Право на непрекосновенность частной жизни рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве

Оглавление

Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение

Файлы: 1 файл

Право на неприкосновенность частной жизни в РФ.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство  и деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование  таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и  других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или  сообщение в иной, в том числе  устной форме, нескольким или хотя бы одному лицу. 

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения о нарушении гражданином  действующего законодательства или  моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении  в быту и т.д.), которые унижают  честь, достоинство и деловую  репутацию гражданина. 

В соответствии с  ЗАКОНОМ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД  ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА  И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных  законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) потерпевший может обжаловать такие  действия (решения) и требовать их признания незаконными. 

В отношении государственных  служащих, совершивших действия (принявших  решения), признанные незаконными, суд  определяет меру ответственности, предусмотренную  ФЗ "Об основах государственной  службы РФ" и другими федеральными законами, вплоть до представления  об увольнении. При этом ответственность  может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем предоставлена  информация, ставшая основанием для  незаконных действий (решений). 

В случае административно - правовой защиты потерпевший через  жалобу в суд может требовать  привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о  кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния  на исход выборов.  

Уголовно - правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни  может наступить в случаях, установленных  в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение  неприкосновенности жилища, нарушение  тайны голосования. 

Применение мер  уголовно - правового воздействия  не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско - правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения. 

Сопоставление норм гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности  с действующими законами позволяет  сделать вывод, что далеко не все  случаи нарушения установленных  в действующих законах правовых ограничений и запретов нашли  отражение в кодексах. 

Так, не наступает  никакой ответственности за разработку без лицензии специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации, хотя Федеральный  закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) прямо устанавливает  такое ограничение. Не нашел отражения  ни в одном из кодексов РФ конституционный  запрет на хранение информации о частной  жизни лица без его согласия. Требуется  внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. 

7. Проблемы обеспечения  реализации права на неприкосновенность  частной жизни 
 

Участие России в  открытых информационных системах и  международном информационном обмене придает особую актуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан от тотального контроля со стороны государственных  органов, коммерческих организаций  и преступного мира. 

В Европе для охраны и защиты прав на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированной обработки данных о гражданах  более 35 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности - так  называемый институт защиты персональных данных. Во многих европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые  уполномоченные по защите этих данных. Отсутствие в Российской Федерации  аналогичного национального закона сдерживает возможность международного сотрудничества правоохранительных органов  в борьбе с преступностью, что  получило подтверждение на Международной  конференции, проведенной 25 июня 1998 года в парламенте РФ на тему "Международное  сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем". 

Федеральный закон  Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  вводит понятие "персональные данные"; относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что  перечни персональных данных должны быть закреплены федеральным законом; требует, чтобы деятельность негосударственных  организаций и частных лиц  по обработке и представлению  персональных данных, по проектированию и производству средств защиты информации и обработки персональных данных обязательно лицензировались в  порядке, установленном Правительством РФ.  

К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование  которых без согласия субъекта - носителя персональных данных - может  нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным  интересам. В первую очередь здесь  имеют значение биографические и  опознавательные данные (в том  числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода); личностные характеристики (о личных привычках и наклонностях); сведения о семейном положении, об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных законом); о  состоянии здоровья. 

Субъектами права  в области персонификации выступают: 

- физические лица, к которым относятся соответствующие  данные, а также их наследники; 

- держатели персональных  данных - органы государственной  власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях  сбор, хранение, передачу, уточнение,  блокирование, обезличивание, уничтожение  персональных данных (баз персональных  данных). 

Работа с персональными  данными должна соответствовать  следующим требованиям: 

а) персональные данные должны быть получены и обработаны на основании действующего законодательства; 

б) они включаются в базы персональных данных на основании  свободного согласия субъекта, выраженного  в письменной форме, за исключением  случаев, установленных в законе; 

в) они должны накапливаться  для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и не быть избыточными  по отношению к ним; 

г) они должны быть точными и в случае необходимости  обновляться; 

д) они должны храниться  не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежать уничтожению по достижении этой цели или при миновании надобности; 

е) они охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное или  несанкционированное разрушение или  случайную утрату, а равно несанкционированный  доступ к ним, изменение, блокирование или передачу данных; 

ж) для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности  может быть установлен специальный  правовой режим, обеспечивающий открытость только общественно значимых персональных данных. 

Правовая охрана персональных данных начинается с момента  их получения держателем и должна носить бессрочный характер. При получении  персональных данных в государственных  органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные  лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность за разглашение  этих сведений или их незаконное использование. 

Режим конфиденциальности персональных данных снимается в  случаях их обезличивания, и по желанию  субъекта может быть установлен режим  общедоступной информации - библиографические  справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т.д. В общедоступные базы данных могут  включаться следующие установочные персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес  места жительства и места работы, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные  субъектом и/или полученные из открытых источников. В последнем случае держатель  должен проинформировать субъекта о  содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования. 

Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно  должны исключаться из общедоступной  базы данных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочного государственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться  любые действия с персональными  данными, раскрывающими расовое  или этническое происхождение, национальную принадлежность, языковую, партийную, религиозную принадлежность, исключительно  в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Так, в ФЗ "Об основах государственной  службы" (ст. 8) и в ФЗ "О службе в таможенных органах" (ст. 24) прямо  запрещается сбор и внесение в  личные дела (реестры) государственных  служащих (в том числе сотрудников  таможенных органов) сведений об их политической, религиозной принадлежности и о  частной жизни. Работа с персональными  данными для юридических и  физических лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев, исключающих передачу этих данных другим лицам. 

Государство может  осуществлять регулирование действий держателей персональных данных в формах: 

- лицензирования  действий с персональными данными; 

- регистрации баз  персональных данных; 

- регистрации держателей  персональных данных; 

- сертификации информационных  систем, предназначенных для обработки  персональных данных. 

Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет следующие права: 

- предоставлять кому-либо  персональные данные по своему  усмотрению; 

- иметь доступ  к своим персональным данным; 

- уточнять свои  персональные данные; 

- блокировать (снимать  блокирование) какие-либо действия  с персональными данными; 

- обжаловать неправомерные  действия в отношении персональных  данных; 

- требовать от  государственного органа отказа  в выдаче лицензии, отзыва лицензии  у держателя персональных данных. 

Ограничение прав субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных  в законе, в том числе: 

1. В отношении  права предоставления своих персональных  данных - для субъектов, допущенных  к сведениям, составляющим государственную  тайну, - в пределах, установленных  Законом Российской Федерации  "О государственной тайне". 

2. В отношении  права доступа субъекта к своим  персональным данным, внесения уточнений  в свои персональные данные, блокирования  своих персональных данных: 

для лиц, в отношении  которых персональные данные получены в результате оперативно - розыскной  деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление, задуманное или совершенное определенным лицом; 

для субъектов, задержанных  по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение  по уголовному делу, либо к которым  применена мера пресечения до предъявления обвинения. 

Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном порядке (через  подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектов  персональных данных - при создании такой службы) или в судебном порядке (аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни). 

Выводы 
 

Всеобщая декларация прав человека в ст. 12 провозглашает: "Никто не может подвергнуться  произвольному вмешательству в  его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции  или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства  или таких посягательств". 

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый гражданин  имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Этому праву корреспондируют  положения части 1 ст. 24 Конституции  РФ, устанавливающие, что сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 

Статья 137 Уголовного Кодекса представляет собой уголовно-правовую гарантию этих конституционных прав граждан. 

Федеральным законом  от 08.12.2003 N 162-ФЗ правовая конструкция  состава перетерпела существенные изменения. 

Во-первых, исключены  такие обязательные признаки состава  преступления, как совершение его  из корыстной или личной заинтересованности, относящиеся к субъективной стороне  рассматриваемого состава. В настоящее  время такой заинтересованности не требуется, что совершенно справедливо, так как возможность причинения реального вреда интересам потерпевшего не может быть поставлена в зависимость  от побуждений виновного. 

Информация о работе Право на непрекосновенность частной жизни рф