Налоговое право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить предмет налогового права;

- изучить особенности метода налогово-правового регулирования

- рассмотреть источники налогового права;

-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;

- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Понятие и предмет налогового права Российской Федерации 6
Метод налогового права Российской Федерации 10
Источники налогового права Российской Федерации 15



ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации 27

2.2.Соотношение налогового права с конституционным, административным и гражданским правом Российской Федерации 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

налоговое.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

    Официальными  источниками опубликования нормативных актов о налогах или сборах служат «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» или «Парламентская газета».

    Особые  правила вступления в законную силу установлены относительно актов  налогового законодательства, вводящих новые налоги или сборы. Кроме названных двух условий, акты, предусматривающие новые налоги или сборы, должны соответствовать дополнительному требованию. Подобные нормативные правовые акты вступают в законную силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента их официального опубликования23.

    Система налогового законодательства складывается в следующем порядке.

    Конституционные основы налогового права образуют те нормы Конституции, которые в той или иной степени соотносятся с налогообложением. Статья 57 Конституции РФ – установление обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, её субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства24.

    Второй  уровень в регулировании налоговых отношений занимают законы о налогах и сборах в Российской Федерации.

    Система (иерархия) нормативных актов, объединенных термином «законодательство о налогах  и сборах», складывается следующим  образом:

    а) федеральное налоговое законодательство – Налоговый кодекс РФ  и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.  Использование термина «принятые в соответствии» вполне может трактоваться и как «не противоречащие» НК РФ. Именно такое прочтение данной нормы, вероятно, позволило Пленуму Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении указать, что «до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения». Иными словами, Пленум ВАС признал, что формулировка" федеральные законы, принятые в соответствии с Налоговым кодексом" не предполагает, что эти законы должны быть непосредственно указаны в самом тексте Кодекса25

    При этом НК РФ прямо не предписывает принятие каких-либо конкретных налоговых законов помимо НК РФ, хотя такая возможность и не исключается: например, ст. 25 НК РФ устанавливает, что права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов могут определяться, в частности, помимо НК РФ и иными федеральными законами.

    К федеральным законам о налогах  и сборах относятся:

    1) федеральные законы о налогах  и сборах, принятые до введения  в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ;

    2) федеральные законы о налогах  и сборах, принятые в соответствии  с НК РФ.

    Налоговый кодекс РФ является основным законом  в налоговом праве. Его первая часть введена в действие с 1 января 1999 г. Четыре главы (21, 22, 23, 24) части второй НК РФ действуют с 1 января 2001 г., гл. 25 и 26 вступили в силу с 1 января 2002 г. Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России закреплены в НК РФ. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной. Главная задача НК РФ – структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России.

    К указанным выше федеральным законам  о налогах и сборах, в частности  относятся, например, Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»26,  Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»27, Закон РФ «О таможенном тарифе»28 и др.

    б) региональное налоговое законодательство – законы, принятые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ. 

    В Республике Бурятия, в качестве примера регионального законодательства, прежде всего, необходимо отметить Конституцию Республики Бурятия, которая в ст.56 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы29. Также можно назвать следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»30, Закон Республики Бурятия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на  территории Республики Бурятия»31, Закон Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года»32,  Закон Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия»33 и др.

    3) местное налоговое законодательство  – нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

    Правовые  акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст. 8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федеральных законов №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»34, а также на основании п. 5 ст. 1 НК РФ, говорящей о том, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ, и что их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма.

      В г.Улан-Удэ представительным  органом является  Улан-Удэнский городской Совет депутатов, следовательно примерами данного вида  источников налогового права могут служить Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории города Улан-Удэ»35, решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об установлении дополнительных льгот по земельному налогу»36,  Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об утверждении Порядка зачисления в бюджет городского округа «город Улан-Удэ» части прибыли муниципальных унитарных предприятий»37 и др.

    б) подзаконные нормативные правовые акты38.

    В соответствии с п. 1. ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела3, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. Что касается налоговых и таможенных органов, то согласно п. 2 ст. 4 НК РФ они не имеют права издавать какие-либо нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

    Подзаконные акты в свою очередь можно разделить на акты органов общей и специальной компетенции.

    Акты  органов общей компетенции:

    1) указы Президента РФ, которые  не должны противоречить Конституции  РФ и налоговому законодательству  и имеют приоритетное значение  по отношению к другим подзаконным актам.

    Данные  акты могут вносить существенную корректировку в налоговое законодательство государства.

    Полномочия  Президента в сфере нормотворчества  до сих пор четко не определены, и поэтому здесь необходимо руководствоваться  п. 3 ст. 75 Конституции РФ, где указано, что система федеральных налогов и общие принципы налогообложения устанавливаются только федеральными законами. Президент России уполномочен принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях: при наличии пробела в законодательном регулировании определенных отношений или в случае, если такие полномочия даются тем или иным федеральным законом;

    2) постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»39, Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. №995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов»40, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. №688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»41 и др.

    3) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ). Таковыми, например, являются Постановление Правительства Республики Бурятия №291 «О порядке списания недоимки, а также пени и штрафов физических лиц по транспортному налогу, невозможных к взысканию»42, Постановление Правительства Республики Бурятия №396 «Об утверждении методики расчета коэффициента для перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2010 год»43 и др.   

    Акты  органов специальной компетенции. К этой группе источников налогового права относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

    Однако  нормативные акты этих ведомств не могут устанавливать, изменять или  прекращать права и обязанности  налогоплательщиков. Их назначение состоит  в том, чтобы регламентировать способы практической деятельности органов исполнительной власти.

    Согласно  части первой НК РФ нормотворческое  право органов специальной компетенции  существенно ограничено и возможно лишь при соблюдении нескольких условий:

    а) нормативные акты издаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, в НК РФ или в федеральном налоговом законе должно быть прямо предусмотрено право органов исполнительной власти регулировать тот или иной вопрос, связанный с налогообложением.

    б) данные акты не должны изменять или дополнять существующее законодательство о налогах и сборах.

      В качестве примера можно назвать  Приказ Минфина РФ от 5 мая 2008 г. №54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения»44, Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»45, Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-3/183@ «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»46 и др.

    Национальная  правовая система Российской Федерации, следуя традициям континентального европейского права, не отводит судебным актам столь важной роли в регулировании общественных отношений, которую эти акты играют в правовых системах прецедентного общего права. Вместе с тем влияние судебной практики на регулирование налоговых отношений достаточно велико. Характеризуя роль судебных актов в регулировании налоговых правоотношений, Г.В. Петрова отмечает, что «роль судебной практики в настоящее время сводится как к выявлению смысла большинства налоговых законов, учитывая их несовершенство, так и к выработке новых подходов, развивающих нормы налогового законодательства»47. Тем самым признается активное участие судов в регулировании налоговых отношений.

Информация о работе Налоговое право РФ