Правовое регулирование налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21

ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

курсовая богер.docx

— 103.23 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

С

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

  1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
    1. Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4                                                     
    2. Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8                        
    3. Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11                               
    4. Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21               
 
  1. ДЕЙСТВИЯ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
    1. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
    2. Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
    3. Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30
 
 
  1. ПРОБЛЕМЫ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40 

ВВЕДЕНИЕ

     Современная цивилизованная общественная система  в качестве основополагающего источника  формирования доходов государства  определила налоги. Данное обстоятельство вызвано возможностью соблюдать  фискальные интересы государства не только через налоговые правоотношения, но и с помощью эффективной  налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на инвестиционный климат и деловую активность.

     В современных условиях увеличение темпов роста экономического развития и  непрерывное наращивание экономического потенциала возможно только при стабильной и эффективной налоговой системе.

     В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

     Становление государственного налогового контроля на протяжении последних лет проходило  в условиях нестабильности налогового законодательства и негативного  отношения налогоплательщиков к  налоговой системе как таковой. Эти обстоятельства неизбежно повлияли на уровень организации и эффективности  налогового контроля.

     Введение  в действие частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в определенной мере способствовало упорядочению отношений  в области налогового контроля. При  этом сам факт систематизации в кодифицированном акте целого ряда норм и положений, регулировавших различные сферы  налогообложения, является важным шагом  в развитии налогового законодательства.

  1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
    1. Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля
 

     Значимость  налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.

     В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

     Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

     Налоговые производства, контроль и ответственность  являются важнейшими институтами налогового права. В практике налогообложения они служат главными инструментами, побуждающими всех налогоплательщиков и иных обязанных лиц к исполнению налоговой обязанности. Эти острые правовые средства воздействия на поведение налогоплательщиков и иных обязанных лиц должны применяться в строгих процессуальных рамках, которые можно в комплексе определить как налоговая юрисдикция, содержанием которой является контрольно-проверочная и процессуальная деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности, обеспечению полноты собираемости налогов и сборов и укреплению налоговой законности.

     Проще говоря, налоговая юрисдикция представляет собой деятельность органов налогового контроля по реализации их административно-властных полномочий, осуществляемая в форме  налоговых административных производств, таких как:

     - производство по бесспорному взысканию налоговой недоимки и пеней с организаций;

     - производство по взысканию налоговой недоимки и пеней за счет имущества физических лиц;

     - регистрационно-учетное производство;

     - производство по контролю за расходами физических лиц;

     - производство камеральной налоговой проверки;

     - производство выездной налоговой проверки;

     - производство по делам о налоговых правонарушениях;

     - производство о нарушении налогового законодательства банками;

     - производство по делам об административных правонарушениях;

     Все эти виды налоговых административных производств объединяет в единый юрисдикционный комплекс ряд общих признаков: контрольно-процессуальное содержание деятельности; направление на обеспечение налоговой законности; выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, административно-властный характер реализуемых полномочий.

     Налоговый контроль можно определить как комплекс учетно-проверочных и административно-процессуальных действий направленных на выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, обеспечение полноты  собираемости налогов и укрепление налоговой законности в целом. Таким образом, налоговый контроль как разновидность государственного специализированного (только в отношении налогов и сборов) надведомственного контроля, представляет собой не только проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.

     Осуществлять  налоговый контроль в полном объеме уполномочены налоговые органы, поскольку  в ст.1 Закона РФ от 21 марта 1991г"О налоговых органах РФ" налоговые органы РФ определены как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет (фонд) налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства России, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. В этом смысле о налоговом контроле следует говорить именно как о специализированном надведомственном контроле, а не о надзоре, являющемся задачей и функцией Прокуратуры РФ. Отличие прокурорского надзора в системе налогообложения от налогового контроля состоит в том, что прокурорский надзор, предназначенный только для обеспечения законности, строгого и единообразного исполнения законов. При его осуществлении проверяется не работа учреждений, а исполнение ими правовых предписаний.

     Посредством налогового контроля проверяется законность и целесообразность осуществляемой деятельности, своевременность уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты (фонды) разных уровней, а  также выявляются причины нарушений  налогового законодательства, а их виновники могут привлекаться к  ответственности 
Можно сказать, что контроль в налоговой деятельности - это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства. Основной задачей налогового контроля является укрепление налоговой законности и на этой основе - обеспечение полноты собираемых налогов и сборов.

     Содержание  налогового контроля составляет совокупность установленных законом действий:

     - сбор, обработка и анализ информации о полноте (неполноте) исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками и другими лицами;

     - проверка полноты учета субъектов и объектов налогообложения;

     -выявление, предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;

     -выявление причин и условий нарушений налогового законодательства и принятие необходимых правовых, организационных и административно-властных мер по их устранению.

     Правовыми основами налогового контроля являются Конституция РФ, НК РФ и система  иных актов законодательства о налогах  и сборах, среди которых можно  назвать:

         - Федеральные законы  (Федеральный Закон РФ от 21.03.91 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).

         - Указы Президента РФ;

         - Постановления Правительства РФ, такие как Постановление Правительства от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 № 479 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе"и другими постановлениями Правительства РФ;

          - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     НК  РФ имеет приоритет по отношению  к другим нормативным актам, издаваемым органами государственной и исполнительной власти. Эти подзаконные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ. 
Особое внимание следует обратить на то, что приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, издаваемые Министерством РФ по налогам и сборам, обязательны только для его подразделений и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
 
 

    1. Основные  элементы налогового контроля: субъект  и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля
 

     Основными элементами налогового контроля являются: субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); объект контроля;  предмет контроля, формы и методы осуществления контроля. Субъект контроля, (т.е. кто проверяет), объект (кого проверяют), предмет (что проверяется), цели контроля (для чего проверяется) и методы осуществления контроля (как проверяется)». Теперь я постараюсь раскрыть содержание каждого элемента.

       Объектами налогового контроля  являются лица, на которых налоговым  законодательством возложены юридические  обязанности. В их числе можно  выделить несколько основных  групп: 1) налогоплательщики; 2) налоговые  агенты; 3) банки; 4) лица, которые располагают  информацией о налогоплательщике. 

     Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.    Целью налогового контроля является: выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности; устранение нарушений налогового законодательства; защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки; предупреждение нарушений налогового законодательства.

     Под методами налогового контроля понимаются способы, приёмы  его осуществления. Так как налоговый контроль  это разновидность финансового  контроля, то логично, что и методы у них общие. Поэтому я не буду их освещать в данной работе, а остановлюсь  на характерных чертах, присущих лишь налоговому контролю.   Существуют различные методы налогового контроля, как-то:

Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ