Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:36, реферат
Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве
Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение
Под распространением
сведений, порочащих честь, достоинство
и деловую репутацию граждан,
следует понимать опубликование
таких сведений в печати, трансляцию
по радио- и телепрограммам, демонстрацию
в кинохроникальных программах и
других средствах массовой информации,
изложение в судебных характеристиках,
публичных выступлениях, заявлениях,
адресованных должностным лицам, или
сообщение в иной, в том числе
устной форме, нескольким или хотя бы
одному лицу.
Порочащими являются
не соответствующие
В соответствии с
ЗАКОНОМ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД
ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА
И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных
законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
потерпевший может обжаловать такие
действия (решения) и требовать их
признания незаконными.
В отношении государственных
служащих, совершивших действия (принявших
решения), признанные незаконными, суд
определяет меру ответственности, предусмотренную
ФЗ "Об основах государственной
службы РФ" и другими федеральными
законами, вплоть до представления
об увольнении. При этом ответственность
может быть возложена как на тех,
чьи действия (решения) признаны незаконными,
так и на тех, кем предоставлена
информация, ставшая основанием для
незаконных действий (решений).
В случае административно
- правовой защиты потерпевший через
жалобу в суд может требовать
привлечения к административной
ответственности лица, допустившего
распространение ложных сведений о
кандидате в депутаты или на выборную
должность в целях влияния
на исход выборов.
Уголовно - правовая
ответственность за нарушение прав
на неприкосновенность частной жизни
может наступить в случаях, установленных
в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету,
оскорбление, нарушение неприкосновенности
частной жизни, нарушение тайны
переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, нарушение
неприкосновенности жилища, нарушение
тайны голосования.
Применение мер
уголовно - правового воздействия
не исключает права потерпевшего
требовать от нарушителя гражданско
- правовых мер, в том числе возмещения
убытков, компенсации морального вреда,
опровержения.
Сопоставление норм
гражданско - правовой, административной
и уголовной ответственности
с действующими законами позволяет
сделать вывод, что далеко не все
случаи нарушения установленных
в действующих законах правовых
ограничений и запретов нашли
отражение в кодексах.
Так, не наступает
никакой ответственности за разработку
без лицензии специальных технических
средств, предназначенных для негласного
получения информации, хотя Федеральный
закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008)
"Об оперативно-розыскной
7. Проблемы обеспечения
реализации права на
Участие России в
открытых информационных системах и
международном информационном обмене
придает особую актуальность и значимость
задаче обеспечения неприкосновенности
частной жизни граждан от тотального
контроля со стороны государственных
органов, коммерческих организаций
и преступного мира.
В Европе для охраны
и защиты прав на неприкосновенность
частной жизни в условиях автоматизированной
обработки данных о гражданах
более 35 лет назад был введен особый
институт правовой охраны личности - так
называемый институт защиты персональных
данных. Во многих европейских государствах
приняты национальные законы о персональных
данных, в ряде стран введены независимые
уполномоченные по защите этих данных.
Отсутствие в Российской Федерации
аналогичного национального закона
сдерживает возможность международного
сотрудничества правоохранительных органов
в борьбе с преступностью, что
получило подтверждение на Международной
конференции, проведенной 25 июня 1998 года
в парламенте РФ на тему "Международное
сотрудничество в борьбе с отмыванием
доходов, полученных незаконным путем".
Федеральный закон
Российской Федерации от 27 июля 2006 г.
N 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
вводит понятие "персональные данные";
относит персональные данные к конфиденциальной
информации и устанавливает, что
перечни персональных данных должны
быть закреплены федеральным законом;
требует, чтобы деятельность негосударственных
организаций и частных лиц
по обработке и представлению
персональных данных, по проектированию
и производству средств защиты информации
и обработки персональных данных
обязательно лицензировались в
порядке, установленном Правительством
РФ.
К персональным данным
могут быть отнесены сведения, использование
которых без согласия субъекта -
носителя персональных данных - может
нанести вред его чести, достоинству,
деловой репутации, доброму имени,
иным нематериальным благам и имущественным
интересам. В первую очередь здесь
имеют значение биографические и
опознавательные данные (в том
числе об обстоятельствах рождения,
усыновления, развода); личностные характеристики
(о личных привычках и наклонностях);
сведения о семейном положении, об имущественном,
финансовом положении (кроме случаев,
прямо установленных законом); о
состоянии здоровья.
Субъектами права
в области персонификации выступают:
- физические лица,
к которым относятся
- держатели персональных
данных - органы государственной
власти и органы местного
Работа с персональными
данными должна соответствовать
следующим требованиям:
а) персональные данные
должны быть получены и обработаны
на основании действующего законодательства;
б) они включаются
в базы персональных данных на основании
свободного согласия субъекта, выраженного
в письменной форме, за исключением
случаев, установленных в законе;
в) они должны накапливаться
для точно определенных и законных
целей, не использоваться в противоречии
с этими целями и не быть избыточными
по отношению к ним;
г) они должны быть
точными и в случае необходимости
обновляться;
д) они должны храниться
не дольше, чем этого требует цель,
для которой они накапливаются,
и подлежать уничтожению по достижении
этой цели или при миновании надобности;
е) они охраняются
в режиме конфиденциальной информации,
исключающем их случайное или
несанкционированное разрушение или
случайную утрату, а равно несанкционированный
доступ к ним, изменение, блокирование
или передачу данных;
ж) для лиц, занимающих
высшие государственные должности,
и кандидатов на эти должности
может быть установлен специальный
правовой режим, обеспечивающий открытость
только общественно значимых персональных
данных.
Правовая охрана
персональных данных начинается с момента
их получения держателем и должна
носить бессрочный характер. При получении
персональных данных в государственных
органах и органах местного самоуправления
их охрана обеспечивается в режиме
служебной тайны, а должностные
лица этих органов должны нести уголовную,
административную и гражданско - правовую
ответственность за разглашение
этих сведений или их незаконное использование.
Режим конфиденциальности
персональных данных снимается в
случаях их обезличивания, и по желанию
субъекта может быть установлен режим
общедоступной информации - библиографические
справочники, телефонные книги, адресные
книги, частные объявления и т.д.
В общедоступные базы данных могут
включаться следующие установочные
персональные данные: фамилия, имя, отчество,
год и место рождения, адрес
места жительства и места работы,
номер контактного телефона, сведения
о профессии, иные сведения, предоставленные
субъектом и/или полученные из открытых
источников. В последнем случае держатель
должен проинформировать субъекта о
содержании его персональных данных,
об источниках получения и цели использования.
Персональные данные
конкретного субъекта безотлагательно
должны исключаться из общедоступной
базы данных на основании распоряжения
этого субъекта или решения полномочного
государственного органа в случаях,
указанных в законе. Должны запрещаться
любые действия с персональными
данными, раскрывающими расовое
или этническое происхождение, национальную
принадлежность, языковую, партийную,
религиозную принадлежность, исключительно
в целях выявления этих факторов,
кроме оговоренных в законе случаев.
Так, в ФЗ "Об основах государственной
службы" (ст. 8) и в ФЗ "О службе
в таможенных органах" (ст. 24) прямо
запрещается сбор и внесение в
личные дела (реестры) государственных
служащих (в том числе сотрудников
таможенных органов) сведений об их политической,
религиозной принадлежности и о
частной жизни. Работа с персональными
данными для юридических и
физических лиц должна осуществляться
на основе лицензии, кроме случаев,
исключающих передачу этих данных другим
лицам.
Государство может
осуществлять регулирование действий
держателей персональных данных в формах:
- лицензирования
действий с персональными
- регистрации баз
персональных данных;
- регистрации держателей
персональных данных;
- сертификации информационных
систем, предназначенных для обработки
персональных данных.
Субъект персональных
данных в отношении своих данных
имеет следующие права:
- предоставлять кому-либо
персональные данные по своему
усмотрению;
- иметь доступ
к своим персональным данным;
- уточнять свои
персональные данные;
- блокировать (снимать
блокирование) какие-либо действия
с персональными данными;
- обжаловать неправомерные
действия в отношении
- требовать от
государственного органа
Ограничение прав субъекта
на свои персональные данные возможно
только в случаях, прямо установленных
в законе, в том числе:
1. В отношении
права предоставления своих
2. В отношении
права доступа субъекта к
для лиц, в отношении
которых персональные данные получены
в результате оперативно - розыскной
деятельности, за исключением случаев,
когда эта деятельность проводится
с нарушением действующего законодательства
либо если судом не доказано преступление,
задуманное или совершенное определенным
лицом;
для субъектов, задержанных
по подозрению в совершении преступления,
либо которым предъявлено обвинение
по уголовному делу, либо к которым
применена мера пресечения до предъявления
обвинения.
Защита прав субъекта
персональных данных может осуществляться
в административном порядке (через
подачу жалобы в вышестоящие органы
или уполномоченному по правам субъектов
персональных данных - при создании
такой службы) или в судебном порядке
(аналогично защите права на неприкосновенность
частной жизни).
Выводы
Всеобщая декларация
прав человека в ст. 12 провозглашает:
"Никто не может подвергнуться
произвольному вмешательству в
его личную и семейную жизнь, произвольным
посягательствам на неприкосновенность
его жилища, тайну его корреспонденции
или на его честь и репутацию.
Каждый человек имеет право на
защиту закона от такого вмешательства
или таких посягательств".
Согласно ч. 1 ст. 23
Конституции РФ, каждый гражданин
имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную
тайну. Этому праву корреспондируют
положения части 1 ст. 24 Конституции
РФ, устанавливающие, что сбор, хранение,
использование и
Статья 137 Уголовного
Кодекса представляет собой уголовно-правовую
гарантию этих конституционных прав
граждан.
Федеральным законом
от 08.12.2003 N 162-ФЗ правовая конструкция
состава перетерпела
Во-первых, исключены
такие обязательные признаки состава
преступления, как совершение его
из корыстной или личной заинтересованности,
относящиеся к субъективной стороне
рассматриваемого состава. В настоящее
время такой заинтересованности
не требуется, что совершенно справедливо,
так как возможность причинения
реального вреда интересам
Информация о работе Право на непрекосновенность частной жизни рф