Правовое регулирование налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21

ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

курсовая богер.docx

— 103.23 Кб (Скачать)

     1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

     2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность; 
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

     По  форме своего осуществления налоговый  контроль подразделяется на:

     1)непосредственный  контроль;

     2) опосредованный контроль.

     Непосредственный  контроль – это налоговый  контроль, проверка на котором ведется на самом  объекте контроля, а проверяющие  лица изучают и анализируют первичную  документацию, относящуюся к налоговому учёту. Опосредованный налоговый контроль характеризуется,  во-первых, тем, что  субъект контроля и его объект не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица, (т.е. работники  органов налоговой службы), имеют  дело главным образом с отчётной документацией.

     По  времени своего осуществления налоговый  контроль подразделяется на:

     - предварительный;

     - текущий; 

     - последующий.

     Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового  мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля – не допустить  нарушений налоговой дисциплины, поэтому иногда этот вид налогового контроля называют превентивным (предупредительным).   

       Текущий налоговый контроль осуществляется  в процессе производства какого-либо  финансового мероприятия. В ходе  его выясняется вопрос, является  ли производимая операция законной. Задача текущего налогового контроля  состоит в том, чтобы пресечь  нарушения налоговой дисциплины. Иногда это вид контроля называют  оперативным. 

     Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой  обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность  выполнена.

     Налоговый контроль может носить внутренний и  внешний характер. Внутренний контроль - это когда субъекты объект контроля являются  звеньями одной организационной  системы. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчинённых  субъектов.

     В настоящее время в ст. 82 Налогового кодекса устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:

     -  налоговые проверки;

     - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

     -  проверки данных учета и отчетности;

     - осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

     - другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.). 

    1. Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила  проведения налоговых проверок

     Налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля, т.е. деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Такой контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в рамках их компетенции в форме различных мероприятий, круг которых определен законом. Право налоговых органов на проведение которых закреплено в ст. 31 НК РФ.

     Любая налоговая проверки направлена на проверку правильности исчисления налогов, на выявление  и установление фактов нарушения  законодательства о налогах и  сборах, в результате совершения которых  нарушается фискальный интерес государства. Кроме того, принято считать, что  они также имеют своей целью  предупреждение совершения налоговых  правонарушений в будущем. Причем не следует думать, что налоговая  проверка всегда касается только того налогоплательщика, в отношении  которого она проводится. На практике часто в круговорот налоговой проверки одного хозяйствующего субъекта оказываются вовлеченными многие его контрагенты, банки, государственные органы. Это связано с тем, что для получения информации о проверяемом лице или о сделке налоговые инспекторы наделены правом истребования документов у третьих лиц (это так называемые «встречные проверки» ).

     В некоторых работах помимо выездных и камеральных проверок выделяют как самостоятельный вид налоговых  проверок, определённых НК РФ, встречные  проверки. На мой взгляд, встречная  проверка в ст. 87 НК РФ употребляется  лишь для обозначения определённого  процессуального действия: истребования у третьих лиц документов, относящихся  к деятельности проверяемого налогоплательщика. Ведь данное действие не имеет своего самостоятельного значения и является лишь одним из методов налогового контроля, который может использоваться в ходе проведения камеральной или  выездной налоговой проверки. Поэтому, я считаю некорректным квалифицировать  встречные проверки как отдельный  вид налоговой проверки, а считаю необходимым отнести встречные  проверки к методам налогового контроля, которые используются при проведении налоговых проверок.

     Согласно  п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы могут  осуществлять два вида налоговых проверок, имеющих фундаментальное различие: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.

     Выездные  налоговые проверки отличаются от камеральных  по основаниям, срокам, месту и порядку  проведения, объему круга полномочий проверяющих и т. д. Причем при  выездной налоговой проверке налоговым  органам предоставляется значительно  больше полномочий по проведению мероприятий  налогового контроля, они располагают  более значительными временными сроками и задействуют более  серьезные людские и информационные ресурсы. Именно за счет этого и достигается результативность выездной налоговой проверки по сравнению со всеми другими мероприятиями налогового контроля, в том числе и с камеральной налоговой проверкой.

     Недаром и сама налоговая служба признает, что «основной и наиболее эффективной  формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки» (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). В то же время выездные проверки отнимают у налоговых инспекций  много сил, поэтому они стараются проводить их только «наверняка», т.е. при наличии оснований полагать, что тот или иной налогоплательщик полностью не уплатил налоги. Причем зачастую основанием для начала выездной налоговой проверки нередко является камеральная проверка.  
 

     Таблица №1 Сравнительная характеристика камеральных и выездных     проверок

  Камеральная налоговая  проверка Выездная налоговая  проверка
Субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
Объект Совокупность  финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность  финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более  трех лет, предшествующих году проведения проверки
Основание для проведения Специального  решения не требуется Решения руководителя налогового органа
Периодичность Регулярно с  периодичностью представления отчетности Выборочно по мере необходимости
Место проведения Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
Категория проверяемых налогоплательщиков Все налогоплательщики Юридические лица и ИП
Используемые  мероприятия Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика Любые, установленные  НК РФ мероприятия
 

     Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Но можно представить и другую классификацию: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. Результат можно представить в виде схемы №1. 

     Схема №1 Способы квалификации налоговых  проверок

     

 

       
 
 
 
 
 

     Камеральная налоговая проверка - «это проверка представленных

налогоплательщиком  налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа»6.

     Сущность  камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

     · контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

     · выявление и предотвращение налоговых  правонарушений;

     · взыскание сумм неуплаченных или  не полностью уплаченных налогов

     ·привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

     ·подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

_______

6 Полтева А.М. «Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля» // М., 2009

Установленные НК РФ, правила проведения камеральных  налоговых проверок, рассмотрим в  виде схемы:  

     Схема№2 Проведение камеральной проверки 

Камеральная проверка 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                    1. Проведение камеральной проверки                  

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

                  │ проводится в течение 3 месяцев       │

                  │ со дня, следующего за  днем подачи    │

                  │ декларации (расчета)                 │

                  V                                      V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│       Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений      │

│                       по представленной отчетности                      │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

                  V                                      V

┌──────────────────────────────────┐   ┌──────────────────────────────────┐

│   Нет оснований для углубленной  │   │Есть основания для углубленной    │

│       камеральной проверки,      │   │камеральной проверки, например:   │

│         ошибки не найдены        │   │- выявлены ошибки, противоречия,  │

└─┬────────────────────────────────┘   │несоответствие декларации         │

  │                                    │(расчета) иным документам;        │

  │                 ┌──────────────────┤- заявлена  сумма НДС к возмещению;│

  │                 │                  │- заявлены льготы;                │

  │                 │                  │- подана отчетность по налогам,   │

  │                 │                  │связанным с использованием        │

  │                 │                  │природных ресурсов;               │

Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ