Частное и публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.

Задачи работы:
Охарактеризовать исторические данные становления и развития частного и публичного права.
Рассмотреть понятия и систему частного и публичного права.
Охарактеризовать юридические особенности частного права
Рассмотреть критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Частное и публичное право.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

      Сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права, его эффективное воздействие на экономические преобразования, ускоряют процесс формирования гражданского общества и правового государства.

      Важность  разработки проблем частного и публичного права обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования. Разработка данной проблемы способствует обогащению и развитию теории права, углублению представлений о праве, его внутренней систематике, формах и методах воздействия права на общественные отношения, усилению его регулятивных возможностей.

      Нельзя  не отметить, что вплоть до самого последнего времени разработке проблем частного и публичного права уделялось  недостаточное внимание со стороны  юристов-теоретиков. Все это обусловливает  необходимость комплексного исследования проблем частного и публичного права специалистами в области общей теории права, с участием государствоведов, административистов, цивилистов и представителей других отраслей юридической науки.

      Актуальность  работы обусловлена усложнением связей и отношений социума, комплексный характер которых объективно требует интеграции права в частно- и публично-правовые блоки, что вызывает потребность определения новых граней общности и различия отраслей права для более полного использования потенциальных возможностей системы права в обеспечении эффективной правовой регламентации.

      Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.

     Объект  исследования – право в рамках теории государства и права.

     Предмет курсовой работы – частное и публичное право. 

      Задачи  работы:

    1. Охарактеризовать исторические данные становления и развития частного и публичного права.
    2. Рассмотреть понятия и систему частного и публичного права.
    3. Охарактеризовать юридические особенности частного права
    4. Рассмотреть критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.

     Методологической  и теоретической основой исследования послужили концептуальные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам частного и публичного права в рамках теории государства и права.  
 

 

       ГЛАВА 1. Частное и публичное право: сущность, вехи развития. Система права

      1.1. Частное и публичное право: из истории становления и развития

      У человека, не знакомого с тонкостями юриспруденции, выражение “частное право” может вызвать по меньшей  мере недоумение и, пожалуй, даже неприятие.

      В самом деле, право - представляет собой  институт официальной, государственной  жизни общества. И право в этом отношении имеет публичный характер. То есть оно исходит от всего общества, от государства в целом, признается обществом и государством в качестве безусловно обязательного, императивного в жизни общества и каждого гражданина. А тут, видите ли, “частное”, да еще и “право”. И в какой мере уместно здесь говорить в сопоставлении с “частным” еще и о некоем “публичном праве”, когда в действительности все право, право в целом, представляет собой явление публичного порядка?

      Добавим сюда усиленно насаждаемое в условиях советского общества наше недоверчивое и даже презрительное отношение ко всякому “частному” - поприщу эксплуататоров, спекулянтов, кустарей, единоличников и мироедов-кулаков. .И когда речь заходит о “частном праве”, может возникнуть предположение: не закоулки ли это нашей жизни, удел “теневиков” и наркодельцов? И не область ли это для проделок всякого рода оборотистых и наглых “реформаторов”, которые вознамерились теперь “приватизировать” также и закон, исконный институт государственной жизни?

      Здесь возникают вопросы и с сугубо юридической, практической стороны. Ведь всем известно, что право  той или иной страны, в том числе российское, подразделяется на отрасли: уголовное, гражданское, административное, трудовое, семейное и т. д. Каждая из этих отраслей имеет свой особый “предмет”, отличается юридическим своеобразием (чтобы убедиться в этом, достаточно, например, сопоставить уголовное и семейное право); основные нормы каждой отрасли закреплены, как правило, в особом законодательном документе - кодексе. В практическом отношении для решения юридических вопросов ничего другого, кажется, и не нужно. И, может быть, вполне оправданно, что не так давно в советском обществе деление права на публичное и частное вообще отрицалось?

      Между тем деление права на публичное и частное получило в мировой юриспруденции широкое признание. Оно рассматривается большинством правоведов в качестве очевидного и фундаментального.

      И для этого имеются серьезные  основания в самом строении права, характерные для национальных юридических систем. Особенно наглядно они выражены в праве стран континентальной Европы, где при всей сложности и даже известной “перемешанности” публично-правовых и частноправовых норм довольно четко можно выделить публичное и частное право, порой прямо по видам законов, кодексов (например. Уголовный кодекс - публичное право. Гражданский кодекс - частное право). Но и в прецедентом англосаксонском праве всегда те или иные прецеденты, те или иные источники могут относиться либо к публичному праву (например, прецеденты и обыкновения в деятельности парламента), либо к частному праву (прецеденты в области договоров; допустим, по ответственности за качество предмета договора).[2, 138]

      О делении права на публичное и  частное говорили еще философы античности. По словам Аристотеля, публичное право защищает то, что вредит обществу, а частное право - то, что вредит отдельным лицам. Это деление довольно строго было зафиксировано древнеримскими юристами. Знаменитый юрист Древнего Рима Ульпиан (II в. н.э.), приступая к изложению юридических вопросов, начинал так: “Изучение права распадается на две части: публичное и частное...” Характерно, что высокую общепризнанную оценку -оценку как непревзойденного шедевра правовой культуры - получило не все право Древнего Рима, а именно частное право. Сподвижник Маркса, его сотоварищ Энгельс писал с некоторым сарказмом о древнеримских юристах как о такой разновидности идеологов, которые разрабатывали “во всю ширь свое излюбленное частное право”.

      Деление права на “публичное” и “частное” в современной юриспруденции является своего рода исходным пунктом и общим местом - фактом, который хотя и нуждается в объяснении, но сам по себе очевиден. В то же время обращает на себя внимание то обстоятельство, что на известных этапах исторического развития (в условиях средневековья, в советском обществе) указанное деление как бы уходило в тень, а порой и прямо отрицалось.

      Любопытно в этой связи, что в Западной Европе XVI - XVII вв. потребность в развитии частного права, отвечающего потребностям нарождающегося капитализма, вылилась в поразительный исторический феномен - в возрождение или в восприятие (рецепцию) римского частного права, которое в Германии позднего средневековья как бы возобновило свое действие. Оно так и называлось - “современное римское право” (heutiges romisches Recht). И еще более знаменательно, что в эпоху Просвещения, Великой французской революции именно частное право - через гражданские законы - резко возвысилось, стало одним из решающих факторов становления свободного гражданского общества.

1.2. Понятие частного и публичного права

      Изречение древнеримского юриста Ульпиана позволяет  считать, что основание градации права на частное и публичное - есть предмет правового регулирования, то есть интерес:

      а) общезначимый (публичный) интерес, интересы общества, государства в целом;

      б) интересы частных лиц.

      Деление права на частное и публичное, таким образом, обеспечивает статью 2 Конституции  Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.», и означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещены или ограничены законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы прямого приказа государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

      Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономии личности, признание защиты частной собственности, свободы договора. Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ли ему свои права или воздержаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступить иным образом.

      Иное  дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства  стороны выступают как  юридически неравноправные. Одной из таких сторон  всегда выступают государство или его орган (должностное лицо), наделённый властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из центра, каковым является государственная власть. [13, 157]

      Система публичного и частного права обусловлена  их природой, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого  и представлена публичная и частно-правовая система.

      Конечно, безусловной публично-правовой или  частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в частном праве, а частноправовые в публичном. Любая норма права в любой отрасли права – если речь идёт не о произвольном установлении, а действительно о норме права как конкретного требования принципа формального равенства – объединяет в себе (и  должна объединять по принципу формально-правового равенства) оба начала: публично-правовое и частно-правовое. [18, 143]  При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890-1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правовых и частно-правовых элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М.М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) - область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.

      Представляемая  в норме права и в праве  в целом общая воля (общее благо, интерес) – это и есть правовой способ и правовая форма учета, согласования, сочетания публичных и частных интересов в соответствующей сфере и отрасли нормативно-правовой регуляции.

      Правомерный интерес (т.е. признаваемый и защищаемый правом интерес) – это результат  согласования и компромисса различных  конфликтующих интересов на основе критерия  их соответствия требованиям общеправового принципа формального равенства.

      Общий интерес – всё правомерное из всех конфликтующих интересов всех соответствующих субъектов.

      Таким образом, правомерные частные и  публичные интересы защищаются (и должны защищаться) всеми нормами, нормами всех отраслей права.

      Некоторые авторы определяют частное право как совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Это определение, на мой взгляд, несколько одностороннее – оно характеризует частное право лишь с экономической стороны.

      Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй. [16, 79]

1.3. Публичное право

      Поскольку публичное право есть то, которое  относится к положению государства, выясним, что включает в себя понятие «государство».

      Государство – политико-социальная, территориальная организация власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления, способная делать свои веления обязательными на всей территории страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда говорят о государстве имеют ввиду государство не столько как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованнное общество (объединяющее в себе политическую, территориальную и структурную организацию общества).

      Сущность  современного государства проявляется  в том, что оно служит в качестве средства общественного компромисса, учета интересов различных групп  и слоев населения и снятия  или смягчения противоречий механизма управления делами общества.

Информация о работе Частное и публичное право