Правовое регулирование налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21

ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

курсовая богер.docx

— 103.23 Кб (Скачать)

  Таблица№2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

№п/п Состав  налогового правонарушения Налоговые санкции  НК  РФ
1 Нарушение срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Штраф в размере 10 тыс. руб. п. 1 ст. 116
2 Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе Штрафа в  размере 10 % от доходов, полученных в  течение указанного времени в  результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. п. 2 ст. 116

Продолжение таблицы  №2

3 Нарушение срока  представления в налоговый орган  информации об открытии (закрытии) счета  в банке  Штраф в размере 5 тыс. руб. Ст. 118
4 Непредставление в срок налоговой декларации в  налоговый орган по месту учета  Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащий уплате ( доплате) , за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, ноне более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб. Ст. 119
5 Несоблюдение  порядка представления налоговой  декларации (расчета) в электронном  виде в случаях, предусмотренных  НК РФ штраф в размере 200 рублей. Ст. 119.1
6 Грубое нарушение  организацией правил учета доходов  и ( или) расходов и ( или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода Штраф в размере 10 тыс. руб. п. 1 ст. 120
7 Те же деяния, если они совершены в течение  более одного налогового периода  Штраф в размере 30 тыс. руб. п. 2 ст. 120
8 Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой  базы Штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40тыс. руб. п. 3 ст. 120
9 Неуплата или  неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога или  других неправомерных действий (бездействия) Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога п. 1 ст. 122
10 Те же деяния, совершенные умышленно  Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога п. 3 ст. 122
11 Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию  и перечислению налоговым агентом  Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению Ст. 123
12 Несоблюдение  установленного Н РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест  Штраф в размере 30 тыс. руб. Ст. 125
13 Непредставление в установленный срок в налоговые  органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах Штраф 200 руб. за каждый не представленный документ п. 1 ст. 126
 

     Продолжение таблицы №2

14 Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  представить имеющиеся у нее  документы со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а  равно иное уклонение от представления  таких документов, либо представление  документов с заведомо недостоверными сведениями Штраф в размере 10 тыс. руб. п. 2 ст. 126
 

     Неисполнение  лицом возложенных на него обязанностей является налоговым правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. Рассмотрим основные условия привлечения  налогоплательщика к уголовной  ответственности.      Уголовный  кодекс предусматривает четыре статьи, непосредственно устанавливающие  уголовную ответственность за налоговые  преступления: 
          1. Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

      2. Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации 
          3.Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента 
          4.Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ДЕЙСТВИЯ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
    1. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля 

     Налоговые органы наделены правами, обязанностями  и несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.

     Налоговые органы вправе:

     - требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы, а также пояснения, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

     -  проводить налоговые проверки (ст. 87—89 НК РФ);

     - производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 

     - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов; 

     - приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

     -осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;  

     -определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);

         - требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

     - взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;

         - контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

         - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

         - привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

     - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

     - заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

     -  создавать налоговые посты;

     - предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;

     - осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

     Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции в следующих основных формах (ст. 82 НК РФ):

     - налоговые проверки; 

         - получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;

     - проверка данных учета и отчетности;

     - осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

     В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет злоупотребления правом при осуществлении налогового контроля.

     В Постановлении сказано, что если при налоговом контроле налоговые  органы руководствуются целями и  мотивами, противоречащими действующему правопорядку, такой контроль может  превратиться из необходимого инструмента  налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности  и инициативы, чрезмерного ограничения  свободы предпринимательства и  права собственности. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих  полномочий либо использование их вопреки  законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 1 ч. 1; ст. 17 ч. 3 Конституции РФ).

     Превышение  полномочий при проведении налогового контроля означает несоответствие действий государственного органа закону, его  действие за пределами компетенции, предоставленной законом, что приводит к признанию действий государственного органа неправомерными. В случае превышения полномочий налоговыми органами необходимость  в применении принципа добросовестности (запрета злоупотребления правом) не возникает, так как в данном случае должностные лица совершают  действия, выходящие за пределы их компетенции.

     Как следует из Постановления КС РФ от 16.07.2004 № 14-П, использование налоговым органом своих полномочий с целью, противоречащей установленному законом правопорядку, должно приводить к признанию его действий неправомерными. Таким образом, формальное соответствие закону не придает легальности действиям налоговых органов. Дополнительное требование к действиям налоговых органов — определение целей и мотивов, которыми они руководствуются при проведении налогового контроля. Правомерными могут быть признаны только действия, цели и мотивы которых законны и не противоречат действующему правопорядку. 
 

    1. Порядок приостановления  и продления сроков выездной налоговой  проверки
 

     Выездная  налоговая проверка может быть приостановлена по решению о приостановлении  проведения выездной налоговой проверки, принимаемому руководителем налогового органа или его заместителем, а  затем – возобновлена (п. 9 ст. 89 НК РФ). На этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой, а также – их действия по истребованию документов у налогоплательщика. Более того, на этот период ему должны быть возвращены все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Возобновление проведения выездной налоговой проверки осуществляется на основании решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки.

     Приостановка  возможна только в следующих четырех  ситуациях:

     1) при необходимости истребования  от третьих лиц документов  или информации о проверяемом  налогоплательщике или информации  о конкретных сделках (ссылка  на раздел «Встречная проверка  в рамках выездной»), причем в  этом случае приостановка допускается  не более одного раза по каждому лицу, у которого документы (информация) истребуются;

     2) при необходимости получения  информации от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров Российской Федерации; 

     3) при необходимости привлечения  экспертов для проведения экспертиз; 

     4) при необходимости привлечения  переводчика для перевода на  русский язык документов, представленных  налогоплательщиком на иностранном  языке.

     Иных  оснований для приостановления  выездной налоговой проверки у налогового органа нет. В то же время, количество приостановлений не ограничено, т.е. в ходе проверки она может приостанавливаться несколько раз.

     Но  при этом законодатель все же ограничил «беспредел» проверяющих, указав, что общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако и эти шесть месяцев не предел: если в течение этого срока не удастся получить запрашиваемую от иностранного государства информацию, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.

     Помимо  приостановления проверки продления  срока выездной налоговой проверки, течение этого срока также  может быть приостановлено.

     В НК РФ предусмотрено, что установленный срок для проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Продление проверки производится на основании решения о продлении выездной налоговой проверки, которое принимает не налоговая инспекция, проводящая проверку, а вышестоящий орган, который должен признать причину такого продления достаточно весомой.

     Так, для продления срока выездной проверки территориальный налоговый  орган, проводящий налоговую проверку, должен обратиться в вышестоящий  налоговый орган с мотивированным запросом о продлении срока проверки. То есть налоговая инспекция по месту  расположения налогоплательщика, проводящая проверку, должна направить соответствующий  запрос в Управление Федеральной  налоговой службы по субъекту РФ, руководитель которого выносит решение о продлении проверки.

Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ