Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить предмет налогового права;
- изучить особенности метода налогово-правового регулирования
- рассмотреть источники налогового права;
-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;
- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие и предмет налогового права Российской Федерации 6
Метод налогового права Российской Федерации 10
Источники налогового права Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации 27
2.2.Соотношение налогового права с конституционным, административным и гражданским правом Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41
миниcтерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
государственный
Институт экономики и права
Юридический
факультет
Кафедра
гражданско-правовых дисциплин
___________ / канд.техн.наук., доцент Л.Т.Шагжиева
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине: «Финансовое право»
на
тему: НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Исполнитель: студент очной формы обучения группы 577-2
РОГОЖКО
ИРИНА СЕРГЕЕВНА
Руководитель
работы: /________________________/ канд. техн. наук,
доцент Л.Т.Шагжиева
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Улан-Удэ,2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО
ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.
К вопросу об отраслевой самостоятельности
налогового права Российской Федерации
2.2.Соотношение
налогового права с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
41
ВВЕДЕНИЕ
С момента зарождения налоговой системы РФ – с 1992 г.– действовал Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в конце 90-х гг. XX в. Налогового кодекса РФ, часть первая которого была введена в действие с 1 января 1999 г.
С начала кодификации налогового законодательства прошло уже более 10 лет, однако налоговое право и по сей день остается – наиболее «живой», нестабильной, динамично развивающейся отраслью законодательства.
Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в частности в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.
По сравнению с другими отраслями юридической науки российское налоговое право на сегодня характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности и противоречивости, а практика его применения сопровождается различными правовыми проблемами. При этом процесс совершенствования налогового законодательства пока еще далек от завершения.
Подобное положение дел во многом объясняется и тем, что при создании современного налогового права, имевшаяся ранее нормативно-правовая и методологическая база, во внимание практически не принималась. Указанные обстоятельства и обуславливают актуальность настоящего исследования.
В числе современных ученых, обращавшихся к данной проблематике следует назвать таких авторов, как: А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, О.Н. Горбунова, А.В. Демин, С.А. Кудреватых, Н.П. В.А. Парыгина, С.Г. Пепеляев, Э.Д. Соколова, Н.И. Химичева и др.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить предмет налогового права;
- изучить особенности метода налогово-правового регулирования
-
рассмотреть источники
-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;
- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.
Объектом исследования выступают общественные отношения, входящие в предмет налогового права Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы налогового законодательства; доктринальные источники; судебная практика.
Методологическую основу исследования составляют исторический, формально-логический и системный методы научного познания.
Нормативно-правовой базой исследования выступили Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»,материалы судебной и арбитражной практики, а также различные научные труды правоведов.
По
своей структуре курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие
и предмет налогового права РФ
Для определения понятия налогового права, прежде всего, необходимо очертить круг тех общественных отношений, которые регулируются его нормами. Необходимо признать, что эта задача достаточно сложна, поскольку, во-первых, налоговое право в российской правовой системе – явление относительно новое и мало исследованное, а во-вторых, регулируемые им общественные отношения весьма разноплановы.
Существование
налогового права обусловлено
Посредством установления налогов государство и муниципальные образования получают возможность в односторонне-властном порядке изъять часть совокупного общественного продукта в свою пользу. При этом следует подчеркнуть именно односторонний характер налоговых изъятий, поскольку уплачиваемые конкретным субъектом суммы налога идут, в конечном счете, на удовлетворение общего интереса и не связываются с предоставлением данному субъекту набора услуг, эквивалентного по их стоимости сумме внесенных им налоговых платежей.
Именно с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других лиц.
Указанные обстоятельства позволяют говорить об объективной включенности налогового права в систему финансового права, нормы которого регулируют общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием общегосударственных и муниципальных фондов денежных средств2.
Предмет налогового права согласно ст. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения3. Этот перечень – исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Не случайно, судебная практика исходит из того, что «при решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой НК РФ судам необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в части первой статьи 2 Кодекса. В связи с этим часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений»4.
Представляются
убедительным выделение некоторых
общих свойств налоговых
Дифференцировать предмет налогового права можно по различным основаниям. В частности, А.В. Демин выделяет три блока отношений, отражающих стадийность налогообложения как процесса, «разворачивающегося» во времени и в пространстве: 1) налогово-правотворческий блок, включающий отношения по установлению и введению налогов и сборов; 2) налогово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости – принудительным взысканием налогов и сборов; 3) налогово-процессуальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности6.
В литературе отмечается, что в предмете налогового права можно выделить как имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, так и отношения организационные (неимущественные). Первые традиционно рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Это справедливый вывод, поскольку все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности7.