Налоговое право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики исследовать налоговое право Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить предмет налогового права;

- изучить особенности метода налогово-правового регулирования

- рассмотреть источники налогового права;

-определить место налогового права в правовой системе Российской Федерации;

- охарактеризовать соотношение налогового права с конституционным, административным правом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Понятие и предмет налогового права Российской Федерации 6
Метод налогового права Российской Федерации 10
Источники налогового права Российской Федерации 15



ГЛАВА 2. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. К вопросу об отраслевой самостоятельности налогового права Российской Федерации 27

2.2.Соотношение налогового права с конституционным, административным и гражданским правом Российской Федерации 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

налоговое.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Как мы видим, налоговые отношения –  это всегда отношения по поводу собственности. Конечной целью налогово-правового регулирования является формирование централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления путем отчуждения принадлежащих частным лицам денежных средств для реализации публичных задач и функций. Таким образом, предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные, в конечном счете, на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

      Налоговые правоотношения по общему правилу определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права. Например, О.Н. Горбунова выделяет налоговые правоотношения среди видов финансовых правоотношений, наравне с бюджетными отношениями, «отношениями в области страхования, кредита (государственного и банковского), регулируемых финансовым правом расчетов, финансовыми правоотношениями по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства»8. Другие ученые (Е.Ю. Грачева, И.И. Кучеров, Н.И. Химичева) также определяет налоговое правоотношение как вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права9.

        Налоговые отношения являются составной частью финансовых отношений в связи с этим обладают всеми признаками, присущими финансовым отношениям. Налоговые отношения возникают в процессе аккумуляции финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных фондов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Отсюда и другой их признак - налоговые отношения возникают по поводу перечисления именно денежных средств10.

    Проведенный выше анализ демонстрирует известное  разнообразие включаемых в предмет  налогового права отношений. Однако все они организуются государством для достижения одной цели – обеспечить эффективное функционирование механизма налогообложения. В результате налоговое право формируется как базирующаяся на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций. 

1.2. Метод  налогового права

    Исходя  из выработанных юридической наукой положений, метод налогового права можно определить как совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения11. Особенности метода налогового права обусловлены его публично-правовой природой и включают следующие признаки.

    а) Публичные цели налогово-правового регулирования.

    Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать.  Поэтому для налогообложения характерен приоритет публичных интересов перед интересами частными12. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, поскольку его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер. Само существование налогового права, его обособление, повышение значения в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей в формирования доходов бюджетов всех уровней13.

        Как верно указывает В.И. Гуреев, публичный и частный интересы могут и не совпадать. «Если же такое совпадение и имеет место объективно, оно может быть не осознано конкретным носителем частного интереса. Такое положение вещей закономерно для сферы налогообложения, поскольку в рамках налоговых отношений частный субъект, как правило, вынужден поступиться собственным интересом: он утрачивает право на определенную долю принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и негарантированной конкретно ему выгоды от деятельности  публичных субъектов»14.

      Поэтому в налоговом правотворчестве  очень важно соблюдать баланс между публичными и частными интересами. Требуется выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы, с одной стороны, сформировать бюджет,  а с другой – не отбить у налогоплательщика желания заниматься коммерческой деятельностью, иметь недвижимость или обладать иным объектом налогообложения.  Именно поэтому налоговое право в современных условиях не может использовать только административные методы, а должно считаться с интересами частных лиц, участвующих в гражданском обороте, неприкосновенностью частной собственности, необходимостью защиты прав и свобод человека.

    б) Преобладание обязывающих и запрещающих норм.

      Все отрасли права используют для  отраслевого регулирования и  обязывающие, и запрещающие, и дозволяющие  нормы. Однако удельный вес каждого  вида норм, их сочетание и значение для той или иной отрасли различны и определяются, прежде всего, функционально-целевой направленностью отраслевого регулирования.

      Доминирование в налоговом праве обязывающих  и запрещающих норм обусловлено  публично-правовой целью обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства. Налоговая обязанность – центральное звено, ядро налогового права. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие собственной инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, но в силу конституционно-правовой обязанности. В содержании налоговых правоотношений всегда прямо или косвенно присутствует эта обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Причем одни налоговые правоотношения (основные)  непосредственно выражают данную обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают её реализацию. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют15.

    в) Императивность.

      Налоговому  праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация  свободы субъектов самостоятельно регулировать своё поведение в рамках налогового правоотношения. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам  право самостоятельно  регулировать отдельные аспекты своих юридических взаимодействий, здесь сведены к минимуму.

      Анализируя  систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, А.В. Брызгалин делает вывод о том, что основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации)16. Необходимо отметить, что применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта - налогоплательщика (метод координации).

      И.В. Крохина отмечает, что «образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотношений различны: в большинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях - условная диспозитивность»17. В качестве диспозитивных элементов нередко указывают возможность для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую и учетную политику, использовать налоговые льготы, участвовать в налоговых  правоотношениях лично либо через представителя18. Ярким примером диспозитивного регулирования выступает предусмотренный в рамках упрощенной системы налогообложения выбор объекта налогообложения самим налогоплательщиком (ст. 346.14 НК).

      Основным  средством фиксирования прав и обязанностей в сфере налогообложения является не договор, и не административный акт, а непосредственно закон. Если правоотношения в других отраслях права зачастую осуществляются по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве – на основании прямых предписаний закона. Наиболее емко это выражено налогово-правовой аксиомой: «О налогах не договариваются». Как исключение, подтверждающее общее правило, должно восприниматься использование в сфере налогообложения некоторых договорных форм. Речь идет о соглашениях, связанных с изменением срока уплаты налогов и сборов, а также залогом и поручительством как средствами обеспечения исполнения налоговой обязанности. В Постановлении Конституционного Суда от 17.12.96 № 20-П прямо отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона19.

      Налоговая обязанность вытекает непосредственно  из закона, детально регламентирована законом, и возможность отступить от предусмотренной налоговой нормой модели поведения крайне ограничена (а зачастую вообще невозможна).

    г) Участие государства в налоговых отношениях.

      Государство в лице уполномоченных органов и  должностных лиц – обязательные участники налоговых правоотношений, носящих субординационный, властный, вертикальный характер. В этом состоит одно из главных отличий налогово-правового метода от методов частного права, где правоотношения возникают между формально несоподчиненными лицами: ст. 1 ГК РФ прямо указывает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений20.

      Налоговые правоотношения всегда строятся по субординационной модели, где обязанным лицом, как правило, выступает налогоплательщик. Статья 2 НК РФ (а также ст. 2 ГК РФ) определяет налоговые отношения как властные. В Постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд отметил: «Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, – принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику – обязанность повиновения»

    д) Использование метода официальных разъяснений и рекомендаций.

        Рекомендательные нормы, содержащиеся в различного рода инструкциях, разъяснениях, обзорах, методических указаниях и других официальных документах, получили широкое применение и признание в сфере налогово-правового регулирования. Акты-рекомендации, официально не имея общеобязательного характера и не обладая юридической силой, оказывают значительное ориентирующее влияние на участников налоговых правоотношений.

      В налоговом праве впервые получил  нормативное признание и развитие институт индивидуального (казуального) толкования властными субъектами актов  налогового законодательства, неизвестный  иным отраслям права. Речь идет об официальных  разъяснениях, имеющих важное юридическое значение, поскольку согласно ст. 111 НК РФ к обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, относится, в частности,  выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

      На  возможность применения рекомендательного  метода в налоговом праве как  совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения указывают многие ученые: Н.И.Химичева; М.В.Карасева; И.В.Рукавишникова и др.21 Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения, является, например, предоставленная частному субъекту возможности формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение инвестиционного налогового кредита и т.п.

    Таким образом, налоговое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по организации и осуществлению государством в односторонне-властном порядке налоговых изъятий у физических лиц и организаций в целях финансового обеспечения публичной деятельности.

1.3. Источники  налогового права

    Одним из существенных признаков права  в целом и налогового права, в  частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, то есть документально фиксируется22.

    Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему. Прежде всего, все они делятся на две большие группы: национальные и международные источники права.

      В составе национальных источников основополагающее значение принадлежит нормативным правовым актам, которые, в свою очередь,  можно разделить на налоговое законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.

    Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют определенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условий процедурного характера: 1) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; 2) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления в законную силу.

Информация о работе Налоговое право РФ