Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа
Задачи:
1) Рассмотрение вопросов, связанных с изучением понятия и особенностей правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации,
2) Изучение аспектов, связанных с историей развития института государственных корпораций.
3)Рассмотрение классификации государственных корпораций по российскому законодательству.
4) Выведение особенностей правового режима имущества государственной корпорации.
5) Определение основания и порядка создания и деятельности государственной корпорации.
6) Изучение специфики реорганизации и ликвидации государственных корпораций.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности государственных корпораций…………………………………...……………….4
§ 1.1 Понятие и особенности правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации…………………………………4
§1.2 История развития законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций в РФ……………………………………………...8
§1.3 Классификация государственных корпораций по российскому законодательству………………………………………………………...………12
Глава 2. Правовая характеристика деятельности государственных корпораций по российскому законодательству………………………………..20
§2.1 Правовой режим имущества государственной корпорации…………..…20
§2.2 Основания и порядок создания и деятельности государственной корпорации……………………………………………………………………….24
§2.3Реорганизация и ликвидация государственных корпораций…….…...….29
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список литературы……...……………………………………………………….35
5) В большинстве
государственных корпораций
6) Законы
не предусматривают никаких
В заключение
главы можно выделить следующее:
государственная корпорация является
одной из совсем новых организационно-правовых
форм, которую государство за последнее
время использует все чаще, однако,
необходимость избрания именно такой
формы вызывает множество вопросов.
Прежде всего они связаны с
определением «общественно-полезных функций»,
нечеткостью целей, отсутствием унификации
создания/функционирования/
Глава 2. Правовая характеристика деятельности государственных корпораций по российскому законодательству
§2.1 Правовой режим имущества государственной корпорации
Как видно из определения государственной корпорации, основой ее имущественного комплекса является взнос Российской Федерации. Имущественный взнос осуществляется казной РФ в соответствии с законом о создании конкретной корпорации. Так в соответствии со ст. 5 Федерального закона 23 ноября 2007г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" имущество корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений. Аналогично ст. 5 Федерального закона 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта». Имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений.
При этом необходимо отметить, что
данное имущество передается в собственность
государственной корпорации, в отличие,
например, от государственной компании,
имущество которой принадлежит
на праве хозяйственного ведения. Значит
имущество государственной
В связи с этой проблемой понимания правового режима собственности существует несколько точек зрения. Первая точка зрения гласит, что, несмотря на то, что собственником имущества является государственная корпорация, право им распоряжаться имеет как государственная корпорация, так и само государство. Это связано с тем, что право собственности, которым наделена корпорация, обладает целевым характером. Вторая группа ученных считают, что у государственной корпорации не возникает права частной собственности на её имущество, так как государственные органы контролируют её деятельность, непосредственно принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, государство вправе изъять у государственной корпорации её имущество. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовой режим имущества корпорации имеет двойственную природу, то есть существует два собственника: государственная корпорация и само государство. В подтверждению этом тезису поскольку имущество, передаваемое Российской Федерацией создаваемой и государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации, а Российская Федерация утрачивает вещные права на переданное имущество, то, теоретически не подлежит передаче имущество, изъятое из оборота (ст. 129 ГК РФ) либо составляющее исключительную государственную или муниципальную собственность. Так, в частности, у государственной корпорации на правах собственности не могут теоретически находиться недра (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г.), леса, составляющие лесной фонд (ст. 12 Лесного кодекса РФ), воды, за исключением обособленных водных объектов (ст. 20 и 34 Водного кодекса РФ), природные лечебные ресурсы (ст. 9 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах» от 23 февраля 1995 г.) и другие, преимущественно недвижимые вещи. Имущество, ограниченное в гражданском обороте, вероятно, может быть передано вновь созданной государственной корпорации, если цели ее создания предполагают возможность получения всех надлежащих разрешений для ведения той деятельности, которая связана с использованием ограниченного в обороте имущества.
Далее важно отметить, что на передачу взноса Российской Федерацией не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В частности, внесение взноса федеральными унитарными предприятиями в виде имущественного комплекса выделяется как особый способ прекращения деятельности этих унитарных предприятий как юридических лиц, отличный от их реорганизации или ликвидации. Помимо этого, в случае отчуждения имущества государственными корпорациями ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» так же не действует, так как отчуждаемое имущество не находится в государственной собственности.
Государственные корпорации несут ответственность всем своим имуществом только по собственным обязательствам, если иное не предусмотрено законом. Исключением являются положения, связанные с государственной корпорацией Агентство по страхованию вкладов и государственной корпорацией «Росатом».
Правовой
режим имущества
§2.2 Основания и порядок создания и деятельности государственной корпорации
Государственная корпорация – это единственный вид некоммерческих организаций, который создается на основе специального федерального закона. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, перечисленных в ст. 52 ГК РФ. Для подробного рассмотрения вопроса необходимо сравнить аспекты создания государственной корпорации в рамках системы регулирования схожих видов некоммерческих организаций.
Государственная корпорация |
Государственная компания |
Бюджетное учреждение | |
Цель создания |
осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций |
оказание государственных |
выполнение работ, оказание услуг
в целях обеспечения реализации
предусмотренных |
Учредительные документы |
Учредительных документов не требуется. Создается на основе федерального закона |
Учредительных документов не требуется. Создается на основе федерального закона |
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. |
Учредители |
Российская Федерация |
Российская Федерация |
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования |
Имущественный комплекс |
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. |
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией, находится у компании на праве доверительного управления |
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. |
Таким образом, мы видим, что создание государственной корпорации имеет целый ряд особенностей. Далее для рассмотрения данного вопроса необходимо рассмотреть процесс создания конкретной государственной корпорации - государственной корпорации «Ростехнологии».
Инициатором создания государственной корпорации «Ростехнологии» стал в 2007 году президент В. В. Путин. Так как для создания государственной корпорации необходим федеральный закон, то 25 сентября 2007 года в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона №270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» и был принят 9 ноября 2007 года. Согласно данному закону для создания корпорации были опубликованы следующие положения:
Причем в первой редакции закона цель определялась уже: Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Информация о работе Правовое регулирование государственных корпораций в РФ