Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:36, реферат
Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве
Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение
Запрещено проведение
оперативно - розыскных мероприятий
и использование специальных
и иных технических средств, предназначенных
(разработанных, приспособленных, запрограммированных)
для негласного получения информации
не уполномоченными на то федеральным
законом физическими и
В законах, регулирующих
оперативно - розыскную деятельность
государственных органов, заложены
дополнительные механизмы охраны и
защиты прав человека на неприкосновенность
частной жизни, которые предусматривают:
- право каждого
обжаловать неправомерные
- право каждого
на получение информации, собранной
в отношении него, если не доказано
судом преступление, задуманное
или совершенное этим лицом,
и обязанность должностных лиц
предоставить такую информацию;
- обязанность должностных
лиц структур, осуществляющих ОРД,
их вышестоящих органов, а
- запрет органам
(должностным лицам), осуществляющим
ОРД, разглашать сведения, затрагивающие
неприкосновенность частной
Аналогичные нормы
содержатся в Федеральных законах
"О почтовой связи", "О связи",
где установлено, что все операторы
связи обязаны обеспечить соблюдение
тайны связи. Информация о почтовых
отправлениях и передаваемых по сетям
электрической связи
4. Механизм государственной
защиты конституционного права
на неприкосновенность частной
жизни: проблемы на
Как представляется,
государство должно определить степень
своего участия в регулировании
процессов создания и функционирования
закрытых негосударственных (корпоративных)
систем, а также и соответствующих
открытых систем в интересах защиты
прав граждан. Возьмем, к примеру, нынешнюю
ситуацию, когда банки, предприятия
и организации устанавливают
у себя импортное оборудование цифровых
АТС со встроенным блоком полицейских
функций, позволяющим вести в
автоматическом режиме запись всех телефонных
переговоров. Это, по мнению собственников
таких систем, помогает им защитить
более надежно свои права на коммерческую,
банковскую, служебную тайну, но, с
точки зрения закона, такие приспособления
грубо нарушают конституционные
права граждан на тайну переговоров,
особенно тех, кто не является работником
данной организации.
Другим примером
неблагополучия в этой области может
служить ситуация с цифровыми
телефонными станциями общего пользования,
ответственность за которые несет
Госкомсвязи РФ. За пять лет число
цифровых телефонных станций возросло
с 2 до 76, а цифровых каналов - до 70 тысяч.
В этом импортном оборудовании не
исключены закладки обратной связи,
позволяющие бесконтрольно
Некоторая правовая
неопределенность возникла и в связи
с переходом во многих регионах России
на поминутную оплату телефонных переговоров,
что предполагает учет всех исходящих
звонков на телефонной станции. При
отсутствии определенного в законе
правового режима сохранения этой конфиденциальной
информации, возможно, ее использование
вопреки интересам граждан.
Рассматривая аналогичную
ситуацию, Европейский Суд по правам
человека пришел к выводу, что передача
записей учета звонков без
согласия лица, звонки которого подвергались
учету, представляет собой неоправданное
вмешательство в осуществление
права на неприкосновенность частной
жизни.
Для повсеместного
исполнения конституционных гарантий
прав на неприкосновенность частной
жизни необходимо установить в федеральном
законе исчерпывающий перечень случаев
прямого ограничения таких прав
в соответствии с конституционными
основаниями и решениями
Специального законодательного
закрепления требует
В данной связи представляет
интерес Резолюция
а) в случае противоречия
между правом на свободу информации
и на уважение частной жизни, приоритет
имеет право на свободу частной
жизни;
б) частная жизнь
общественных деятелей должна защищаться,
как и частная жизнь других
граждан, за исключением случаев, когда
она может оказать воздействие
на общественно значимые события.
Отсюда вытекает
задача определить перечень таких случаев,
дабы не возникали ситуации, подобные
той, когда в парламенте РФ велись
бесконечные споры о состоянии
здоровья Президента России.
5. Тайна голосования
Особое место в
праве на неприкосновенность частной
жизни занимает право на тайну
голосования. Оно возникает у
субъекта при реализации им своего
избирательного права во время участия
в выборах органов власти.
Требование проведения
выборов "путем тайного голосования"
прямо записано во Всеобщей Декларации
прав человека (п. 3 ст. 21), в Международном
Пакте о гражданских и
В современном российском
законодательстве право субъекта на
тайну голосования реализуется
через обязанность государства (в
лице избирательных комиссий) обеспечить
эту тайну и предполагает:
- выдачу единообразных
избирательных бюллетеней;
- заполнение избирательного
бюллетеня в специально
Такие нормы содержатся
в Федеральный конституционный
закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008)
"О референдуме Российской Федерации"
(одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) (ст. 33), в
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента
Российской Федерации" (принят ГД ФС
РФ 24.12.2002) (ст. 51), в Федеральный закон
от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 22.04.2005) (ст. 58), в Федеральный
закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009)
"Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" (принят ГД
ФС РФ 23.10.1996) (ст. 36, 41), в Федеральный
закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.11.2009)
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (принят
ГД ФС РФ 22.05.2002) (ст. 30). Во всех случаях
нормы законов, как и нормы
международного права, прямо указывают,
что гражданин обязан голосовать
лично и бюллетень может быть
выдан лишь при предъявлении документа,
удостоверяющего личность.
6. Пределы и ограничения
осуществления
Информация, затрагивающая
неприкосновенность частной жизни
лица и ставшая известной на законных
основаниях другим лицам, должна охраняться:
в режиме профессиональной тайны (если
она получена ими исключительно
в силу исполнения своих профессиональных
обязанностей, не связанных с государственной
или муниципальной службой) и
в режиме служебной тайны (если она
получена представителями
Защита прав на неприкосновенность
частной жизни может
В последнем случае
потерпевший подает жалобу на должностное
лицо (орган), нарушившие его права,
в вышестоящий орган либо прокурору,
которые обязаны принять меры
по восстановлению нарушенных прав.
В судебном порядке
различают способы гражданско-
К основным способам
гражданско-правовой защиты прав на неприкосновенность
частной жизни, как нематериальных
благ, относятся права требовать
через иск в суд:
- признания права;
- восстановления
положения, существовавшего до
нарушения права;
- признания действий
незаконными;
- пресечения действий,
нарушающих право или
- признания недействительным
акта государственного органа
либо органа местного
- возмещения убытков;
- компенсации морального
вреда (физических или
- опубликования ответа
потерпевшего;
- опровержения по
суду порочащих его честь,
Под моральным вредом
понимаются нравственные или физические
страдания, причиненные действиями
(бездействием), посягающими на принадлежащие
гражданину от рождения или в силу
закона нематериальные блага (в том
числе неприкосновенность частной
жизни). Моральный вред, в частности,
может заключаться в
Информация о работе Право на непрекосновенность частной жизни рф