Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа
В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21
ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…………………………………………………………………...24
Порядок приостановления и продления сроков выездной налоговой проверки…………………………………………………………………...27
Процедура «дополнительной» проверки………………………………..30
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │
│
эксперта, │ │ дополнительных│
│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │
│ специалиста │ │ налогового │ │ │
│ │ │ контроля │ │ │
└───────┬──────┘
└───────┬───────┘
V V │ │
┌──────────────┐
┌───────────────┐
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ об отложении │ │ о продлении │ │ │
│ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │
│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │
│ проверки │ │ материалов │ │ │
│ │ │ проверки │ │ │
└───────┬──────┘
└───────┬───────┘
V V │ │
┌─────────────────────────────
│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼─────────
│ материалов камеральной проверки │ │
└─────────────────┬───────────
V
┌─────────────────────────────
│ Итоговое решение по камеральной проверке: │
│
│- решение о привлечении
к ответственности
│или
│- решение об отказе в привлечении
к ответственности
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Вручение решения по камеральной проверке │
└─────────────────┬───────────
V │ V
┌─────────────────────────────
│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │
│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │
└─────────────────┬───────────
Налогоплательщик обжалует решение
исполняет
решение
Выездная налоговая проверка - «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика»7.
Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения - на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов.
В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса объектом выездной налоговой проверки являются отчетная документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период не более трех календарных лет и текущий календарный год .
Срок
проведения - не более двух месяцев;
в исключительных случаях вышестоящий
налоговый орган может
_________
7 » Пантюшов О.В. «Мероприятия налогового контроля»// "Право и экономика", М.,2009
дополнительной
проверки; форс-мажорные обстоятельства
(затопление, наводнение, пожар и
т.п.) на территории, где проводится
проверка и проведение проверок организаций,
имеющих в своем составе
Сроки
проверки также могут быть продлены
до четырех месяцев в случае проверка
организации, которая имеет четыре
обособленных подразделения и более;
и до шести месяцев в случае,
когда организация открыла
Помимо механизма продления выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки»8.
Перечень оснований для приостановления проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):
· истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
· получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
· проведение экспертиз;
· перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Во
время приостановления
____________
8 Федоров А.С. «Организация контрольной работы: стоимость и целенаправленность» // "Российский налоговый курьер", 2010, N 1-2.
приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления, например, экспертизы или встречной проверки.
«Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную проверку»9.
Помимо проверки документов «контролеры на территории налогоплательщика, - осмотр помещений. Но только внешний осмотр. Любые просьбы открыть сейф, включить компьютер и показать программу и подобные незаконны»10.
Также в ходе выездной проверки должностные лица, осуществляющие проверку могут осуществить выемку, изъятие документов. Как и при изъятии имущества оформляется протокол, который подписывается инспектором, представителем налогоплательщика и двумя понятыми.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. После чего составляется акт о выездной налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и предложения проверяющего по устранению недочетов.
В случае несогласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в акте выездной налоговой проверки, он может в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
________
9 Постановление
Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09.
10Санникова А. «Практика налоговых проверок» //" Бухгалтерия и Кадры", 2009, №
В результате выездной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
1)
решение о привлечении
2)
решение об отказе в
В ходе проведения налогового контроля, у проверяемого налогоплательщика могут быть выявлены нарушения действующего налогового законодательства. В подобном случае налогоплательщик будет привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главой 16 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние ( действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность.
Информация о работе Правовое регулирование налогового контроля в РФ