Налоговое право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить предмет налогового права;

- изучить особенности метода налогово-правового регулирования

- рассмотреть источники налогового права;

-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;

- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Понятие и предмет налогового права Российской Федерации 6
Метод налогового права Российской Федерации 10
Источники налогового права Российской Федерации 15



ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации 27

2.2.Соотношение налогового права с конституционным, административным и гражданским правом Российской Федерации 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

налоговое.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     миниcтерство образования и науки российской федерации

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет» 

     Институт  экономики и права

     Юридический факультет 

     Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 

                                                                                                                            Допущен к защите:

                                                                  ___________ / канд.техн.наук., доцент Л.Т.Шагжиева 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: «Финансовое право» 

 на  тему: НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Исполнитель:       студент очной формы обучения группы  577-2

 РОГОЖКО ИРИНА СЕРГЕЕВНА 
 

 Руководитель  работы: /________________________/ канд. техн. наук, доцент Л.Т.Шагжиева               
 
 
 
 

Дата  сдачи:_______________

Дата защиты:_____________

Оценка:__________________  
 
 
 
 

 Улан-Удэ,2010 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                 Стр.

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    
    1. Понятие и  предмет налогового права Российской Федерации             6
    2. Метод налогового права Российской Федерации                               10
    3. Источники налогового права Российской Федерации                       15
 
 

    ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации                                                                                             27

    2.2.Соотношение  налогового права с конституционным,  административным и гражданским правом Российской Федерации                   30 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 38 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ          41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    С момента зарождения налоговой системы  РФ – с 1992 г.– действовал Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в конце 90-х гг. XX в. Налогового кодекса РФ, часть первая которого была введена в действие с 1 января 1999 г.

    С начала кодификации налогового законодательства прошло уже более 10 лет, однако налоговое право и по сей день остается  – наиболее «живой», нестабильной, динамично развивающейся отраслью законодательства.

    Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его  крайним несовершенством, выражающимся, в частности в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

    По сравнению с другими отраслями юридической науки российское налоговое право на сегодня характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности и противоречивости, а практика его применения сопровождается различными правовыми проблемами. При этом процесс совершенствования налогового законодательства пока еще далек от завершения.

    Подобное  положение дел во многом объясняется  и тем, что при создании современного налогового права, имевшаяся ранее нормативно-правовая и методологическая база, во внимание практически не принималась. Указанные обстоятельства и обуславливают актуальность настоящего исследования.

    В числе современных ученых, обращавшихся к данной проблематике  следует назвать таких авторов, как: А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, О.Н. Горбунова, А.В. Демин, С.А. Кудреватых, Н.П. В.А. Парыгина, С.Г. Пепеляев, Э.Д. Соколова, Н.И. Химичева и др.

    Цель  настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.

    Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

    - определить  предмет налогового права;

    - изучить особенности метода налогово-правового регулирования

    - рассмотреть источники налогового  права;

    -определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;

      - охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.

      Объектом исследования выступают общественные отношения, входящие в предмет налогового права Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы налогового законодательства; доктринальные источники; судебная практика.

    Методологическую основу исследования составляют исторический, формально-логический и системный методы научного познания.

    Нормативно-правовой базой исследования выступили Закон  РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации»,  Налоговый кодекс РФ, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»,материалы судебной и арбитражной практики,  а также различные научные труды правоведов.

    По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и предмет налогового права РФ 

    Для определения понятия налогового права, прежде всего, необходимо очертить круг тех общественных отношений, которые регулируются его нормами. Необходимо признать, что эта задача достаточно сложна, поскольку, во-первых, налоговое право в российской правовой системе – явление относительно новое и мало исследованное, а во-вторых, регулируемые им общественные отношения весьма разноплановы.

    Существование налогового права обусловлено использованием государством налогов как основного  источника формирования финансовой базы для осуществления своих  задач и функций. Для советского периода в истории России характерным являлось формирование государственных доходов не за счет налогов, а за счет прямых изъятий внутреннего валового продукта, производимого на основе государственной монополии1.

    Посредством установления налогов государство и муниципальные образования получают возможность в односторонне-властном порядке изъять часть совокупного общественного продукта в свою пользу. При этом следует подчеркнуть именно односторонний характер налоговых изъятий, поскольку уплачиваемые конкретным субъектом суммы налога идут, в конечном счете, на удовлетворение общего интереса и не связываются с предоставлением данному субъекту набора услуг, эквивалентного по их стоимости сумме внесенных им налоговых платежей.

    Именно  с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других лиц.

    Указанные обстоятельства позволяют говорить об объективной включенности налогового права в систему финансового права, нормы которого регулируют общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием общегосударственных и муниципальных фондов денежных средств2.

    Предмет налогового права согласно ст. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения3. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

    Не  случайно, судебная практика исходит  из того, что «при решении вопроса  о применении к спорным правоотношениям  положений части первой НК РФ судам  необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в части первой статьи 2 Кодекса. В связи с этим часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений»4.

      Представляются  убедительным выделение некоторых  общих свойств налоговых отношений, объединяющих их в единый предмет правового регулирования: во-первых, они выступают как отношения по распределению бюджетных расходов; во-вторых, налоговые отношения имеют денежный, стоимостной характер; в-третьих, в них участвуют как публичные субъекты, так и частные субъекты; в-четвертых, они строятся на конституционном принципе обязательности уплаты налогов, как общественного блага; в-пятых, отношения регулируются комплексом норм законодательства5.

      Дифференцировать  предмет налогового права можно  по различным основаниям. В частности, А.В. Демин выделяет три блока  отношений, отражающих стадийность  налогообложения как процесса, «разворачивающегося» во времени и в пространстве: 1) налогово-правотворческий блок, включающий отношения по установлению и введению налогов и сборов; 2) налогово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости – принудительным взысканием налогов и сборов; 3) налогово-процессуальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности6.

      В литературе отмечается, что в предмете налогового права можно выделить как имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, так и отношения организационные (неимущественные). Первые традиционно рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Это справедливый вывод, поскольку все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности7.

Информация о работе Налоговое право РФ