Частное и публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.

Задачи работы:
Охарактеризовать исторические данные становления и развития частного и публичного права.
Рассмотреть понятия и систему частного и публичного права.
Охарактеризовать юридические особенности частного права
Рассмотреть критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Частное и публичное право.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Признаки  государства:

  1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления и управления. Государственную власть осуществляет особый слой людей, наделенных государственно-властными полномочиями.
  2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в пределах конкретной территории и распространяется на всех лиц, проживающих на ней.
  3. Государственный суверенитет. Это независимость государственной власти от всякой другой власти (политической, идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в её исключительном праве самостоятельно решать свои дела.
  4. Наличие права как системы принятых или санкционированных государством норм, обязательных для всего населения.

      Функции государства – главные направления  его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению общества в присущих ему формах и методах.

      Основные  внутренние функции:

  1. экономическая (координация экономических процессов, а иногда управление экономикой);
  2. социальная;
  3. культурная;
  4. охранительная (поддержание стабильности существующих отношений, охрана прав и свобод человека, правопорядка).

      Основные  внешние функции:

  1. осуществление международного сотрудничества;
  2. организация обороны государства, защита государственного суверенитета.

      В соответствии с функциями государства  создается структура его органов  управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

      Публичное право – это отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой. Специфику определяет предмет (суть) публичного права – это общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях, системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах – тогда, когда уже не действуют частные соглашения.

      Основным  методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений. Наряду с этим методом иногда используется:

  • императивный метод (государство может наделять государственно-властными полномочиями);
  • диспозитивный метод (право сторон использовать свои права по своему усмотрению).

      Принципы  публичного права определяются в  основном Конституцией:

    1. принцип законности;
    2. справедливости;
    3. гуманизма;
    4. равенства.

      Источники публичного права – нормативно-правовые акты (законы), иногда – правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти.

1.4. Частное право

      Частное право защищает интересы частного лица, как отдельного субъекта. Каждый субъект права имеет правовой статус, то есть совокупность прав, свобод, законных интересов отдельных лиц, которые признаются и гарантируются государством на законодательном уровне. Следует различать понятия «права человека» и «права гражданина».

      Права человека являются исходными, они принадлежат  всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут или нет.

      Права гражданина включают в себя только те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

      Свобода человека определяется, как узаконенная  возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие ограничений деятельности человека.

      Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормальной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида. Общества, государства.

      Основные документы о правах человека:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г., вступил в силу в 1973 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);
  • В России – Конституция Российской Федерации (1993 г.).

      При этом в нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства.

      Предмет частного права – это имущественно-стоимостные и личностно-неимущественные отношения лиц (а также всё, связанное с отношениями по содействию занятости и с трудоотношениями, и результатами этой деятельности).

      В частном праве используется метод  юридического равенства сторон, метод разрешения конфликтов в судебном порядке, метод договорного характера правоотношений.

      Принципы  частного права складываются из общеотраслевых и конституционных принципов.

      Основные  конституционные:

  • принцип свободы договора;
  • независимости;
  • автономии личности;
  • признания и защиты частной собственности;
  • неприкосновенности собственности;
  • недопустимости вмешательства в частные дела;

      Источниками частного права являются Законы, подзаконные  акты (отраслевые кодифицированные акты), нормативно правовые акты министерств и ведомств, международные договоры.

 

      

Глава 2 Частное и публичное право: юридические особенности,  критерии

      2.1. Характеристике юридических  особенностей частного  права

      По  своей сущности частное право  представляет собой не столько известную, весьма обширную часть юридической системы страны (хотя такую “часть” возможно и необходимо обособлять) и даже не столько “зону права”, о которой говорилось ранее, сколько существование и действие определенных правовых начал и в этом смысле - духа права.

      Частное право - это начала, утверждающие для отдельных лиц юридически значимые свободу, независимость, самостоятельность. То есть это такое правовое состояние отдельных лиц, когда они сами, суверенно, без вмешательства извне, своей волей и в своем интересе решают свои дела и когда, говоря словами Канта, у субъектов есть “свобода быть собственным господином”.

      Можно сказать даже так: частное право - это суверенная территория свободы на основе права. Такая “территория свободы”, где “верховным правителем” является “частное лицо” - отдельный человек, группа граждан, организация, - выступающее в качестве юридического лица, и, значит, здесь, по данному кругу вопросов, лица частного.

      Именно  в области частного права свобода  отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это -не дозированные “кусочки самостоятельности”, на которые дает разрешение чиновник (такие дозированные “кусочки” есть и у подневольного индивида - раба, крепостного). И это - не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами все же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности и где при адекватном и отработанном юридическом инструментарии (об этом -дальше) определяются границы свободы, не допускаются злоупотребления ею и действуют юридические механизмы ее цивилизованного осуществления. Свобода в области частного права — это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищенном статусе субъекта права и в обладании им защищенными субъективными правами (право собственности, право вступать в любые договоры, право на неимущественные блага и т. д.).

      При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т. е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную “сферу свободы” (если, понятно, такое вмешательство не происходит по прямому установлению закона, например при расследовании преступления по возбужденному уголовному делу).

      Своеобразие частного права отчетливо проявляется, как мы видели, при его сопоставлении  с публичным правом (вспомним: первому  присущи “юридическое равенство” и “координация”, второму-“власть - подчинение”, “субординация”). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права - с государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка.

      Ведь  частное право предоставляет людям - отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, - возможность в определенном круге отношений быть “собственным господином” - свободно поступать сообразно своим интересам, своей воле, самостоятельно определять условия своего поведения. При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остается в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Государственная власть, по своей природе “настроенная” на то, чтобы вмешиваться в окружающие ее отношения, отторгается (скажем грубее - изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов.

      В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как  частных лиц — договоры, односторонние акты собственника и т. д. - приобретают “самое настоящее”, “полнокровное” юридическое значение. Государство, которое изначально “изгнано” из данного круга отношений, теперь обязано - не парадокс ли? - признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.

      Свобода и самостоятельность субъектов, характерные для частного права (их в юриспруденции нередко называют диспозитивностью), могут - как в современном Гражданском кодексе России - прямо обозначаться в законодательном тексте. В кодексе говорится об “автономии воли” субъектов, о том, что они приобретают и осуществляют права своей волей и в своих интересах. Но этого может и не быть. Зато во всех законах, посвященных частному праву, непременно существует адекватный, и притом обширный, технико-юридический инструментарий, направленный на то, чтобы реально, в жизни, утвердить начала диспозитивности, принципы частного права.

      И это вполне объяснимо. Юридические обязанности и юридическая ответственность по большей части прямо вытекают из других форм регуляции поведения людей (в первую очередь - из требований морали) и нуждаются главным образом в своего рода государственном подкреплении, известной конкретизации с учетом различных жизненных обстоятельств - политических, экономических и т. д.

Информация о работе Частное и публичное право