Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа
В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21
ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Таблица№2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
|
Продолжение таблицы №2
|
Продолжение таблицы №2
|
Неисполнение
лицом возложенных на него обязанностей
является налоговым правонарушением,
за которое установлена налоговая,
административная и уголовная ответственность.
Рассмотрим основные условия привлечения
налогоплательщика к уголовной
ответственности. Уголовный
кодекс предусматривает четыре статьи,
непосредственно
1. Статья
198. Уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с физического лица
2. Статья 199. Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов с организации
3.Статья
199.1. Неисполнение обязанностей налогового
агента
4.Статья
199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя,
за счет которых должно производиться
взыскание налогов и (или) сборов.
Налоговые органы наделены правами, обязанностями и несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.
Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы, а также пояснения, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
- проводить налоговые проверки (ст. 87—89 НК РФ);
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
-осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
-определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);
- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
- привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
- создавать налоговые посты;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;
- осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Налоговый
контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах
их компетенции в следующих
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет злоупотребления правом при осуществлении налогового контроля.
В
Постановлении сказано, что если
при налоговом контроле налоговые
органы руководствуются целями и
мотивами, противоречащими действующему
правопорядку, такой контроль может
превратиться из необходимого инструмента
налоговой политики в инструмент
подавления экономической
Превышение
полномочий при проведении налогового
контроля означает несоответствие действий
государственного органа закону, его
действие за пределами компетенции,
предоставленной законом, что приводит
к признанию действий государственного
органа неправомерными. В случае превышения
полномочий налоговыми органами необходимость
в применении принципа добросовестности
(запрета злоупотребления
Как
следует из Постановления КС РФ от
16.07.2004 № 14-П, использование налоговым органом
своих полномочий с целью, противоречащей
установленному законом правопорядку,
должно приводить к признанию его действий
неправомерными. Таким образом, формальное
соответствие закону не придает легальности
действиям налоговых органов. Дополнительное
требование к действиям налоговых органов
— определение целей и мотивов, которыми
они руководствуются при проведении налогового
контроля. Правомерными могут быть признаны
только действия, цели и мотивы которых
законны и не противоречат действующему
правопорядку.
Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, принимаемому руководителем налогового органа или его заместителем, а затем – возобновлена (п. 9 ст. 89 НК РФ). На этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой, а также – их действия по истребованию документов у налогоплательщика. Более того, на этот период ему должны быть возвращены все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Возобновление проведения выездной налоговой проверки осуществляется на основании решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки.
Приостановка возможна только в следующих четырех ситуациях:
1)
при необходимости
2)
при необходимости получения
информации от иностранных
3)
при необходимости привлечения
экспертов для проведения
4)
при необходимости привлечения
переводчика для перевода на
русский язык документов, представленных
налогоплательщиком на
Иных оснований для приостановления выездной налоговой проверки у налогового органа нет. В то же время, количество приостановлений не ограничено, т.е. в ходе проверки она может приостанавливаться несколько раз.
Но при этом законодатель все же ограничил «беспредел» проверяющих, указав, что общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако и эти шесть месяцев не предел: если в течение этого срока не удастся получить запрашиваемую от иностранного государства информацию, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.
Помимо приостановления проверки продления срока выездной налоговой проверки, течение этого срока также может быть приостановлено.
В НК РФ предусмотрено, что установленный срок для проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Продление проверки производится на основании решения о продлении выездной налоговой проверки, которое принимает не налоговая инспекция, проводящая проверку, а вышестоящий орган, который должен признать причину такого продления достаточно весомой.
Так,
для продления срока выездной
проверки территориальный налоговый
орган, проводящий налоговую проверку,
должен обратиться в вышестоящий
налоговый орган с
Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ