5 ст. 17 названного Закона).
Реализация пассивного избирательного права обременена дополнительными ограничениями, обусловленными установками федерального законодательства о выборах. К ограничениям подобного рода может быть отнесено:
1) установление минимального возраста, необходимого для избрания депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования (21 год). Указанный минимальный возрастной предел не может быть превышен законами субъектов Федерации. Напротив, допускается его снижение, что расценивается федеральным законодателем как дополнительное условие реализации гражданином своего права быть избранным. Что действительно невозможно, так это установление законами субъектов РФ максимального возраста кандидата;
Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления на должности глав муниципальных образований выдвигаются непосредственно и в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение осуществляется путем самовыдвижения избирательным объединением или блоком. Список кандидатов выдвигается только избирательным объединением (блоком). В настоящее время взят курс на то, чтобы основными субъектами инициативы выдвижения кандидатов стали избирательные объединения и блоки. Новое законодательство о выборах в данном отношении развивает нормы Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», которое просто-таки обязывает партии участвовать в выборах.
О выдвижении кандидата (списка кандидатов) в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, представляется письменное уведомление. Его форма определяется законом субъекта Федерации. Помимо уведомления в комиссию направляется письменное заявление кандидата о согласии баллотироваться. В заявлении в обязательном порядке должны быть отражены: сведения биографического характера (ф. и. о. кандидата, дата и место его рождения, образование,
основное место работы или службы, занимаемая должность); адрес места жительства; данные документа, удостоверяющего личность; сведения о судимостях кандидата; его гражданство. В случае выполнения кандидатом деятельности, несовместимой со статусом депутата или с замещением выборной должности, в заявлении должно содержаться обязательство прекратить такую деятельность.
Под избирательным объединением понимается политическая партия, ее региональное отделение, иное структурное подразделение партии. В соответствии с Законом «О политических партиях» последние получили право участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Фактически они выступают обладателями монопольного права по формированию государственной власти. Что касается местного самоуправления, то наряду с партиями в муниципальных выборах разрешено участвовать общественным объединениям, уставы которых предусматривают возможность осуществления выборной деятельности.
Избирательный блок — добровольный союз двух и более избирательных объединений (их максимальное количество должно составлять не более трех). Непременным участником блока выступает политическая партия, другими его субъектами могут быть общероссийские общественные объединения. Варианты консолидации различны: блок может состоять из одной или нескольких партий, являющихся избирательными объединениями, одного или нескольких общероссийских общественных объединений, выступающих в альянсе с политическими партиями. Законодательство о выборах отсекает некоторые общественные объединения от участия в избирательных блоках (п. 5 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Информация о работе Правовое регулирование выборов в муниципальных образованиях