Также существуют особенные права
государственного гражданского служащего
—обусловливаются спецификой занимаемой
им должности. К их числу относятся, например,
право на принятие вторичных нормативных
актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной
практикой в отношении подчиненных, визирования
по профилю своей деятельности готовящихся
в данном органе документов и т.д. Среди
особенных — дополнительных прав могут
быть право технического контроля за исполнением
поручений сотрудниками, за состоянием
техники безопасности в помещении, использования
различной оргтехники, компьютеров и т.д.
2.2.Служебные обязанности
государственного гражданского
служащего
Не меньшую значимость
в социально-правовом статусе гражданского
служащего занимают его служебные
обязанности. В Федеральном законе
в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов,
устанавливающих основные обязанности
гражданских служащих. Согласно им
каждый гражданский служащий обязан:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах и подлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
- сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданский служащий не вправе
исполнять данное ему неправомерное
поручение. В случае его исполнения
гражданский служащий и давший это
поручение руководитель несут дисциплинарную,
гражданско-правовую, административную
или уголовную ответственность.
Гражданский служащий, замещающий
должность гражданской службы категории
«руководители» высшей группы должностей
гражданской службы, в целях исключения
конфликта интересов в государственном
органе не может представлять интересы
гражданских служащих в выборном
профсоюзном органе данного государственного
органа в период замещения им указанной
должности.
Гражданские служащие подлежат
обязательной дактилоскопической регистрации
в случаях и порядке, установленных
федеральным законом.
Помимо них на каждого
гражданского служащего, в зависимости
от специфики занимаемой должности,
возлагается какое-то количество особенных
(основных и дополнительных) обязанностей.
Обычно именно основные специфические
обязанности и составляют сущность
профессиональной деятельности гражданского
служащего по обеспечению и реализации
полномочий какого-либо государственного
органа. По качеству исполнения данных
обязанностей, как правило, оцениваются
профессионализм и компетентность
гражданского служащего.
2.3. Ограничения
государственных гражданских служащих
Уже отмечалось, что наличие
прав и обязанностей с необходимостью
обусловливает установление различных
общих и особенных ограничений
в профессиональной деятельности гражданского
служащего. По федеральному закону их
10. Эти ограничения подкрепляются
запретами, которых 17, и требованиями
к служебному поведению гражданского
служащего (их 14), что отражено в гл.
3, ст. 16—18.
Если речь заходит об ограничениях
в деятельности гражданского служащего,
то они не связаны с социальными,
национальными, религиозными, половыми
и другими особенностями человека.
Гражданин не может быть принят на гражданскую
службу, а гражданский служащий не может
находиться на гражданской службе в случае:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных федеральным законом сведений или заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
2.4. Запреты государственных
гражданских служащих
В связи с прохождением
гражданской службы гражданскому служащему
запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначении на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на самооплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленным Гражданским кодексом РФ;
- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных организаций и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию таких структур;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В случае если владение гражданским
служащим приносящими доход ценными
бумагами, акциями (долями участия в
уставных капиталах организаций) может
привести к конфликту интересов,
он обязан передать принадлежащие ему
указанные ценные бумаги, акции (доли
участия в уставных капиталах
организаций) в доверительное управление
в соответствии с гражданским
законодательством РФ.
После увольнения с гражданской
службы гражданин не вправе:
- замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
- разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
2.5.Требования к служебному
поведению гражданского служащего
- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
- не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
- не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
- не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство;
- проявлять корректность в обращении с гражданами;
- проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
- учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
- способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
- соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебной информации.
Гражданский служащий, замещающий
должность гражданской службы категории
«руководители», обязан не допускать
случаи принуждения гражданских
служащих к участию в деятельности
политических партий, других общественных
и религиозных объединений.
ГЛАВА 3. Особенности
правового положения государственного
гражданского служащего
3.1. Ответственность
государственного гражданского
служащего
В состав мер должного и
возможного поведения гражданского
служащего с необходимостью включается
и ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение возложенных
на него обязанностей, запретов и требований.
Ответственность выражается в применении
к гражданскому служащему различных
взысканий и наказаний за допущение
поступков и действий, которые
юридически признаются запрещенными и
вредными. Различают четыре вида ответственности
гражданского служащего: дисциплинарную;
административную;
материальную и уголовную.
Что такое дисциплинарная
ответственность? Это применение мер
дисциплинарного воздействия к гражданским
служащим в порядке служебного подчинения
за виновные нарушения правил гражданской
службы. Основы дисциплинарной ответственности
гражданского служащего определяются
ст. 57 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».
В ней указывается, что за неисполнение
или ненадлежащее исполнение гражданским
служащим по его вине возложенных на него
должностных обязанностей (т.е. совершение
дисциплинарного проступка), представитель
нанимателя имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания: 1) замечание;
2) выговор; 3) предупреждение о неполном
должностном соответствии; 4) освобождение
от замещаемой должности гражданской
службы; 5) увольнение с гражданской службы
на основании, установленном п. 2, пп. «а»—«г»
п. 3, п. 5 и б ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального
закона. За каждый дисциплинарный проступок
может быть применено только одно дисциплинарное
взыскание.
Какая разница между взысканиями
4 и 5? При освобождении гражданского
служащего от замещаемой должности гражданской
службы в связи с дисциплинарным взысканием
он включается в кадровый резерв для замещения
иной должности гражданской службы на
конкурсной основе.
До применения дисциплинарного
взыскания представитель нанимателя
должен затребовать от гражданского
служащего объяснение в письменной
форме. В случае отказа гражданского
служащего дать объяснение составляется
соответствующий акт. Отказ гражданского
служащего от дачи объяснения в письменной
форме не является препятствием для
применения дисциплинарного взыскания.