Право на непрекосновенность частной жизни рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве

Оглавление

Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение

Файлы: 1 файл

Право на неприкосновенность частной жизни в РФ.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Практически в том  же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских  и политических правах (ст. 17). 

В Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом. 

2. Конституционно-правовые  основы права на неприкосновенность  частной жизни 
 

Положения, закрепленные в Конституции РФ: 

"Достоинство личности  охраняется государством. Ничто  не может быть основанием для  его умалений" (ст. 21). "Каждый  имеет право на свободу и  личную неприкосновенность" (ст. 22). "Каждый имеет право на  неприкосновенность частной жизни,  личную и семейную тайну, защиту  своей чести и доброго имени.  Каждый имеет право на тайну  переписки, телефонных переговоров,  почтовых, телеграфных и иных  сообщений. Ограничение этого  права допускается только на  основании судебного решения" (ст. 23). "Сбор, хранение, использование  и распространение информации  о частной жизни лица без  его согласия не допускаются" (ст. 24). "Жилище неприкосновенно.  Никто не вправе проникать  в жилище против воли проживающих  в нем лиц иначе как в  случаях, установленных федеральным  законом, или на основании судебного  решения" (ст. 25). 

Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, которая включает в себя: 

право на свободу  располагать собой (в том числе  находиться без контроля с чьей-либо стороны); 

право на тайну частной  жизни (личная тайна, семейная тайна, тайна  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений); 

право на защиту личности (защита своего имени; защита своей  чести, достоинства и деловой  репутации; защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование  родным языком и свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения и творчества); 

право на защиту жилища (неприкосновенность жилища); 

право на тайну голосования. 

Последнее выступает  как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть как часть его личной свободы. 

К основным субъектам  права на неприкосновенность частной  жизни относятся: 

физические лица, независимо от возраста, гражданства  и степени дееспособности; 

правопреемники - физические и юридические лица, к которым  перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя. 

В отношении права  на тайну голосования в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 32) субъектами выступают только физические лица, являющиеся гражданами РФ, полностью  дееспособные и не содержащиеся в  местах лишения свободы по приговору  суда. 

Право на неприкосновенность частной жизни относится к  естественным правам человека. Оно  является одним из его основных конституционных  личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в Конституции  РФ (1993 г.). 

3. Конституционно-правовой  механизм обеспечения неприкосновенности  частной жизни в Российской  Федерации 
 

Информация о частной  жизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана прав на неприкосновенность частной  жизни осуществляется, прежде всего, через установление конституционных  гарантий. Сюда относятся: 

а) запрет произвольного  вмешательства в частную жизнь  каждого; 

б) запрет осуществлять сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия; 

в) запрет применять  любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования  для всеобщего сведения; 

г) право каждого  отказываться давать свидетельские  показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным  законом; 

д) право каждого  на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений  властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (бездействием) органов  государственной власти или их должностных  лиц; 

е) обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, их должностных  лиц обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, затрагивающими его права  и свободы, если иное не предусмотрено  законом; 

ж) допустимость ограничения  прав на неприкосновенность частной  жизни лишь на основании судебного  решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных  федеральным законом. Конституционными основаниями такого ограничения  прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечение обороны  страны и безопасности государства  или чрезвычайного положения (для  ряда прав). 

В Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограничений  права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие  случаи: 

1) законное содержание  лица под стражей после его  осуждения компетентным судом; 

2) законный арест  или задержание лица за неподчинение  законному постановлению суда  или с целью обеспечения выполнения  любого обязательства, предписанного  законом; 

3) законный арест  или задержание лица, произведенные  в целях его передачи компетентному  судебному органу по обоснованному  подозрению в совершении правонарушения  или в случае, когда имеются  достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения  совершения им правонарушения, или  чтобы помешать ему скрыться  после его совершения; 

4) задержание несовершеннолетнего  лица на основании законного  постановления для воспитательного  надзора или его законное задержание  для передачи компетентному органу; 

5) законное задержание  лиц с целью предотвращения  распространения инфекционных заболеваний,  а также душевнобольных, алкоголиков,  наркоманов или бродяг; 

6) законный арест  или задержание лица с целью  предотвращения его незаконного  въезда в страну или лица, против  которого принимаются меры по  его высылке или выдаче. 

Наиболее подробно разработан перечень ограничений в  отношении права на тайну корреспонденции. 

Европейский Суд  по правам человека своими решениями  по пониманию и применению Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что "существование  определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом  обществе". Но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установил  критерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайну корреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если: 

оно предусмотрено  законом и необходимо в демократическом  обществе в интересах государственной  безопасности, общественного порядка  или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц; 

осуществляется в  соответствии с законом; 

закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легкодоступны; 

нормативные акты носят  настолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение; 

в них фиксируются  пределы компетенции государственных  органов, уполномоченных принимать  решения о подслушивании и  осуществлять его, и ограничения  на способы реализации этих правомочий; 

вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей  и институтов; 

оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений; 

круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен; 

подслушивание носит  выборочный, а не общепоисковый характер; 

обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о  подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением; 

вмешательство рассматривается  как временная мера; 

в отношении информации, полученной в результате прослушивания  телефонных разговоров, применяется  правило конфиденциальности; 

в случае прекращения  преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются. 

В отношении права  заключенных на тайну корреспонденции  Европейская Комиссия и Европейский  Суд по правам человека установили двойной стандарт: 

а) право на переписку  с юристом или судебным органом  как главное средство защиты индивидом  своих прав (в РФ согласно ст. 15 Уголовно - исполнительного кодекса жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью  учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется на переписку  заключенных с адвокатом, что  противоречит нормам международного права); 

б) право на корреспонденцию  неюридического характера, которое  может быть ограничено государством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК  получаемая и отправляемая корреспонденция  заключенных подвергается цензуре). 

Вмешательство в  частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной  деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995). В соответствии с этим Законом  проведение оперативно - розыскных  мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан  на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической  и почтовой связи, а также право  на неприкосновенность жилища, допускается  на основании судебного решения  и только при наличии информации: 

- о признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, по которому  производство предварительного  следствия обязательно; 

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших  противоправное деяние, по которому  производство предварительного  следствия обязательно; 

- о событиях или  действиях, создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности Российской Федерации. 

В случаях, которые  не терпят отлагательства и могут  привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации, на основании  мотивированного постановления  одного из руководителей органа, осуществляющего  оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно - розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента  начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о  проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его  проведение. 

Закон устанавливает  исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную  деятельность (оперативные подразделения  органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой  полиции, государственной охраны, пограничной  службы, таможни, органов внешней  разведки МО и ФАПСИ - для собственной  безопасности). Он разрешает иметь  оперативно - технические силы и  средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания  телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и  юридических лиц, предоставляющих  услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. 

Информация о работе Право на непрекосновенность частной жизни рф