Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

При осуществлении государственной гражданской службы правовой статус и правоотношения, в которые вступают гражданские служащие, носят сложный многоотраслевой характер. В зависимости от содержания, формы проявления и субъектного состава правовое регулирование гражданской службы и правоотношений гражданских служащих, в которые они вступают в процессе выполнения своих служебных обязанностей, можно рассматривать в различных направлениях.

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция понятия «государственный гражданский служащий»…………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Социально - правовой статус государственного гражданского служащего…………………………………………………………………….…...8
2.1. Основные права государственных гражданских служащих………………9
2.2.Служебные обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………………..11
2.3. Ограничения государственных гражданских служащих………...……….13
2.4. Запреты государственных гражданских служащих………...…………….15
2.5.Требования к служебному поведению гражданского служащего…..……18
ГЛАВА 3. Особенности правового положения государственного гражданского служащего…………………………………………………..……20
3.1. Ответственность государственного гражданского служащего……...…...20
3.2. Экономическое обеспечение государственного гражданского служащего………………………………………………………………….…….23
3.3. Гарантии государственных гражданских служащих………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………...……………………33

Файлы: 1 файл

доменик.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

 Также существуют особенные права государственного гражданского служащего —обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных — дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

 

2.2.Служебные обязанности  государственного гражданского  служащего

 

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные  обязанности. В Федеральном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов, устанавливающих основные обязанности  гражданских служащих. Согласно им каждый гражданский служащий обязан:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах и подлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  10. сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное  поручение. В случае его исполнения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории  «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном  органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной  должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации  в случаях и порядке, установленных  федеральным законом.

Помимо них на каждого  гражданского служащего, в зависимости  от специфики занимаемой должности, возлагается какое-то количество особенных (основных и дополнительных) обязанностей. Обычно именно основные специфические  обязанности и составляют сущность профессиональной деятельности гражданского служащего по обеспечению и реализации полномочий какого-либо государственного органа. По качеству исполнения данных обязанностей, как правило, оцениваются  профессионализм и компетентность гражданского служащего.

 

2.3. Ограничения  государственных гражданских служащих

 

Уже отмечалось, что наличие  прав и обязанностей с необходимостью обусловливает установление различных  общих и особенных ограничений  в профессиональной деятельности гражданского служащего. По федеральному закону их 10. Эти ограничения подкрепляются  запретами, которых 17, и требованиями к служебному поведению гражданского служащего (их 14), что отражено в гл. 3, ст. 16—18.

Если речь заходит об ограничениях в деятельности гражданского служащего, то они не связаны с социальными, национальными, религиозными, половыми и другими особенностями человека. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных федеральным законом сведений или заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

 

2.4. Запреты государственных  гражданских служащих

 

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему  запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначении на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на самооплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
  4. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
  6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленным Гражданским кодексом РФ;
  7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  11. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных организаций и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  12. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  13. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  14. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию таких структур;
  15. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  16. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  17. заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

 

В случае если владение гражданским  служащим приносящими доход ценными  бумагами, акциями (долями участия в  уставных капиталах организаций) может  привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему  указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах  организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским  законодательством РФ.

 

После увольнения с гражданской  службы гражданин не вправе:

  1. замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  2. разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

 

2.5.Требования к служебному поведению гражданского служащего

 

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  6. соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  8. не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство;
  9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории  «руководители», обязан не допускать  случаи принуждения гражданских  служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Особенности  правового положения государственного гражданского служащего

 

3.1. Ответственность  государственного гражданского  служащего

 

В состав мер должного и  возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных  взысканий и наказаний за допущение  поступков и действий, которые  юридически признаются запрещенными и  вредными. Различают четыре вида ответственности  гражданского служащего: дисциплинарную; административную;       материальную и уголовную.

Что такое дисциплинарная ответственность? Это применение мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (т.е. совершение дисциплинарного проступка), представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании, установленном п. 2, пп. «а»—«г» п. 3, п. 5 и б ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Какая разница между взысканиями 4 и 5? При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

До применения дисциплинарного  взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для  применения дисциплинарного взыскания.

Информация о работе Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего