Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа
В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21
ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
СОДЕРЖАНИЕ
С
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ВВЕДЕНИЕ
Современная
цивилизованная общественная система
в качестве основополагающего источника
формирования доходов государства
определила налоги. Данное обстоятельство
вызвано возможностью соблюдать
фискальные интересы государства не
только через налоговые
В
современных условиях увеличение темпов
роста экономического развития и
непрерывное наращивание
В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
Становление
государственного налогового контроля
на протяжении последних лет проходило
в условиях нестабильности налогового
законодательства и негативного
отношения налогоплательщиков к
налоговой системе как таковой.
Эти обстоятельства неизбежно повлияли
на уровень организации и
Введение в действие частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в определенной мере способствовало упорядочению отношений в области налогового контроля. При этом сам факт систематизации в кодифицированном акте целого ряда норм и положений, регулировавших различные сферы налогообложения, является важным шагом в развитии налогового законодательства.
Значимость налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.
В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.
Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.
Налоговые производства, контроль и ответственность являются важнейшими институтами налогового права. В практике налогообложения они служат главными инструментами, побуждающими всех налогоплательщиков и иных обязанных лиц к исполнению налоговой обязанности. Эти острые правовые средства воздействия на поведение налогоплательщиков и иных обязанных лиц должны применяться в строгих процессуальных рамках, которые можно в комплексе определить как налоговая юрисдикция, содержанием которой является контрольно-проверочная и процессуальная деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности, обеспечению полноты собираемости налогов и сборов и укреплению налоговой законности.
Проще говоря, налоговая юрисдикция представляет собой деятельность органов налогового контроля по реализации их административно-властных полномочий, осуществляемая в форме налоговых административных производств, таких как:
- производство по бесспорному взысканию налоговой недоимки и пеней с организаций;
- производство по взысканию налоговой недоимки и пеней за счет имущества физических лиц;
- регистрационно-учетное производство;
- производство по контролю за расходами физических лиц;
- производство камеральной налоговой проверки;
- производство выездной налоговой проверки;
- производство по делам о налоговых правонарушениях;
- производство о нарушении налогового законодательства банками;
- производство по делам об административных правонарушениях;
Все эти виды налоговых административных производств объединяет в единый юрисдикционный комплекс ряд общих признаков: контрольно-процессуальное содержание деятельности; направление на обеспечение налоговой законности; выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, административно-властный характер реализуемых полномочий.
Налоговый
контроль можно определить как комплекс
учетно-проверочных и
Осуществлять налоговый контроль в полном объеме уполномочены налоговые органы, поскольку в ст.1 Закона РФ от 21 марта 1991г"О налоговых органах РФ" налоговые органы РФ определены как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет (фонд) налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства России, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. В этом смысле о налоговом контроле следует говорить именно как о специализированном надведомственном контроле, а не о надзоре, являющемся задачей и функцией Прокуратуры РФ. Отличие прокурорского надзора в системе налогообложения от налогового контроля состоит в том, что прокурорский надзор, предназначенный только для обеспечения законности, строгого и единообразного исполнения законов. При его осуществлении проверяется не работа учреждений, а исполнение ими правовых предписаний.
Посредством
налогового контроля проверяется законность
и целесообразность осуществляемой
деятельности, своевременность уплаты
налогов, сборов, пошлин и других платежей
в бюджеты (фонды) разных уровней, а
также выявляются причины нарушений
налогового законодательства, а их
виновники могут привлекаться к
ответственности
Можно сказать, что контроль в налоговой
деятельности - это метод руководства
компетентного органа государственного
управления за соблюдением налогоплательщиками
требований налогового законодательства.
Основной задачей налогового контроля
является укрепление налоговой законности
и на этой основе - обеспечение полноты
собираемых налогов и сборов.
Содержание
налогового контроля составляет совокупность
установленных законом
- сбор, обработка и анализ информации о полноте (неполноте) исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками и другими лицами;
- проверка полноты учета субъектов и объектов налогообложения;
-выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;
-выявление причин и условий нарушений налогового законодательства и принятие необходимых правовых, организационных и административно-властных мер по их устранению.
Правовыми основами налогового контроля являются Конституция РФ, НК РФ и система иных актов законодательства о налогах и сборах, среди которых можно назвать:
- Федеральные законы (Федеральный Закон РФ от 21.03.91 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ, такие как Постановление Правительства от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 № 479 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе"и другими постановлениями Правительства РФ;
- нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
НК
РФ имеет приоритет по отношению
к другим нормативным актам, издаваемым
органами государственной и
Особое внимание следует обратить на то,
что приказы, инструкции и методические
указания по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, издаваемые Министерством РФ
по налогам и сборам, обязательны только
для его подразделений и не относятся
к актам законодательства о налогах и
сборах.
Основными элементами налогового контроля являются: субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); объект контроля; предмет контроля, формы и методы осуществления контроля. Субъект контроля, (т.е. кто проверяет), объект (кого проверяют), предмет (что проверяется), цели контроля (для чего проверяется) и методы осуществления контроля (как проверяется)». Теперь я постараюсь раскрыть содержание каждого элемента.
Объектами налогового контроля
являются лица, на которых налоговым
законодательством возложены
Предметом
налогового контроля выступает исполнение
проверяемым лицом
Под методами налогового контроля понимаются способы, приёмы его осуществления. Так как налоговый контроль это разновидность финансового контроля, то логично, что и методы у них общие. Поэтому я не буду их освещать в данной работе, а остановлюсь на характерных чертах, присущих лишь налоговому контролю. Существуют различные методы налогового контроля, как-то:
Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ