Правовое регулирование государственных корпораций в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) Рассмотрение вопросов, связанных с изучением понятия и особенностей правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации,
2) Изучение аспектов, связанных с историей развития института государственных корпораций.
3)Рассмотрение классификации государственных корпораций по российскому законодательству.
4) Выведение особенностей правового режима имущества государственной корпорации.
5) Определение основания и порядка создания и деятельности государственной корпорации.
6) Изучение специфики реорганизации и ликвидации государственных корпораций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности государственных корпораций…………………………………...……………….4
§ 1.1 Понятие и особенности правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации…………………………………4
§1.2 История развития законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций в РФ……………………………………………...8
§1.3 Классификация государственных корпораций по российскому законодательству………………………………………………………...………12
Глава 2. Правовая характеристика деятельности государственных корпораций по российскому законодательству………………………………..20
§2.1 Правовой режим имущества государственной корпорации…………..…20
§2.2 Основания и порядок создания и деятельности государственной корпорации……………………………………………………………………….24
§2.3Реорганизация и ликвидация государственных корпораций…….…...….29
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список литературы……...……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Итог.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Общая  характеристика правового регулирования  деятельности государственных корпораций…………………………………...……………….4

§ 1.1 Понятие и особенности правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации…………………………………4

§1.2 История развития законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций в РФ……………………………………………...8

§1.3 Классификация государственных корпораций по российскому законодательству………………………………………………………...………12

Глава 2. Правовая характеристика деятельности государственных  корпораций по российскому законодательству………………………………..20

§2.1 Правовой режим имущества государственной корпорации…………..…20

§2.2 Основания и порядок создания и деятельности государственной корпорации……………………………………………………………………….24

§2.3Реорганизация и ликвидация государственных корпораций…….…...….29

Заключение…………………………………………………………………...…..32

Список литературы……...……………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Данная работа посвящена изучению аспектов, регулирующих деятельность государственных корпораций, и рассмотрению нормативно-правовой основы на базе которой осуществляется данная деятельность. Решение данной проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение, так как в связи с развитием экономики государство с помощью института государственных корпораций  выделяет и позволяет развиваться наиболее значимым отраслям экономики. Однако существует немалое количество проблем связанных с правовым обеспечением данного вида некоммерческих организаций.

Проблемы правового характера: блок проблем, связанных с определением «государственная корпорация», слабая система контроля за деятельностью государственных корпораций, проблема целевой обеспеченности деятельности государственной корпорации, проблема создания идентичных организационно-правовых форм, проблемы имущественного комплекса.

Объект. Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в результате создания, функционирования, реорганизации и ликвидации государственных корпораций, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данную деятельность.

Задачи:

1) Рассмотрение вопросов, связанных с изучением понятия и особенностей правового положения государственной корпорации как некоммерческой организации,

2) Изучение  аспектов, связанных с историей развития института государственных корпораций.

3)Рассмотрение  классификации государственных корпораций по российскому законодательству.

4) Выведение  особенностей правового режима имущества государственной корпорации.

5) Определение основания и порядка создания и деятельности государственной корпорации.

 6) Изучение специфики реорганизации и ликвидации государственных корпораций.

Степень разработанности. При решении этих задач я опирался на труды следующих ученных: Амбарян М., Алехин Б., Башкирцев А., Богданов Е., Бондарь Т., Денисов П., Ефимова Л., Замрыга Д. Казак А., Оганян М., Камакин А., Козаева Г., Кокорина О., Кузьминов А., Мозолин В., Салфетников М., Степанов В., Циммерман Ю., Шимбарева Е., Яковлев А., Симачев Ю., Данилов Ю.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6  параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика правового  регулирования деятельности государственных  корпораций

§ 1 Понятие и особенности правового  положения государственной корпорации как некоммерческой организации

По российскому  законодательству государственная  корпорация определяется как  «не  имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и  созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.1». В список некоммерческих организаций государственная корпорация  была включена 8 июля 1999 года и первой государственной корпорацией стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций, целью которого являлась реструктуризация кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, в соответствии с требованиями и порядком, которые установлены законодательством (Данная государственная корпорация была ликвидирована Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». На смену была создана государственная корпорация «Аге́нтство по страхова́нию вкла́дов»). В связи с курсом, взятым государством, на развитие первостепенных отраслей, а так же в связи с необходимостью выполнения важнейших социальных функций на основе соответствующих федеральных законов были созданы следующие государственные корпорации: государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», государственная корпорация по атомной энергии «Росатом.

В соответствии с Федеральным Законом "О некоммерческих организациях" государственная корпорация использует имущество только для целей, установленных  законом.  К примеру,  целью  деятельности государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического  курорта, определенной Федеральным  Законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ, является «осуществление контрольных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.2»

Так же государственная  корпорация вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность для обеспечения осуществления  основной цели, ради которой она  была создана. К примеру, государственная  корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», преобразованная в открытое акционерное общество, в 2010 году для реализации проекта «Триботехническое упрочнение поверхностей изделий для нефтегазового комплекса» инвестировало 300 млн. руб. При этом важно отметить, что государственная корпорация не является объектом финансирования государства, то есть, хотя и нет прямой ссылки на закон, государственная корпорация является самофинансируемой за счет доходов, получаемых в ходе реализации своей деятельности. Вследствие этого, сложно определить грань при определении статуса государственной корпорации, так как помимо социально важных целей, государственная корпорация вынуждена преследовать и коммерческие цели.

Государственная корпорация самостоятельно несет имущественную  ответственность по своим обязательствам. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Далее необходимо подчеркнуть, имущество, переданное РФ государственной корпорации является собственностью корпорации. Этот факт является одним их главных  отличительных черт между госкорпорацией и Федеральным государственным  унитарным предприятием, которое  не наделено правом собственности на закрепленном за ним имуществом.

Государственная корпорация не имеет членства, следовательно, по своей правовой природе близка к учреждениям. Так же отличительной особенностью государственной корпорации является то, что ее создание возможно только на основе федерального закона и особенности правового положения регулируются именно этим законом (в отличие от других некоммерческих организаций, где правовое положение регулируется уставом или учредительным договором). Другими словами федеральный закон заменяет учредительные документы, так как в нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.

Однако, на сегодняшний день существует большое  количество проблем, связанных с  особенностями правового регулирования  государственных корпораций.  Прежде всего – расплывчатость понятия  «общественно-полезные функции», которое используется в определении государственной корпорации. Это ведет к необходимости введения расширительных трактовок  при обосновании необходимости использования данной формы. Вторая проблема, сложность контроля государства за переданным в собственность государственной корпорации имуществом. Причина данной проблемы заключается в том, что фактически передача имущества происходит на безвозмездной основе и в дальнейшем не существует каких-либо механизмов, позволяющих управлять этим имуществом. Третья проблема - «рамочность» принятых законов о создании государственных корпораций. Практически все принятые законы отличаются низким уровнем детализации условий и принципов деятельности корпораций, к примеру цели, определенные Федеральным законом от 23 ноября 2007 года. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"», весьма широко определяют деятельность корпорации. Для большинства созданных корпораций в принятых законах не определен порядок их реорганизации или ликвидации - есть только отсылочные нормы, что это может быть сделано на основе соответствующего федерального закона (порядок ликвидации корпорации определен только применительно к Фонду содействия реформирования ЖКХ, в отношении которого определен срок его деятельности ). Помимо вышеперечисленного, в соответствии с федеральным законом государственная корпорация не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в Правительство РФ), а именно: распорядительные документы, документы, отображающие финансово-хозяйственную деятельность корпорации. Так же государственные органы без согласия государственной корпорации не могут: проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами. Эти факторы ведут к уменьшению возможности контроля за имуществом, переданным в собственность государственной корпорации. В отношении государственной корпорации не действует федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот пробел не позволяет определить процедуры банкротства по отношении к госкорпорации. На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

§1.2 История развития законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций в РФ

Впервые термин «корпорация» был использован  в правовых актах 90-ых годов. Данный термин был смежен с понятием «объединение». Например, «согласно постановлению  Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991г. №1737-1 «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений  предприятий на территории РСФСР»[1] под корпорацией понималось объединение  предприятий.3»

В современном  российском праве термин «государственная корпорация» был закреплен в  законе от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Само  развитие института государственных  корпораций проходило в несколько  этапов.

Этап 1. «Государственная корпорация» как разновидность некоммерческой организации появилась в 1999 году. Это было прежде всего связано с произошедшим в 1998 году коллапсом экономики. Государство пыталось найти выход из сложившейся ситуации и был принят закон «О реструктуризации  кредитных организаций». В данном законе применялся термин «государственная корпорация». Необходимость создания  государственной корпорации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) было вызвано тем, что законодателя не устраивали существовавшие, на то время, организационно-правовые нормы, предусмотренные гражданским кодексом и законом о некоммерческих организациях. Главной причиной недовольства было то, что организации существующих форм не наделяли рассматриваемые субъекты необходимой долей полномочий.

Другой  причиной наделения АРКО особыми  властными полномочиями было то, что  сама по себе банковская система выделяется из общего спектра отраслей экономики,  т.е. совокупностью предприятий и  организаций, оказывающих определенную группу услуг. Она изначально являлась субъектом, обладающим регулятивными  и карательными, с экономической  точки зрения, функциями. В частности, она требует существования некоторых  особых организаций, снижающих некоторые  типы связанных с ней рисков. Первоначально  таким особым институтом является центральный  банк. Необычность такого института  заключается в том, что происходит, по сути, некое сращивание организационно-правовых форм и форм собственности. Например, ФРС США является гибридным образованием: это частная банковская организация, а ее центральные руководящие органы — государственные агентства. Российский центральный банк также обладает особым статусом. С гражданско-правовой точки зрения он является уникальным юридическим лицом, не попадающий ни в один класс юридических лиц. Эти организации также уникальны, так как сочетают некую деятельность на финансовых рынках  с некоторыми публично-властными полномочиями. АРКО, впоследствии преобразованное в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), относится именно к этому типу организаций.

Информация о работе Правовое регулирование государственных корпораций в РФ