Налоговое право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить предмет налогового права;

- изучить особенности метода налогово-правового регулирования

- рассмотреть источники налогового права;

-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;

- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Понятие и предмет налогового права Российской Федерации 6
Метод налогового права Российской Федерации 10
Источники налогового права Российской Федерации 15



ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации 27

2.2.Соотношение налогового права с конституционным, административным и гражданским правом Российской Федерации 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

налоговое.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, значительная часть отношений, входящих в предмет налогового права, обнаруживает элементы их административно-правовой природы. Однако не следует забывать, что не менее важной особенностью указанных отношений является их распределительно-денежный характер. Организуя их в односторонне-властном порядке, государство преследует цель финансового обеспечения публичной деятельности за счет изъятия в налоговой форме части имущества физических лиц и организаций. Именно неразрывная связь организационной и имущественной сторон в налоговых отношениях определяет их специфику в сравнении с административно-правовыми отношениями59.

    3) Налоговое и гражданское право.

      Обе отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности. Таким образом, гражданское и налоговое право объединяет объект правового регулирования, а именно отношения собственности.

    Основное  различие между ними – в методе правового регулирования; прежде всего, речь идет о субъектном составе и  правовом положении участников правоотношений. Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами. Участие в некоторых гражданско-правовых отношениях государства ничего не меняет по существу, поскольку государственные органы выступают здесь в качестве обычных юридических лиц, заключающих частноправовые сделки. Подобные отношения характеризуются формально-юридическим равенством участников, свободой выбора контрагента, диспозитивностью. Налоговые же правоотношения суть властеотношения, государство выступает здесь как субъект, наделенный властными полномочиями и реализующий публичные функции60.

    В то время как гражданское право  относится к группе частноправовых отраслей, налоговое право – публично-правовая отрасль. Наиболее отчетливо черты публичного и частного права проявляются в общеотраслевых принципах. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; частные лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Напротив, для налогового права характерны приоритет публичных интересов перед частными, функциональная субординация, прямое ограничение государством права собственности, ограничение автономии частных лиц, отсутствие у них личной заинтересованности участвовать в правоотношениях.

    Регулируя отношения собственности, гражданское  и налоговое право использует различные средства правового регулирования. Для налогового права характерен императивный метод, властный характер правоотношений, позитивные обязывания и запреты, абсолютно-определённые нормы, для гражданского – метод согласования, формально-юридическое равенство, дозволения, свобода субъектов формировать взаимоотношения по своему усмотрению, относительно-определенные нормы, договор как юридическая форма правоотношений. Пункт 3 ст. 2 ГК РФ закрепляет, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, именно характер правоотношений – властный или невластный – определяет отнесение правоотношений к налоговым или гражданско-правовым61.

    Гражданское право отличает высокая степень  универсальности, то есть отдельные гражданско-правовые нормы и даже целые институты могут находиться не только в актах непосредственно гражданского законодательства, но и в источниках иных отраслей права. Этим они отличаются от налоговых норм, содержащихся (за редчайшим исключением) только в налоговом законодательстве. Таким образом, налоговое право можно условно отнести к «замкнутым» отраслям права, а гражданское право – к «открытым». Поэтому отдельные гражданско-правовые нормы могут располагаться и в налоговом законодательстве. Например, возможность использования залога или поручительства в качестве способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, предусмотренное главой 11 НК РФ, представляет собой применение гражданско-правовых институтов в сфере налогообложения. Это и есть те самые, «установленные законом» исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (ст. 2 ГК РФ).

    При нарушении прав частных лиц в  налоговых правоотношениях применяются гражданско-правовые способы защиты. Так, ст. 103 НК РФ регулирует основания и порядок возмещения неправомерного вреда, причиненного при проведении налогового контроля. В частности, устанавливается, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (не-полученный доход). Отношения, возникающие по поводу возмещения такого вреда, не относятся к налогово-правовым, поскольку властные элементы в них отсутствуют. На первый план здесь выходят реординационные взаимодействия, то есть возникновение правоотношения по инициативе частного лица, действующего в силу личной заинтересованности. В данном случае НК РФ указывает на применение к налоговым отношениям гражданско-правового института возмещения вреда.

    Еще раз отметим, что применение гражданско-правовых норм к на-логовым правоотношениям  возможно только в силу прямого указания закона. Скажем, если бы в НК РФ отсутствовала ст. 103, предусматривающая

возможность возмещения вреда, причиненного налогоплательщику неправомерными действиями налоговых органов, взыскать соответствующие убытки представлялось бы довольно проблематичным62.

    Характерный пример – попытки налогоплательщиков взыскать с налоговых органов проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. Такая возможность устанавливается ст. 395 ГК РФ.

    Какие-либо ссылки на эту статью либо подобные по содержанию нормы в налоговом законодательстве отсутствуют. Это дает основание судам утверждать: В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правонарушениям только при условии, что это предусмотрено законодательством. Поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).

    НК  РФ прямо указывает на случаи применения гражданского законодательства к налоговым правоотношениям: определение статуса законного и уполномоченного представителя налогоплательщика (ст.ст. 27 и НК); определение зависимых (дочерних) обществ и основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий) (ст. 31 НК); признание налогоплательщика умершим (ст. 44 НК); определение очередности списания денежных средств с банковских счетов налогоплательщика (ст.ст. 45, 46, 60, 114 НК); определение очередности исполнения налоговой обязанности при ликвидации и реорганизации организации налогоплательщика (ст.ст. 49, 50 НК); регулирование залога и поручительства в качестве способа исполнения налоговой обязанности (ст.ст. 73, 74 НК РФ); порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам для целей налогообложения (ст. 280 НК РФ) и т.д. В этом случае гражданско-правовые нормы выступают в качестве общих, а налоговые – в качестве специальных норм63.

    Однако  нельзя исключить возможность проникновения частно-правовых начал в налоговые отношения по воле самого законодателя. Принятие Налогового кодекса РФ свидетельствует о стремлении государства к расширению использования гражданско-правовых категорий в процессе осуществления налоговых изъятий. В частности, речь идет о залоге и поручительстве, которые рассматриваются в качестве способов обеспечения исполнения налоговых обязанностей плательщиками при предоставлении им отсрочки либо рассрочки уплаты налога, института уполномоченного представительства в налоговых отношениях, солидарности ответственности по уплате налога и др. Однако следует помнить, что использование гражданско-правовых норм в налоговом праве не меняет их правовой природы и требует особого внимания в целях обеспечения согласованного воздействия налоговых и гражданско-правовых норм на регулируемые отношения.

    Таким образом дискуссию о месте налогового права в системе российского права нельзя считать завершенной. Вместе с тем анализ теоретических взглядов на указанную проблему свидетельствует о том, что большинство исследователей включает налоговое право на данном этапе его развития в систему финансового права64. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате проведенного исследования, было установлено, что непосредственным предметом налогового права выступают налоговые отношения как особая разновидность финансовых отношений. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

      Общими  свойствами налоговых отношений, объединяющих их в единый предмет правового  регулирования, выступают: во-первых, они выступают как отношения по распределению бюджетных расходов; во-вторых, они имеют денежный, стоимостной характер; в-третьих, в них участвуют как публичные субъекты, так и частные субъекты; в-четвертых, они строятся на конституционном принципе обязательности уплаты налогов, как общественного блага; в-пятых, отношения регулируются комплексом норм законодательства.

    Основной  чертой метода регулирования налоговых  отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания  одним участникам налоговых отношений  со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

    Однако  применение в налоговом праве  преимущественно императивного  способа не исключает использования  рекомендаций, согласований и права  выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика (метод  координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны – налогоплательщика -проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

    Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему. Прежде всего, все они делятся на две большие группы: национальные и международные источники права.

    Систему российского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления, содержащих нормы налогового права.

      В настоящее время в России наблюдается  бурный процесс развития налогового законодательства не только на федеральном, но и региональном уровне, а также формирование органами местного самоуправления соответствующей правовой основы налогообложения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема совершенствования налогового законодательства. При реформировании налогового законодательства важное значение следует придавать особенностям юридических законов, в данном случае, это относится к налоговым законам. Они, во-первых, могут ускорять действие экономических законов и тем самым положительно влиять на их развитие; во-вторых, наоборот, могут тормозить действие экономических законов, оказывая тем самым отрицательное влияние на их развитие, а значит, и на развитие экономики, на выход из кризисной экономической ситуации, углубляя ее.

    Согласно  мнениям ученых, российское налоговое право, это, во-первых, правовой институт отрасли финансового права; во-вторых, подотрасль финансового права; в-третьих, самостоятельная отрасль российского права; в-четвертых, самостоятельная отрасль российского законодательства; в-пятых, часть отрасли финансового законодательства; в-шестых, наука; в-седьмых, учебная дисциплина.

      Таким образом дискуссию о месте налогового права в системе российского права нельзя считать завершенной. Вместе с тем анализ теоретических взглядов на указанную проблему свидетельствует о том, что большинство исследователей включает налоговое право на данном этапе его развития в систему финансового права.

Информация о работе Налоговое право РФ