Правовое регулирование государственных корпораций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) Рассмотрение вопросов, связанных с изучением понятия и особенностей правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации,
2) Изучение аспектов, связанных с историей развития института государственных корпораций.
3)Рассмотрение классификации государственных корпораций по российскому законодательству.
4) Выведение особенностей правового режима имущества государственной корпорации.
5) Определение основания и порядка создания и деятельности государственной корпорации.
6) Изучение специфики реорганизации и ликвидации государственных корпораций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности государственных корпораций…………………………………...……………….4
§ 1.1 Понятие и особенности правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации…………………………………4
§1.2 История развития законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций в РФ……………………………………………...8
§1.3 Классификация государственных корпораций по российскому законодательству………………………………………………………...………12
Глава 2. Правовая характеристика деятельности государственных корпораций по российскому законодательству………………………………..20
§2.1 Правовой режим имущества государственной корпорации…………..…20
§2.2 Основания и порядок создания и деятельности государственной корпорации……………………………………………………………………….24
§2.3Реорганизация и ликвидация государственных корпораций…….…...….29
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список литературы……...……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Итог.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Таким образом, создание государственной корпорации имеет ряд существенных отличий  от порядка создания  других организационно-правовых форм.

§3.3 Реорганизация и ликвидация государственных корпораций

Реорганизация государственной корпорации происходит только на основе федерального закона. В современной российской практике реорганизация государственной  корпорации происходила только один раз. В 2010 году со стороны Правительства  РФ поступила инициатива, по которой государственной корпорации «Роснано» путем преобразовани, необходимо было сменить организационно-правовую форму. Вследствие этого, был принят  Федеральный закон от 27.07.2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Он предусматривает основные положения реструктуризации «Роснано»:

  1. Была избрана такая форма реорганизации, как преобразование. Это связано с тем, что государство хочет сохранить направление деятельности организации и создать реально конкурирующее производство.
  2. Был введен порядок принятия решения о реорганизации. «В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона наблюдательный совет Корпорации представляет в Правительство Российской Федерации предложения о реорганизации Корпорации, содержащие: наименование открытого акционерного общества, сведения о месте его нахождения; размер уставного капитала открытого акционерного общества, условия и порядок его формирования, порядок размещения акций открытого акционерного общества, а также условия и порядок формирования его фондов; кандидатуры членов совета директоров, ревизионной комиссии открытого акционерного общества и на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества; наименование аудиторской организации открытого акционерного общества, сведения о месте ее нахождения; проект передаточного акта; проект устава открытого акционерного общества, проекты внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и органов контроля открытого акционерного общества14.» Однако, здесь важно отметить, что инициатива по принятию решения о реорганизации все же исходила от государства.
  3. Был прописан порядок перехода прав и обязанностей корпорации к открытому акционерному обществу и формирование уставного капитала. Согласно этому акционерное общество «Роснано» наделяется всеми правами и обязанностями, которые имелись у государственной корпорации «Роснано». Имущество ОАО «Роснано» формируется за счет имущества корпорации. Это важное отличие от способа формирования имущества государственной корпорации, которое осуществляется за счет взноса государства.
  4. Так же, законодатель установил права кредиторов при реорганизации государственной корпорации. Требования кредиторов Корпорации подлежат удовлетворению в соответствии с условиями и содержанием обязательств, на которых они основаны, при этом положения пункта 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются. Данная статья гласит, что кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Таким образом, лица, владевшие облигациями государственной корпорации «Роснано» не могут требовать их досрочного погашения, что в будущем может привести к снижению привлекательности облигаций государственных корпораций.
  5. Был определен порядок распределения акций. Сто процентов акций открытого акционерного общества поступает в собственность Российской Федерации.

И днем окончания реорганизации  государственной корпорации в отрытое  акционерное общество  можно назвать  день регистрации ОАО «Роснано» - 11 марта 2011г.

Ликвидация  государственной корпорации в российской практике пока не осуществлялась. Ликвидация, как и реорганизация, осуществляется только на основе федерального закона. При ликвидации корпорации ее имущество  поступает в федеральную собственность.

Таким образом  в заключении этой главы можно  отметить, что одной из главных проблем государственной корпорации является система имущественного комплекса и вопросы связанные с ним (сама сущность собственности корпорации, порядок использования этого имущества, контроль за целевым использованием, привилегии, создаваемые государством при осуществлении имущественного взноса и т.д.). Помимо данного вопроса, сложность вызывает порядок создания и ликвидации корпорации, которая осуществляется только по отдельному федеральному закону.

 

Заключение

В последнее  время российская экономика, со всеми  ее проблемами, стала оправляться  от шока 90-ых. Государство стало уделять  больше внимания наукоемким и социальным отраслям. Вследствие этого государство  в начале 2000-ых решило создать новую  организационно-правовую форму –государственную корпорацию, которая, по задумке, должна регламентировать важнейшие направления  развития страны. Но, как часто случается, создание «с нуля» новой формы  столкнулось с множеством проблем.

  1. Блок проблем, связанных с определением «государственная корпорация».  В нем перечислен перечень функций государственных корпораций. Он является неполным и в него входят социальные, управленческие и иные общественно полезные функции. Именно понятие общественно полезные функции вызывают наибольшие споры. Это вызывает необходимость постоянного введения все новых и новых трактовок, то есть при каждом создании государственной корпорации «общественно полезные функции» расширяются, следовательно, первоначальное определение может иметь под собой смысл, который не закладывался при процессе создания данного института. Решением данной проблемы может быть создание полного списка функции государственной корпорации. Хотя этот процесс будет трудоемким, но он позволит очертить все направления деятельности государственной корпорации.
  2. Слабая система контроля. Та практика, при которой государственная корпорация предоставляет учредительные документы и документы, отображающие финансово-хозяйственную деятельность корпорации только в Правительство РФ ведет к увеличении возможности нецелевого использования выделяемых средств. Решение этого вопроса беспокоит многих ученных. Одна группа специалистов считает, что необходимо отменить данные положения, то есть чтобы государственная корпорация осуществляла подачу документации на общих основаниях. Другие считают, что данное условие надо оставить, так как излишняя бюрократизация процесса не позволит решать поставленные задачи в краткосрочный период. Анализируя деятельность государственных компании, можно сделать вывод, что необходимо принять первую точку зрения, так как нецелевое расходование средств более опасно, чем более длительное выполнение планов.
  3. Проблема целевой обеспеченности деятельности государственной корпорации. Данный вопрос включает недостаточность конкретизации цели корпорации, описанной в законе о ее создании и отсутствие критерия успешности деятельности государственной корпорации. Решение данного вопроса может состоять в создании профессиональной комиссии, решение которого законодатель будет прописывать при создании государственной корпорации.
  4. Существование почти идентичных организационно-правовых форм: государственная корпорация, государственная компания, фонд (пример: «Сколково»). Проблема заключается в том, что столь широкий спектр форм ведет к затруднению использования любой из них. Это прежде всего связано с тем, что затрудняется определение целесообразности выбора той или иной формы. Плюс отсутствие федерального закона, унифицирующего деятельность организаций каждого типа  также не ведет упрощению выбора формы организации. Решение данной проблемы может происходить двумя путями: 1) Создание единой правовой формы на базе одной из вышеперечисленных форм.2) Создание специализированного закона, в котором будут определяться порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации корпорации/компании/фонда (закон о государственных корпорациях, закон о государственных компаниях и т.п.).
  5. Проблемы имущественного комплекса. При передаче имущественного взноса государство практически теряет контроль над ним, следовательно, необходимо создать такой механизм, при котором контроль за имуществом будет проходить до тех пор, пока не будет достигнута цель деятельности государственной корпорации.

В последнее  время идет обсуждение того, что  институт государственной корпорации не оправдывает себя. Вследствие этого  уже в 2010 году была реорганизована в  открытое акционерное общество государственная  корпорация «Роснано». Однако, у государственной  корпорации есть будущее. При устранении всех вышеперечисленных проблем  государственная корпорация может  подойти для решения межотраслевых  общеэкономических проблем, для  которых господдержка необходима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Нормативно-правовые документы

1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст.3301. 5 декабря.

2) Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145. 15 января.

3) Федеральный  закон от 8.07.1999 № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»// Собрание законодательства РФ. 1999. №28. Ст. 3477. 12 июля.

4) Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 4. Ст. 51. 26 января.

5) Федеральный  закон от 26.10.2002. «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. №43.Ст. 4190. 28 октября.

6) Федеральный  закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003. №52. Ст. 5029. 29 декабря.

7) Федеральный  закон от 28.07.2004 № 87-ФЗ «О признании  утратившими силу Федерального  закона «О реструктуризации кредитных  организаций» и отдельных положений  законодательных актов Российской  Федерации, а также о порядке  ликвидации государственной корпорации  «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3223. 31 июля.

8) Федеральный  закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» // Собрание законодательства РФ. 2007. №22. Ст. 2562. 25 мая.

9) Федеральный  закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства».//  «Собрание законодательства РФ». 2010. № 30. Ст. 3799. 23 июля.

10) Федеральный  закон от 19.07.2007. № 139-ФЗ «О Российской  корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 4422. Ст. 3753. 23 июля.

11) Федеральный  закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной  корпорации по строительству  олимпийских объектов и развитию  города Сочи как горноклиматического курорта»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5415. 5 ноября.

12) Федеральный  закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной  корпорации "Ростехнологии». // Собрание законодательства РФ. 2007. № 48 (2 ч.). Ст. 5814. 26 ноября.

13) Федеральный  закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной  корпорации по атомной энергии "Росатом». // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6078. 3 декабря.

14) Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ.2009. № 29. Ст. 3582. 20 июля.

15) Федеральный закон от 27.07.2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» //  Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4180. 2 августа.

16) Постановление Верховного Совета РСФСР от 11.09.1991. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 43. Ст. 1373. 25 ноября.

Статьи  в периодических изданиях

17) Амбарян М. Правовое  положение государственных корпораций // Безопасность бизнеса. 2010. № 1. Ст. 2.

18) Алехин Б. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие // Экономика России 21 век. 2009. № 20.

19) Башкирцев А. Госкорпоративное обострение // Без темы. 2009. №1.

20) Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008.  № 5. Ст. 112.

21) Бондарь Т. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности // Известия Томского политехнического университета. 2008. №6.

22) Денисов П. Организационно-правовые структуры управления государственными корпорациями // Административное и муниципальное право. 2010. №2. Ст. 43.

23) Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008.  № 8. Ст. 59.

24) Замрыга Д. Цели создания государственных корпораций // Вестник Омского университета.2009. №3. Ст. 62.

25) Казак А., Оганян М. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации // Экономические науки. 2009. № 5. Ст. 35.

26) Камакин А. Операция «Трест»// Итоги. – 2009. - № 35.

27) Козаева Г. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях/Закон и право. 2008. № 5. Ст. 32.

28) Кокорина О. Особенности государственных корпораций // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1. Ст. 123.

29) Кузьминов А. Гражданско-правовая ответственность государственных корпораций // Гражданское право. 2009. №3. Ст. 18.

30) Мозолин В. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. № 1.

31) Салфетников М. К вопросу об административно-правовом статусе государственных корпораций // Современное право. 2009. № 1. Ст. 47

32) Степанов. В.  Государственные корпорации как институт рыночной экономики  // Экономические науки. 2010. № 64.

33) Циммерман Ю. Государственная корпорация – специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. № 10. Ст. 8.

34) Шимбарева Е. Правовой статус государственной корпорации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. № 4. Ст.111.

35) Яковлев А., Симачев Ю., Данилов Ю.  Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. 2009. №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145. 15 января.

2 Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5415. 5 ноября.

3 Постановление Верховного Совета РСФСР от 11.09.1991. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 43. Ст. 1373. 25 ноября.

4 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003. №52. Ст. 5029. 29 декабря.

5  Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» // Собрание законодательства РФ. 2007. №22. Ст. 2562. 25 мая.

6 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».//  «Собрание законодательства РФ». – 2010. - № 30. – Ст. 3799.

7 Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 45. Ст. 5415. 5 ноября.

8Федеральный закон от 19.07.2007. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 4422. Ст. 3753. 23 июля.

9 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом». // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6078. 3 декабря.

10 Федеральный закон от 19.07.2007. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 4422. Ст. 3753. 23 июля.

Информация о работе Правовое регулирование государственных корпораций в РФ